kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Особенности воспитания трудолюбия у старших дошкольником посредством ознакомления с окружающим миром и трудом взрослых"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В даннам материале описаны теоретические вопросы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения в процессе ознакомления с окружающем миром и трудом взрослых.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Особенности воспитания трудолюбия у старших дошкольником посредством ознакомления с окружающим миром и трудом взрослых"»

Особенности воспитания трудолюбия у старших дошкольником посредством ознакомления с окружающим миром и трудом взрослых

Трудолюбие как качество личности – способность позитивно относиться к процессу трудовой деятельности, проявляя активность, инициативность, добросовестность, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда. Трудолюбие – это важное качество, помогающее сформировать цельную личность. Трудовое воспитание в общем воспитании дошкольника играет немаловажную роль, ведь если ребенок не привык трудиться, его ждут серьезные трудности.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения.

Трудолюбие и способность к труду не даются от природы, а воспитываются с самого раннего детства. Первые трудовые навыки должны быть привиты малышу в семье. В первую очередь трудовое воспитание дошкольника должно проходить в игровой увлекательной форме. Родители ненавязчиво могут предложить уже трехлетнему малышу помочь сделать несложную работу, например, собрать вместе с мамой, папой, старшим братом или сестрой игрушки, протереть пыль. У детей постарше уже могут быть трудовые обязанности, например, повесить аккуратно свою одежду, убрать свое рабочее место после ручного труда, игрушки, покормить животных и т. д. За все достижения ребенка необходимо поощрять и хвалить. Трудовое воспитание должно проходить на позитивной волне.



Многие педагоги считаю, что детей нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании различных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о трудовой деятельности взрослых, воспитываться уважение к труду. Недостаточно изученным в остается вопрос о взаимосвязи влияния мира взрослых на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста .

Исследованию процесса воспитания трудолюбия у старших дошкольников посвящены многочисленные труды как зарубежных, так и отечественных методистов и педагогов.

Так, по мнению А. А. Ахматова, Н. П. Семыкина трудолюбие относится к разряду привычек или черт характера, Г. С. Абрамова говорит, что трудолюбие – нравственное качество личности, поэтому формирование трудолюбия согласуется с нравственным развитием ребенка. Е. Р. Залкинд, М. А. Кононова связывают трудолюбие с такими понятиями, как отношения, чувства, интересы, эмоции.



Для того чтобы проследить особенности развития трудолюбия в воспитании дошкольников дошкольном учреждении был проведен анализ программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой [7]. Так, трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых и художественных средств. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых.

В зависимости от возраста детей педагог предлагает различные формы трудовой деятельности.



Трудовые поручения – наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей. Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Трудовые поручения могут различаться по форме организации (индивидуальные, подгрупповые), по продолжительности (кратковременные или длительные), по содержанию (соответствуют видам труда).

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, заботливого отношения к людям .

Основными методами трудового воспитания дошкольников являются: показ; объяснение; обсуждение процесса труда и его результатов; оценка; обучение отдельным способам выполнения трудовых операций. Для создания положительного отношения и привычки к труду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом.

Изучив множество литературы и различных исследований по данной теме можно сделать вывод, о том, что процент детей с высоким показателем навыков трудолюбия значительно ниже, чем процент с низким показателем навыков трудолюбия. В связи с этим, полагаем, что воспитание трудолюбия у старших дошкольников довольно трудоемкий и сложный вопрос. Для повышения навыков трудолюбия у дошкольников должна проводится работа не только с детьми, но и со взрослыми, т.е с педагогических составом дошкольного учреждения и родителями.

Содержанием работы с педагогическим составом в ДОУ можно включить такие формы, как консультации, круглые столы, семинары, совет педагогов, КВН. Работа с педагогическим коллективом предполагает знакомство педагогов с новинками методической литературы по вопросам трудового воспитания детей дошкольного возраста, разработку проектов «трудового поля» для детей разных возрастных групп, разработку рекомендаций для родителей по вопросу воспитания трудолюбия у дошкольников.

Целенаправленная работа с родителями дошкольников следует организовывать в рамках родительских встреч, в ходе которых можно проводить родительские собрания, консультации, беседы. Работа по обогащению опыта родителей по воспитанию трудолюбия у детей также следует осуществлять в процессе проведения различных форм работы: консультаций, семинаров, встреч за круглым столом, заседания дискуссионных клубов, родительских собраний, дней открытых дверей, трудовых акций. В работе с детьми важное место должно отводиться проведению комплексных занятий, экскурсий, встреч с интересными людьми, играм-путешествиям. Цель подобных мероприятий будет являться формирование у дошкольников знаний о трудовой деятельности взрослых, об их профессиях, о результатах их труда, о трудолюбии. Углублению и закреплению знаний у старших дошкольников о труде способствуют дидактические игры.

В заключении хотелось бы сказать, что в дошкольных образовательных учреждения следует уделять как можно большее внимание вопросам воспитания трудолюбия, ведь трудолюбие является неотъемлемой частью сформированной личности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Лихачева Анастасия Валерьевна

Дата: 09.04.2018

Номер свидетельства: 465632


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства