kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«От способностей к одаренности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект направлен, на развитие наиболее способных дошкольников, на способность их самореализации, на расширение базы познавательных интересов и интеллектуальных умений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««От способностей к одаренности»»

Ивкина Елена Юрьевна - воспитатель

Сабина Екатерина Владимировна - воспитатель

Рогожина Вера Александровна - воспитатель

Мучичка Екатерина Анатольевна – воспитатель

МБДОУ «ДСОВ№76»

город Братск, Иркутской области

sabina.кат@mail.ru

[email protected]











Проект

«От способностей к одаренности»



























г. Братск, 2018г.

Аннотация

Проект «От способностей к одаренности» находится на стадии реализации и предусматривает специальную работу с детьми, которые имеют повышенные способности. Направлен, на развитие наиболее способных дошкольников, на способность их самореализации, на расширение базы познавательных интересов и интеллектуальных умений.

Предложенные мероприятия в проекте позволяют добиться успехов в создании системы выявления, развития и творческой активности детей. Проект будет осуществляться через образовательную деятельность в процессе различных методов и приемов работы, направленных на расширение творческих, актерских, танцевальных, музыкальных и интеллектуальных способностей детей.

А также в нашем проекте прописана работа с родителями (законными представителями) для своевременного выявления и сопровождения детей с повышенными способностями, чтобы работа с детьми была непрерывной, и давала хорошие результаты.



Целевая аудитория

Проект предназначен для педагогов и родителей для выявления, развития и сопровождения детей с повышенными способностями.



Актуальность

«В каждом человеке заключается целый ряд

способностей и наклонностей, которые стоит

лишь пробудить и развить, чтобы они, при

приложении к делу, произвели

самые превосходные результаты»

А. Бебель



Одаренность – это высокий уровень развития способностей, познавательной активности. Ребенок в современном мире должен быть конкурентоспособным и развиваться в различных сферах деятельности, чтобы в дальнейшем быть успешным в социуме.

Чтобы выявить одаренность детей нужно наблюдать за их деятельностью с раннего и дошкольного возраста, предоставлять им больше самостоятельности, привлекать в деятельность, к которой у них прослеживаются повышенные способности.

Проблема работы с одаренными детьми в дошкольном образовательном учреждении не нова. Однако всесторонний анализ её убеждает нас в том, что отсутствие системы развития детской одарённости отрицательно влияет на эффективность работы с одарёнными детьми.

Никто не может сказать где проходит черта между одаренными и просто способными детьми. Самым благоприятным периодом для выявления, развития и сопровождения детской одаренности является ранние детство и дошкольный возраст. Для детей этого возраста характерна познавательная активность и потребность в умственной нагрузке. Чем больше такие дети будут заниматься, тем выше будет их продуктивность, и они будут получать удовольствие от своей деятельности, а это значит, что они не остановятся и будут дальше развиваться и наша задача заключается в том, чтобы выявить детей с повышенными способностями на раннем этапе развития. Чем раньше мы выявим способности детей к определенной деятельности, тем более качественную помощь сможем предоставить детям для развития и сопровождения.

Педагогам дошкольного образования необходимо наблюдать, выявлять в детях ту самую «алмазную нить» одаренности, которую мы будем в дальнейшем поддерживать и развивать.

Различаются следующие признаки повышенных способностей детей:

  • Чрезмерная любознательность

  • Способность к логическому мышлению

  • Ранняя речь

  • Отличная зрительная и слуховая память

  • Упорство в достижении своей цели

  • Яркое воображение

  • Высокоразвитая фантазия

  • Ярко выраженная физическая активность

Управление развитием детской одаренности формирует совместные усилия всех участников проекта, которые создадут условия в образовательном пространстве дошкольного учреждения.

Создавая данный проект, мы предположили тесное сотрудничество воспитателей всех возрастных групп, педагогов дополнительного образования и родителей одаренных детей.

Каждый педагог в своей возрастной группе может создать условия, которые помогут одаренным детям поверить в свои безграничные возможности. Педагоги дополнительного образования помогут таким детям раскрыться в полной мере. Ну а без родителей невозможно дельнейшее сопровождение одаренных детей после выпуска их из дошкольного учреждения.



Описание проекта



В наше время существует множество форм помощи детям с повышенными способностями в условиях образовательных учреждений, но в детских садах такой работы не хватает. Особенно, если речь идет о раннем выявлении детей с повышенными способностями и их дальнейшего сопровождения после выпуска детей из дошкольного учреждения.

Многие воспитатели замечают таких детей и максимум что они делают – это направляют в кружки дополнительного образования, а в основном родители записывают своих чад ни по их способностям, а куда им самим хотелось бы. Дети с повышенными способностями не получают должного внимания со стороны не только педагогов, но и родителей.

В связи с вышесказанным мы решили создать проект для выявления, развития и сопровождения детей с повышенными способностями, чтобы в будущем они могли перерасти в одаренность.

Целью проекта мы поставили: «Создание условий в образовательном пространстве детского сада для выявления, развития и сопровождения детей с повышенными способностями от 2,5 до 7 лет.

Мы считаем, что выявлять способности детей можно в любом возрасте, но чем раньше это сделать, тем больше возможностей открывается для детей.

Задачи:

  • Формирование устойчивой мотивации педагогов и родителей на активную работу в развитии и сопровождении детей с повышенными способностями.



  • Обогащение предметно – развивающей среды в группах, способствующей познавательному интересу и творческому потенциалу детей.

  • Подборка консультаций, рекомендаций для воспитателей, консультаций для родителей по оптимизации воспитания и развития одаренных детей.

  • Развитие детей с повышенными способностями с помощью различных методов и приемов в работе

Наш проект долгосрочный и рассчитан на 4 года (с сентября 2018 по май 2019г)

Условия реализации проекта:

  • Насыщенная предметно – развивающая среда, которая направляет на разнообразную деятельность детей.

  • Создание доброжелательной и заботливой атмосферы к детям

  • Использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий

  • Занятие детей в свободной деятельности развивающими играми

  • Участие детей в различных мероприятиях детского сада

  • Участие родителей в развитии и сопровождении детей с повышенными способностями в условиях домашнего образования и совместной деятельности с детьми и педагогами.

  • Обеспечение необходимым методическим и информационным материалом для проведения данного проекта.

Ожидаемые результаты: овладение педагогами образовательными технологиями для работы с даренными детьми, увлеченность детей своей деятельностью, создание общих интересов между детьми и родителями, успешная социализация детей с повышенными способностями в социуме, повышение имиджа ДОУ.

Основные направления: разработка методов и приемов для выявления одаренности детей, создание системы развития одаренных, создание системы сопровождения одаренных детей, использование воспитателями и педагогами дополнительного образования современных педагогических технологий, совместная работа педагогов и родителей для развития и дальнейшего сопровождения одаренных детей.

В проекте участвуют дети трех возрастных групп: 1-я младшая, 2-я младшая и старшая.

На первом этапе мы изучили литературу, статьи из журналов, методические пособия, исследования отечественных и зарубежных педагогов. Выбрали методы и приемы из современных педагогических технологий для работы с одаренными детьми. Познакомили и дали ряд рекомендаций по выявлению, развитию и сопровождению одаренных детей воспитателям, родителям. Создали картотеку игр, рекомендаций, консультаций для воспитателей, родительских собраний на выявление и развитие одаренности детей. Подобрали способы (наблюдение, тест – опросы, анкеты) выявления повышенных способностей и проверки результатов на завершении работы над проектом. Результатами будут являться конкурсы, выставки, выступления как на уровне дошкольного учреждения, так и на городском.

На втором этапе мы выявили повышенные способности у детей с учетом их возрастных особенностей. Для определения видов способностей у детей взяли тест – анкету по Н.П. Смолянской, предварительно выделив детей, у которых есть склонности к определенным видам деятельности по педагогической диагностике на начало года.

  • .1 младшая группа «Теремок» 2,5 года - 8 детей (Воспитатели – Мучичка Е.А. и Сабина Е. В.)

  • 2 младшая группа «Гномики» 3 – 4 года – 10 детей (Воспитатель – Рогожина В.А.)

  • Старшая группа «Капелька» 5 – 6 лет – 10 детей (Воспитатель – Ивкина Е.Ю.)

Воспитатели в своих возрастных группах выявляли повышенные способности детей, используя современные педагогические технологии, методы и приемы:

  • Для 1 мл. группы – «Игровая» технология

  • Для 2 мл. группы – «Игровая», личностно – ориентированная технологии

  • Для ст. группы – «Социо – игровая», «ТРИЗ», личностно – ориентированная, игровая технологии.

методы и приемы:

  1. Наблюдение за детьми в режимных моментах, в образовательной и самостоятельной деятельности.

  2. Опрос воспитателей.

  3. Опрос родителей.

  4. Беседы с детьми.

  5. Выполнение детьми самостоятельных творческих работ.

  6. Выставки.

  7. Конкурсы.

  8. Игры с детьми на различные темы.

  9. Рассматривание иллюстраций.

  10. Чтение книг по интересам детей.

Воспитатели записывали свои наблюдения в журнал и анализировали полученную информацию, выявляя повышенные способности к той или иной деятельности по следующим критериям ( тест – опрос по Н.П. Смолянской)

Музыкальные:

Любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает. Если поет или играет на музыкальном инструменте, то вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение. Сочиняет или пытается сочинять собственные мелодии. Научился или учится играть на каком – либо музыкальном инструменте.

Артистические:

Часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением, о чем – то рассказывает. Меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает. С большим желанием выступает перед аудиторией новому.

Литературные:

Рассказывает, о чем – либо, умеет поддерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. Любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что – то новенькое и необычное. Изображает персонажей своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными.

Художественные

Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение. В своих рисунках, лепке отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций. Когда есть свободное время, охотно рисует, лепит, комбинирует материалы, краски. Стремится создать какое - либо украшение для дома, одежды и т.д.

Спортивные

Энергичен и все время двигается, смел до безрассудства и не боится синяков и шишек, почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой – нибудь спортивной игре. Физически развит, двигается легко и быстро, грациозно. Предпочитает книгам и спокойным развлекательным играм соревнования, бесцельную беготню.

Интеллектуальные

Обладает хорошей памятью, легко и быстро улавливает новое. Задает очень много вопросов по ситуации. Восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро реагирует на все новое и неожиданное в жизни. Любит экспериментировать.

Оценивается по пятибалльной шкале

(0, и -) не ставить и выводить максимальное количество баллов.

Провели родительские собрания, конференции, семинары, мастер – классы, тренинги.

Проанализировав полученную информацию, воспитатели выделили следующее количество детей с повышенными способностями:

  • В 1 мл. гр. «Теремок» – 4 ребенка

  • Во 2 мл. гр. «Гномики» – 6 детей

  • В ст. гр. «Капелька» – 5 детей

На третьем этапе мы создали условия для развития и дальнейшего сопровождения детей с повышенными способностями.

Воспитателями был разработан перспективный план для индивидуальной работы с детьми с повышенными способностями.

Мы пригласили родителей для беседы за круглый стол, чтобы обсудить дальнейшее развитие и сопровождение каждого ребенка по его повышенным способностям.

В нашем дошкольном учреждении работают 5 кружков разной направленности:

  1. «Калейдоскоп» - художественно – эстетическое развитие (акварель) Свердлова Е.Б.

  2. «Звездочки» - физическое развитие (фитнес – аэробика)

Шаталина Е.А.

  1. «Семицветик»-художественно – эстетическое развитие (пластилинография) Ивкина Е.Ю.

  2. «Фантазеры» - художественно – эстетическое развитие (актерское мастерство) Горюнова Е.П.

  3. «Волшебные нотки» - художественно – эстетическое развитие (вокал) Толмачева Т.М.

Мы предложили родителям записать своих детей в кружки с учетом их повышенных способностей, дали рекомендации по развитию способностей детей дома, предложили провести выставку достижений детей, выставку творческих работ, спланировать и показать сказку, танцевальный номер, чтение стихов или исполнение песни с импровизацией перед родителями на собрании или в музыкальном зале перед детьми младшего возраста. Продолжили индивидуальную работу с детьми в условиях группы дошкольного учреждения.

Наш проект на данный момент завершен, но мы решили продолжить работу с одаренными детьми и в следующем учебном году. Провести сравнительный анализ достижений детей с первоначальными данными.



Эффективность проекта



Как опытный ювелир производит огранку алмазной породы и превращает ее в драгоценные камни, так и современный педагог помогает отыскать в малыше задатки одаренности и создает условия для их устойчивого развития.

Способности проявляются в самостоятельном апробировании нового материала, в совместном с взрослыми и детьми процессе освоения новых способов, действия, но самое главное – в формировании замыслов и их реализации.

Несмотря на то, что наш проект начал свою работу только в сентябре 2018г. Мы выявили детей с повышенными способностями и создали условия для индивидуализации. Работа по проекту уже дает свои результаты. Многие из этих детей стали посещать кружки по своим повышенным способностям. У детей появился устойчивый интерес к той деятельности, которая у них получается лучше всего. В старшей группе дети, участвующие в конкурсах, выступлениях уже получают наглядный результат своих достижений, в виде дипломов, сертификатов, а главное поощрения родителей, воспитателей. Ведь для них важно, чтобы они были замечены и отмечены вниманием и сверстников, и взрослых. В младших группах тоже произошли некоторые изменения в отношениях между родителями и детьми. Воспитатели выявили повышенные способности детей и этим сделали большое открытие для их родителей, которые по – другому взглянули на своих чад, стали больше прислушиваться к советам воспитателей. Воспитатели продолжают наблюдение за детьми и выявляют признаки повышенных способностей на раннем этапе развития и у других детей группы. Совместная деятельность воспитателей и родителей дает свои плоды. Родители стали ближе к своим детям. Чаще обычного участвуют в детско – родительских проектах, конкурсах. Они видят продвижения своих детей и готовы поддерживать их и в условиях семьи.

Однако, мы также сделали вывод, что выявление детей с повышенными способностями процесс продолжительный и связан с анализом каждого ребенка. Поэтому необходимо постепенно направлять усилия на поиск таких детей в процессе их обучения и самостоятельной деятельности. Мы считаем целесообразным в течение всего года по результатам наблюдения педагогов выявлять детей с повышенными способностями из всей группы детей, и разрабатывать для них индивидуальный маршрут развития их способностей.

Каждый ребенок способен – главное не только вовремя выявить эти способности, но и поддерживать их, не давая угаснуть, превращая их в одаренность.

Исходя из этого, мы будем продолжать работу по проекту, направленному на выявление, развитие и сопровождение одаренных детей.



Список литературы и интернет источников



  1. И.Крыцылова, Развиваем способности ребенка, «Дошкольное воспитание» №5/2007, с.54.

  2. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр/И.Ю.Захарова, Е.В. Моржина.-М.:Теревинф,2018. – 158с.

  3. И.Крынцылова, О.Шапоренко, Дети выбирают, «Дошкольное воспитание» №1/2006,с.31.

  4. Крючкова Т.С. тематическая встреча с родителями//http://dohcolnoe.ru/20011-03-22-09-30-55/8345-tematicheskaya-vstrecha-den-semi.html

  5. Леднева С., Диагностика и развитие детской одаренности педагогами, «Дошкольное воспитание» №5/2007,с.50.

  6. Макеева С.В., Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребенка?», «Воспитатель» №1/2016,с.100.

  7. Пеганова С.Н., Руководство игровой деятельностью в условиях ФГОС ДОО, «Методист»№16/2015.

  8. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями//авт. О.В. Москалюк, Л.В. Погонцев. Волгоград: Учитель,2011.

  9. Мой Здравствуйте, дорогие коллеги и гости ! Я рада , что вы зашли на мой сайт!


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«От способностей к одаренности»

Автор: Ивкина Елена Юрьевна Рогожина Вера Александровна Мучичка Екатерина Анатольевна Сабина Екатерина Владимировна

Дата: 16.12.2019

Номер свидетельства: 532187

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»"
    ["seo_title"] => string(120) "proiektnaiarabotanatiemuorghanizatsiiarabotysodariennymidietmivsootvietstviisriespublikanskoiproghrammoiodariennyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "280138"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453319592"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Статья "Уровни развития способностей""
    ["seo_title"] => string(38) "stat-ia-urovni-razvitiia-sposobnostiei"
    ["file_id"] => string(6) "267538"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450382097"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Формы работы с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(34) "formy-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "138232"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417516844"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Особенности воспитания одаренных детей"
    ["seo_title"] => string(44) "osobiennosti_vospitaniia_odariennykh_dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "362033"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479928898"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Система работы социального педагога по созданию условий для выявления и развития детской одаренности "
    ["seo_title"] => string(114) "sistiema-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha-po-sozdaniiu-uslovii-dlia-vyiavlieniia-i-razvitiia-dietskoi-odariennosti"
    ["file_id"] => string(6) "200518"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428850295"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства