Отчет по результатам диагностики школьной зрелости детей подготовительной к школе группы
Отчет по результатам диагностики школьной зрелости детей подготовительной к школе группы
Отчет по результатам диагностики школьной зрелости детей подготовительной к школе группы зачитывается традиционно на медико-педагогическом совещании ДОУ в марте. По итогам диагностики составляется план коррекционной работы для детей, испытывающими трудности по подготовке к школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Отчет по результатам диагностики школьной зрелости детей подготовительной к школе группы»
Отчет по результатам диагностики школьной зрелости детей подготовительной группы 2022 г. выпуска
Воспитатели: ФИО
Подготовила старший воспитатель: ФИО
Школьная зрелость это – личностная, психофизиологическая и интеллектуальная готовность. В целом же школьная зрелость определяется умением ребенка самостоятельно учиться, находить себе место в школьной среде, устанавливать удовлетворяющие его отношения с окружающими.
Считается, что у большинства детей школьная зрелость наступает между шестью и семью годами. Именно в этом возрасте у ребенка наряду с непроизвольным вниманием развивается и внимание произвольное. К старшему дошкольному возрасту в 2–2,5 раза возрастает продолжительность занятий одной и той же деятельностью. К концу дошкольного периода наряду с наглядно-образным мышлением начинает формироваться мышление словесно-логическое или понятийное (начинает, потому что полностью словесно-логическое мышление формируется только к подростковому возрасту).
Из факторов, которые могут задержать наступление школьной зрелости, необходимо упомянуть следующие:
а) ребенок родился недоношенным или ослабленным и, несмотря на усилия врачей и родителей, все еще не догнал сверстников в психомоторном развитии;
б) ребенок родился доношенным, но имеет какой-либо неврологический диагноз (невропатия, невроз, ММД);
в) ребенок страдает хроническим соматическим или психосоматическим заболеванием, из-за обострений которого часто находился в больницах, лежал дома в постели (астма, тяжелый диатез, диабет, нефрологические нарушения и т. д.);
г) ребенок здоров психически и соматически, но с ним никогда не занимались, он педагогически запущен, и уровень его актуальных знаний не соответствует его календарному возрасту.
Для определения школьной зрелости использовались классический тест (опросник), тест А.Керна, графический диктант (по Б. Эльконину).
Первый тест –опросник проводится с целью выявить общую социально-интеллектуальную готовность к школе.
Все три задания графического теста Керна-Йирасека (нарисовать мужчину, скопировать предложение прописных буквами и рисунок из точек) на готовность к обучению в школе направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, данный детский тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка (первое задание). Второе и третье задания выявляют его умение подражать образцу, нужное в школьном обучении. Они также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него заданием.
Графический диктант (по Эльконину) Цель: определение уровня развития у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.
Диагностические возможности методики.
• Выявляет умение действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи.
• Выявляет произвольность действий и сформированность эмоционально-волевой сферы.
• Выявляет пространственную ориентировку и развитие мелких движений.
Ответы ребенка и результаты выполнения заданий оцениваются в баллах или других условных единицах. Потом баллы суммируются и сравниваются со средними данными, полученными экспериментальными психологами путем исследования большой и стандартизированной выборки детей старшего дошкольного возраста.
Обычно выделяют три уровня школьной зрелости:
Высокий уровень школьной зрелости означает, что ребенок готов к обучению в любой школе (в том числе и повышенного уровня) и есть достаточные основания полагать, что при внимании и адекватной помощи со стороны родителей он успешно справится с любой предложенной ему программой обучения.
Средний уровень школьной зрелости означает, что ребенок готов к обучению по программе массовой начальной школы.
Низкий уровень школьной зрелости означает, что освоение даже обычной программы начальной школы будет представлять для ребенка значительную трудность. Если, несмотря на это, принято решение в школу идти, то для такого ребенка необходимы специальные коррекционные занятия по подготовке к школе. Их может осуществлять как психолог, так и сами родители при помощи соответствующих пособий и в тесном контакте с психологом. Как правило, при низком уровне школьной зрелости различные функции восприятия и мышления развиты неравномерно. Например, при неплохом уровне общей информированности и психосоциальной зрелости очень плохая зрительная память и почти полностью отсутствует произвольное внимание. Или — хорошая слуховая память (ребенок легко заучивает длинные стихи) и очень низкая умственная работоспособность. Психолог подскажет родителям, какие именно функции наиболее страдают у их сына или дочери, и порекомендует соответствующие упражнения.
Готовить ребенка к школе можно самостоятельно (силами родителей, дедушек или бабушек), можно положиться на детское дошкольное учреждение (если ребенок посещает детский сад), а можно — отдать в специальные группы для подготовки к школе. Наилучшие результаты обнаруживает, как обычно, сочетание всех трех методов.
Итоги диагностики школьной зрелости 2021-2022 уч.г., воспитатели: ФИО. Обследовались двадцать четыре ребенка. Диагностику проводили старший воспитатель ФИО, учитель-логопед ФИО
Выявили следующие результаты:
Школьно-зрелый уровень – 13 д. (54 %).
Средний уровень зрелости– 9 детей (38 %).
Низкий уровень школьной зрелости – 2 реб. (8 %)
Сравнительный анализ результатов социально-интеллектуальной готовности детей подготовительной к школе группы
Школьная зрелость
2018-2019 уч.г.
2019-2020 уч.г.
2020-2021
уч.г.
2021-2022 уч.г.
Динамика за 2 последних уч. г.
детей
%
детей
%
детей
%
детей
%
%
достаточный
14
43
16
59
14
50
13
54
+4
средний
16
48
10
37
14
50
9
38
-12
низкий
3
9
1
4
0
0
2
8
+8
В сравнении с предыдущем годом достаточный уровень школьной зрелости вырос на 4 %, средний уровень - уменьшился на 12 % и низкий - увеличился на 8 %. Систематичная и планомерная работа воспитателей и учителя – логопеда, реализация проектов: «Формирование временных представлений у детей 6-7 лет» и «Изображение человека детьми 6-7 лет», тщательный контроль со стороны старшего воспитателя и заведующей за ходом воспитательно-образовательной работы в ДОУ дает стабильные результаты в качественной подготовке детей к школе: ежегодно более 90 % детей имеют школьную зрелость, при чем 50 % из них – высокий уровень. Выявляется и низкий уровень школьной зрелости, но это дети, которые имеют серьезные диагнозы в развитии, подтвержденные комиссией зональной ПМПК. Родители таких детей затем приглашаются на индивидуальные консультации для последующих рекомендаций по преодолению трудностей и обращению к специалистам (психологу).
По информации, полученной от учителей, обучающих наших выпускников, адаптация к школе в 2021-2022 уч.г. у подавляющего большинства детей – 17 детей (77 %) прошла успешно, у пятерых детей (23 %) адаптация средней длительности.
Учителя отмечают высокую интеллектуальную подготовку детей к школе. Большинство выпускников обучается в МОБУ СОШ № 16, т.к. они проживают в микрорайоне, прикреплённом к данной школе. Рекомендации учителей: больше уделять внимания воспитанию самостоятельности, умению слышать взрослого, умению соблюдать дисциплину.
Рекомендации:
Воспитателям подготовительной к школе группы совместно с учителем-логопедом составить план индивидуальной работы с детьми, имеющими низкий уровень школьной зрелости. План согласовать с старшим воспитателем.
Ознакомить с результатами диагностики родителей детей, имеющими низкий уровень школьной зрелости, для последующих рекомендаций по преодолению трудностей и обращению к специалистам (психологу).
Вывод: признать результаты выявления уровня школьной зрелости удовлетворительными.