Просмотр содержимого документа
«Отчет по самообразованию»
Тема моей работы по самообразованию: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Сенсорное восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств. Для сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения. Только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определить отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов.
Сенсорное развитие является важным фактором для полноценного развития ребенка. Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша. Успешность умственного, физического, эстетического, речевого воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Для работы по теме самообразования мною был разработан план, в котором поэтапно расписаны мероприятия. Сюда входила работа по изучению необходимой литературы, работа с детьми и родителями, создание и обновление игр своими руками по теме самообразования для пополнения предметно-пространственной развивающей среды. Начала я свою работу с продолжения изучения литературы по данной теме.
В своей работе я опиралась на следующие источники:
Галой Н.Ю. Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе с детско-родительскими парами и детьми раннего возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - №1. - С.38-45.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. - 424с.
Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната -волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.
Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2006. - 434 с.
Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2011.
Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.
Мухина В. С. Психология дошкольника. - М.: Педагогика, 2005. - 276 с.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М.: 2002 - с. 303-310.
Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.; Мозаика-Синтез, 2009. - 72 с.
Затем мною была выдвинута цель и определены задачи самообразования.
ЦЕЛЬ работы: развитие сенсорных эталонов и способностей, позволяющих ребенку всесторонне воспринимать окружающий мир.
ЗАДАЧИ:
знакомить с формой предметов; учить сравнивать и группировать предметы по форме; узнавать и называть формы предметов;
учить различать контрастные размеры; сравнивать предметы по величине; группировать предметы по свойству величины на большие и малые;
знакомить с цветом; учить отличать предметы по цвету; сравнивать и группировать предметы по цвету;
развивать навыки действия с предметами (вынимать, вкладывать, нанизывать, закрывать, открывать, застегивать, расстегивать); совершенствовать координацию рук под зрительным контролем; развивать осязание.
Работу с детьми строила так, чтобы каждый ребенок мог принять в ней посильное участие; придерживалась системности в работе, опиралась на доступность, наглядность, научность; следила за соответствием уровня трудности материала к возрастным и индивидуально-психологическим особенностям детей; организовывала педагогический процесс так, чтобы между мною и детьми были отношения сотрудничества.
В соответствии с планом работы, знакомила детей с формой предметов, учила сравнивать и группировать предметы по форме, узнавать и называть формы предметов; знакомила с цветом, учила отличать предметы по цвету, сравнивать и группировать предметы по цвету; учила различать контрастные размеры, сравнивать предметы по величине, группировать предметы по свойству величины на большие и малые; развивала навыки действия с предметами (вынимать, вкладывать, нанизывать, закрывать, открывать, застегивать, расстегивать), совершенствовала координацию рук.
Для работы с родителями были подготовлены консультации: «Почему важно заниматься сенсорным развитием детей», «Играя – развиваемся», «Сенсорные игры в саду и дома»; оформлена папка-передвижка «Роль семьи в развитии сенсорных способностей ребенка»; разработан буклет: «Создаем увлекательные сенсомоторные игры из подручных материалов»; представлена наглядная информация «Сенсорные игры для малышей»; также в течение года велись индивидуальные беседы с родителями.
Большое внимание уделялось подготовке предметно-пространственной развивающей среды по теме самообразования. Были обновлены игры: «Цветные коврики», «Волшебные прищепки», «Бусы для Маши».
Для воспитателей детского сада была подготовлена презентация «Развивающая предметно-пространственная среда для сенсомоторного развития детей раннего возраста». Также принимала участие в муниципальном методическом объединений воспитателей групп раннего возраста с этой же темой.
По итогам проделанной работы, могу отметить, что поставленные задачи были реализованы, цель достигнута. Процесс работы с детьми и родителями был интересным и плодотворным.