Просмотр содержимого документа
«Отчет о проделанной работе»
В сентябре 2023 года в логопедическую группу были дополнительно зачислены 8 детей. С 14 логопатами продолжилась коррекционно-образовательная работа с предыдущего года. В итоге, логопедическая группа включала 22 логопатов.
ОНР – 21 детей.
ФФН – 1 детей.
Рабочая программа по развитию детей разработана на основе основной адаптированной программы МБДОУ д/с №51, разработанной в соответствии с ФГОС ДО и АОП ДО для организации логопедической деятельности с детьми, имеющими нарушения речи.
Рабочая программа по развитию детей обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учётом их возрастных индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.
Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
В работе с данной категорией детей использовались программы:
«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В.;
«Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи». Авторы: Г.А. Каше, Т.Б. Филичева
«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей». Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова,А. В. Лагутина;
Цель работы: воспитание у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, направленного на развитие речевых и неречевых процессов:
реализация ФГОС ДО в образовательно-коррекционном процессе с детьми дошкольного возраста;
создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);
развитие речеслухового внимания;
развитие фонематического восприятия;
подготовка к анализу и анализ звукового состава слова;
развитие слоговой структуры слова;
расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;
развитие грамматического строя речи;
развитие фразовой и связной речи;
развитие коммуникативных умений и навыков;
развитие общей и мелкой моторики;
развитие психических функций;
воспитание у детей правильной, четкой речи;
совершенствование взаимодействия между педагогами и родителями.
Коррекционное воздействие осуществлялось на основе четко запланированной работы учителя-логопеда:
Диагностическая деятельность.
В начале учебного года проведено логопедическое обследование детей старшей логопедической группы.
Заполнение речевых карт.
Организационно – методическая работа.
Систематизирован иллюстративный и раздаточный материал для детей:
для фронтальных занятий по всем лексическим темам;
для индивидуальных занятий по работе над звукопроизношением, слоговой структурой слов, мелкой моторикой, речевым дыханием, звуковым анализом;
по развитию связной речи (серии картин различной тематики, сюжетные картины, картины с проблемным сюжетом).
В начале учебного года составлен годовой, календарный план работы, график и циклограмма рабочего времени и другая необходимая документация
Тема по самообразованию: «Логоритмика, как эффективное средство развития речи у дошкольников с ОНР».
Целю самообразования являлось – изучение оздоровительной технологии «Логоритмика», подбор и систематизация методического и практического материала для внедрения данной технологии в образовательный процесс с дошкольниками.
Для этого мною были поставлены следующие задачи:
1.Изучение методики по использованию оздоровительных и коррекционных игр и упражнений в методических пособиях по направлению «Логоритмика»
2.Разработка практического и методического материала для внедрения технологии в образовательный процесс.
3.Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.
4. Осуществление коррекционной работы
- закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности;
- формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;
- научить правильно выполнять оздоровительные артикуляционные упражнения;
- развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;
- развивать правильное дыхание;
- развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;
Консультации: «Развиваем речевое дыхание»; «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей»; «Приемы педагогической работы по воспитанию навыков правильного звукопроизношения у дошкольников»;
Мастер-класс «Использование мнемотехники для развития связной речи».
Участие в ППК в ДОУ.
Работа с детьми проводилась на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Подгрупповые занятия охватили все стороны речевой деятельности: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, связное высказывание, коррекцию слоговой структуры, звуковой и звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов; большое внимание уделялось коррекции памяти, внимания, мышления, развитию графомоторных навыков.
Высокую эффективность коррекционно-педагогического процесса обеспечило внедрение новых технологий:
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР.
Васильевой С.А. «Тематический словарь в картинках», «Демонстрационный материал для фронтальных занятий» Издательство «Книголюб»,
Яцель О.С. «Учимся ясно употреблять предлоги в речи»,
С каждым ребенком в течение года проводились индивидуальные занятия по коррекционному плану, составленному на основе анализа речевой карты ребенка.
Основной задачей индивидуальных логопедических занятий являлось формирование звуковой стороны речи: нормализация артикуляторной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция звукопроизношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков.
А также велась работа по формированию грамматического строя речи, связного высказывания, звуковому анализу и синтезу слогов и слов, по развитию психологической базы речи и графомоторных навыков.
На каждого ребенка логопедической группы оформлялась индивидуальная тетрадь. В нее записывались задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях, а также методические рекомендации по выполнению предложенных заданий.
Для индивидуальной работы по коррекции лексико-грамматических категорий, развитию навыков связной речи, психических процессов использовались следующие пособия:
Александрова Т.В. «Практические задания по формированию грамматического строя речи».
Косинова Е.М. «Грамматическая тетрадь».
Косинова Е.М. «Лексическая тетрадь»
Косинова Е.М. «Логопедический букварь»
Комарова Л.А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях»
Гомзяк О.С. «Говорим правильно»;
Н.В. Коноваленко «Логопедический букварь».
При коррекции звукопроизношения, формированию фонематического восприятия, слоговой структуры использовались технологии З.Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению слоговой структуры слов у детей», Н.С. Четвертушкиной «Слоговая структура слова», Н.П. Кочуговой «Коррекция слоговой структуры», Лазаренко О.И. «Альбом для автоматизации произношения звуков», Бардышевой Т.Ю. «Связанные одной цепью», Смирновой Л.М. «Мы учим звуки», Большаковой Е.С. «Преодоление слоговой структуры слова у детей» (методическое пособие).
Для автоматизации и дифференциации подобран и систематизирован материал (в слогах, словах, предложениях, скороговорках, чистоговорках, стихах и рассказах).
Знания, умения и навыки ребенка, полученные на логопедических занятиях, закреплялись воспитателями во второй половине дня и родителями.
Воспитатели присутствовали на групповых занятиях. В течение года велась тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя. Еженедельно проводились обсуждение рабочих моментов за прошедшую неделю и планирование дальнейшей работы с детьми.
Также в течение года оформлялся логопедический уголок.
Целенаправленная и систематическая работа проводилась с родителями: еженедельные консультации, беседы, собрания (начало и конец года), открытые индивидуальные и групповые занятия.
Индивидуальные консультации для родителей:
для сбора данных о раннем речевом развитии детей;
по результатам комплексного психолого-логопедического обследования детей;
о необходимости выполнения артикуляционной гимнастики, развития мелкой моторики, формирования навыков звукового анализа и синтеза, автоматизации поставленных звуков, развития лексико-грамматического строя речи, профилактики дисграфии;
по запросу родителей.
Консультации для родителей на темы:
«Зачем логопед дает домашние задания».
«Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики».
«Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»;
«Играем и развиваем грамматический строй речи»;
Постановка и автоматизация звуков
Играем пальчиками – развиваем речь.
«Копилка советов для родителей»
Рекомендации логопеда родителям на летний период
Мастер-класс «Подготовка руки дошкольника к письму»
Консультация
«Формирование фонематических процессов у детей»;
Семинар-практикум
«Символы – помощники при изучении звуков»;
Использовались наглядные средства:
логопедический уголок: материал меняется еженедельно, в соответствии с изучаемой лексической темой;
информационные стенды с консультациями;
папки-передвижки.
Для педагогов ДОУ также систематически проводились различные мероприятия:
Обсуждение результатов логопедической, психологической и педагогической диагностики детей логопедической группы на педагогическом совете ДОУ.
Индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда
Анализ совместной работы логопеда и воспитателей за учебный год.
Обсуждение рабочих моментов. Рекомендации по работе воспитателя в летний период.
совместная работа с педагогом психологом в течении всего учебного года по организации совместной деятельности.
Совместная коррекционно-педагогическая работа помогла достичь хороших результатов.
В мае 2024 года было выпущено 12 детей с чистой речью.
6 детей переведены для продолжения обучения в подготовительную логопедическую группу.
Дополнительно в логопедическую группу зачислено 13 детей. Количество детей в логопедической группе на следующий год составляет 19 логопатов.
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2023-2024 учебный год, а также результаты диагностики детей, мы можем сделать вывод о том, что поставленные в начале учебного года задачи решены, намеченные цели достигнуты.
На 2024-2025 учебный год планирую продолжить коррекционно-образовательную работу :
развитие речеслухового внимания;
развитие фонематического восприятия;
подготовка к обучению грамоте;
развитие слоговой структуры слова;
расширение пассивного и активного словаря;
развитие грамматического строя речи;
развитие фразовой и связной речи;
развитие коммуникативных умений и навыков;
развитие общей и мелкой моторики;
развитие психических функций;
воспитание у детей правильной, четкой речи;
совершенствование взаимодействия между педагогами и родителями.