Проект направлен, на развитие наиболее способных дошкольников, на способность их самореализации, на расширение базы познавательных интересов и интеллектуальных умений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Проект «От способностей к одаренности» находится на стадии реализации и предусматривает специальную работу с детьми, которые имеют повышенные способности. Направлен, на развитие наиболее способных дошкольников, на способность их самореализации, на расширение базы познавательных интересов и интеллектуальных умений.
Предложенные мероприятия в проекте позволяют добиться успехов в создании системы выявления, развития и творческой активности детей. Проект будет осуществляться через образовательную деятельность в процессе различных методов и приемов работы, направленных на расширение творческих, актерских, танцевальных, музыкальных и интеллектуальных способностей детей.
А также в нашем проекте прописана работа с родителями (законными представителями) для своевременного выявления и сопровождения детей с повышенными способностями, чтобы работа с детьми была непрерывной, и давала хорошие результаты.
Целевая аудитория
Проект предназначен для педагогов и родителей для выявления, развития и сопровождения детей с повышенными способностями.
Актуальность
«В каждом человеке заключается целый ряд
способностей и наклонностей, которые стоит
лишь пробудить и развить, чтобы они, при
приложении к делу, произвели
самые превосходные результаты»
А. Бебель
Одаренность – это высокий уровень развития способностей, познавательной активности. Ребенок в современном мире должен быть конкурентоспособным и развиваться в различных сферах деятельности, чтобы в дальнейшем быть успешным в социуме.
Чтобы выявить одаренность детей нужно наблюдать за их деятельностью с раннего и дошкольного возраста, предоставлять им больше самостоятельности, привлекать в деятельность, к которой у них прослеживаются повышенные способности.
Проблема работы с одаренными детьми в дошкольном образовательном учреждении не нова. Однако всесторонний анализ её убеждает нас в том, что отсутствие системы развития детской одарённости отрицательно влияет на эффективность работы с одарёнными детьми.
Никто не может сказать где проходит черта между одаренными и просто способными детьми. Самым благоприятным периодом для выявления, развития и сопровождения детской одаренности является ранние детство и дошкольный возраст. Для детей этого возраста характерна познавательная активность и потребность в умственной нагрузке. Чем больше такие дети будут заниматься, тем выше будет их продуктивность, и они будут получать удовольствие от своей деятельности, а это значит, что они не остановятся и будут дальше развиваться и наша задача заключается в том, чтобы выявить детей с повышенными способностями на раннем этапе развития. Чем раньше мы выявим способности детей к определенной деятельности, тем более качественную помощь сможем предоставить детям для развития и сопровождения.
Педагогам дошкольного образования необходимо наблюдать, выявлять в детях ту самую «алмазную нить» одаренности, которую мы будем в дальнейшем поддерживать и развивать.
Различаются следующие признаки повышенных способностей детей:
Чрезмерная любознательность
Способность к логическому мышлению
Ранняя речь
Отличная зрительная и слуховая память
Упорство в достижении своей цели
Яркое воображение
Высокоразвитая фантазия
Ярко выраженная физическая активность
Управление развитием детской одаренности формирует совместные усилия всех участников проекта, которые создадут условия в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
Создавая данный проект, мы предположили тесное сотрудничество воспитателей всех возрастных групп, педагогов дополнительного образования и родителей одаренных детей.
Каждый педагог в своей возрастной группе может создать условия, которые помогут одаренным детям поверить в свои безграничные возможности. Педагоги дополнительного образования помогут таким детям раскрыться в полной мере. Ну а без родителей невозможно дельнейшее сопровождение одаренных детей после выпуска их из дошкольного учреждения.
Описание проекта
В наше время существует множество форм помощи детям с повышенными способностями в условиях образовательных учреждений, но в детских садах такой работы не хватает. Особенно, если речь идет о раннем выявлении детей с повышенными способностями и их дальнейшего сопровождения после выпуска детей из дошкольного учреждения.
Многие воспитатели замечают таких детей и максимум что они делают – это направляют в кружки дополнительного образования, а в основном родители записывают своих чад ни по их способностям, а куда им самим хотелось бы. Дети с повышенными способностями не получают должного внимания со стороны не только педагогов, но и родителей.
В связи с вышесказанным мы решили создать проект для выявления, развития и сопровождения детей с повышенными способностями, чтобы в будущем они могли перерасти в одаренность.
Целью проекта мы поставили: «Создание условий в образовательном пространстве детского сада для выявления, развития и сопровождения детей с повышенными способностями от 2,5 до 7 лет.
Мы считаем, что выявлять способности детей можно в любом возрасте, но чем раньше это сделать, тем больше возможностей открывается для детей.
Задачи:
Формирование устойчивой мотивации педагогов и родителей на активную работу в развитии и сопровождении детей с повышенными способностями.
Обогащение предметно – развивающей среды в группах, способствующей познавательному интересу и творческому потенциалу детей.
Подборка консультаций, рекомендаций для воспитателей, консультаций для родителей по оптимизации воспитания и развития одаренных детей.
Развитие детей с повышенными способностями с помощью различных методов и приемов в работе
Наш проект долгосрочный и рассчитан на 4 года (с сентября 2018 по май 2019г)
Условия реализации проекта:
Насыщенная предметно – развивающая среда, которая направляет на разнообразную деятельность детей.
Создание доброжелательной и заботливой атмосферы к детям
Использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий
Занятие детей в свободной деятельности развивающими играми
Участие детей в различных мероприятиях детского сада
Участие родителей в развитии и сопровождении детей с повышенными способностями в условиях домашнего образования и совместной деятельности с детьми и педагогами.
Обеспечение необходимым методическим и информационным материалом для проведения данного проекта.
Ожидаемые результаты: овладение педагогами образовательными технологиями для работы с даренными детьми, увлеченность детей своей деятельностью, создание общих интересов между детьми и родителями, успешная социализация детей с повышенными способностями в социуме, повышение имиджа ДОУ.
Основные направления: разработка методов и приемов для выявления одаренности детей, создание системы развития одаренных, создание системы сопровождения одаренных детей, использование воспитателями и педагогами дополнительного образования современных педагогических технологий, совместная работа педагогов и родителей для развития и дальнейшего сопровождения одаренных детей.
В проекте участвуют дети трех возрастных групп: 1-я младшая, 2-я младшая и старшая.
На первом этапе мы изучили литературу, статьи из журналов, методические пособия, исследования отечественных и зарубежных педагогов. Выбрали методы и приемы из современных педагогических технологий для работы с одаренными детьми. Познакомили и дали ряд рекомендаций по выявлению, развитию и сопровождению одаренных детей воспитателям, родителям. Создали картотеку игр, рекомендаций, консультаций для воспитателей, родительских собраний на выявление и развитие одаренности детей. Подобрали способы (наблюдение, тест – опросы, анкеты) выявления повышенных способностей и проверки результатов на завершении работы над проектом. Результатами будут являться конкурсы, выставки, выступления как на уровне дошкольного учреждения, так и на городском.
На втором этапе мы выявили повышенные способности у детей с учетом их возрастных особенностей. Для определения видов способностей у детей взяли тест – анкету по Н.П. Смолянской, предварительно выделив детей, у которых есть склонности к определенным видам деятельности по педагогической диагностике на начало года.
.1 младшая группа «Теремок» 2,5 года - 8 детей (Воспитатели – Мучичка Е.А. и Сабина Е. В.)
2 младшая группа «Гномики» 3 – 4 года – 10 детей (Воспитатель – Рогожина В.А.)
Старшая группа «Капелька» 5 – 6 лет – 10 детей (Воспитатель – Ивкина Е.Ю.)
Воспитатели в своих возрастных группах выявляли повышенные способности детей, используя современные педагогические технологии, методы и приемы:
Для 1 мл. группы – «Игровая» технология
Для 2 мл. группы – «Игровая», личностно – ориентированная технологии
Для ст. группы – «Социо – игровая», «ТРИЗ», личностно – ориентированная, игровая технологии.
методы и приемы:
Наблюдение за детьми в режимных моментах, в образовательной и самостоятельной деятельности.
Опрос воспитателей.
Опрос родителей.
Беседы с детьми.
Выполнение детьми самостоятельных творческих работ.
Выставки.
Конкурсы.
Игры с детьми на различные темы.
Рассматривание иллюстраций.
Чтение книг по интересам детей.
Воспитатели записывали свои наблюдения в журнал и анализировали полученную информацию, выявляя повышенные способности к той или иной деятельности по следующим критериям ( тест – опрос по Н.П. Смолянской)
Музыкальные:
Любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает. Если поет или играет на музыкальном инструменте, то вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение. Сочиняет или пытается сочинять собственные мелодии. Научился или учится играть на каком – либо музыкальном инструменте.
Артистические:
Часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением, о чем – то рассказывает. Меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает. С большим желанием выступает перед аудиторией новому.
Литературные:
Рассказывает, о чем – либо, умеет поддерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. Любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что – то новенькое и необычное. Изображает персонажей своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными.
Художественные
Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение. В своих рисунках, лепке отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций. Когда есть свободное время, охотно рисует, лепит, комбинирует материалы, краски. Стремится создать какое - либо украшение для дома, одежды и т.д.
Спортивные
Энергичен и все время двигается, смел до безрассудства и не боится синяков и шишек, почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой – нибудь спортивной игре. Физически развит, двигается легко и быстро, грациозно. Предпочитает книгам и спокойным развлекательным играм соревнования, бесцельную беготню.
Интеллектуальные
Обладает хорошей памятью, легко и быстро улавливает новое. Задает очень много вопросов по ситуации. Восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро реагирует на все новое и неожиданное в жизни. Любит экспериментировать.
Оценивается по пятибалльной шкале
(0, и -) не ставить и выводить максимальное количество баллов.
Провели родительские собрания, конференции, семинары, мастер – классы, тренинги.
Проанализировав полученную информацию, воспитатели выделили следующее количество детей с повышенными способностями:
В 1 мл. гр. «Теремок» – 4 ребенка
Во 2 мл. гр. «Гномики» – 6 детей
В ст. гр. «Капелька» – 5 детей
На третьем этапе мы создали условия для развития и дальнейшего сопровождения детей с повышенными способностями.
Воспитателями был разработан перспективный план для индивидуальной работы с детьми с повышенными способностями.
Мы пригласили родителей для беседы за круглый стол, чтобы обсудить дальнейшее развитие и сопровождение каждого ребенка по его повышенным способностям.
В нашем дошкольном учреждении работают 5 кружков разной направленности:
«Калейдоскоп» - художественно – эстетическое развитие (акварель) Свердлова Е.Б.
«Звездочки» - физическое развитие (фитнес – аэробика)
Шаталина Е.А.
«Семицветик»-художественно – эстетическое развитие (пластилинография) Ивкина Е.Ю.
«Фантазеры» - художественно – эстетическое развитие (актерское мастерство) Горюнова Е.П.
«Волшебные нотки» - художественно – эстетическое развитие (вокал) Толмачева Т.М.
Мы предложили родителям записать своих детей в кружки с учетом их повышенных способностей, дали рекомендации по развитию способностей детей дома, предложили провести выставку достижений детей, выставку творческих работ, спланировать и показать сказку, танцевальный номер, чтение стихов или исполнение песни с импровизацией перед родителями на собрании или в музыкальном зале перед детьми младшего возраста. Продолжили индивидуальную работу с детьми в условиях группы дошкольного учреждения.
Наш проект на данный момент завершен, но мы решили продолжить работу с одаренными детьми и в следующем учебном году. Провести сравнительный анализ достижений детей с первоначальными данными.
Эффективность проекта
Как опытный ювелир производит огранку алмазной породы и превращает ее в драгоценные камни, так и современный педагог помогает отыскать в малыше задатки одаренности и создает условия для их устойчивого развития.
Способности проявляются в самостоятельном апробировании нового материала, в совместном с взрослыми и детьми процессе освоения новых способов, действия, но самое главное – в формировании замыслов и их реализации.
Несмотря на то, что наш проект начал свою работу только в сентябре 2018г. Мы выявили детей с повышенными способностями и создали условия для индивидуализации. Работа по проекту уже дает свои результаты. Многие из этих детей стали посещать кружки по своим повышенным способностям. У детей появился устойчивый интерес к той деятельности, которая у них получается лучше всего. В старшей группе дети, участвующие в конкурсах, выступлениях уже получают наглядный результат своих достижений, в виде дипломов, сертификатов, а главное поощрения родителей, воспитателей. Ведь для них важно, чтобы они были замечены и отмечены вниманием и сверстников, и взрослых. В младших группах тоже произошли некоторые изменения в отношениях между родителями и детьми. Воспитатели выявили повышенные способности детей и этим сделали большое открытие для их родителей, которые по – другому взглянули на своих чад, стали больше прислушиваться к советам воспитателей. Воспитатели продолжают наблюдение за детьми и выявляют признаки повышенных способностей на раннем этапе развития и у других детей группы. Совместная деятельность воспитателей и родителей дает свои плоды. Родители стали ближе к своим детям. Чаще обычного участвуют в детско – родительских проектах, конкурсах. Они видят продвижения своих детей и готовы поддерживать их и в условиях семьи.
Однако, мы также сделали вывод, что выявление детей с повышенными способностями процесс продолжительный и связан с анализом каждого ребенка. Поэтому необходимо постепенно направлять усилия на поиск таких детей в процессе их обучения и самостоятельной деятельности. Мы считаем целесообразным в течение всего года по результатам наблюдения педагогов выявлять детей с повышенными способностями из всей группы детей, и разрабатывать для них индивидуальный маршрут развития их способностей.
Каждый ребенок способен – главное не только вовремя выявить эти способности, но и поддерживать их, не давая угаснуть, превращая их в одаренность.
Исходя из этого, мы будем продолжать работу по проекту, направленному на выявление, развитие и сопровождение одаренных детей.
Список литературы и интернет источников
И.Крыцылова, Развиваем способности ребенка, «Дошкольное воспитание» №5/2007, с.54.
Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр/И.Ю.Захарова, Е.В. Моржина.-М.:Теревинф,2018. – 158с.
И.Крынцылова, О.Шапоренко, Дети выбирают, «Дошкольное воспитание» №1/2006,с.31.
Крючкова Т.С. тематическая встреча с родителями//http://dohcolnoe.ru/20011-03-22-09-30-55/8345-tematicheskaya-vstrecha-den-semi.html
Леднева С., Диагностика и развитие детской одаренности педагогами, «Дошкольное воспитание» №5/2007,с.50.
Макеева С.В., Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребенка?», «Воспитатель» №1/2016,с.100.
Пеганова С.Н., Руководство игровой деятельностью в условиях ФГОС ДОО, «Методист»№16/2015.
Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями//авт. О.В. Москалюк, Л.В. Погонцев. Волгоград: Учитель,2011.
Мой Здравствуйте, дорогие коллеги и гости ! Я рада , что вы зашли на мой сайт!