Просмотр содержимого документа
«Отчет по самообразованию за 2019-2020 уч.год.»
Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"за 2019-2020 уч.год.
Воспитателя: Мусиенко Н.А.
В 2019-2020 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.
В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.
Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2019-2020 учебный год
Этапы работы по самообразованию
Деятельность
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.
Цель работы по самообразованию: объединить усилия воспитателя и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
2. Планирование работы по самообразованию.
Планирование работы по следующим разделам:
-изучение методической литературы;
-работа с детьми;
-работа с семьёй;
-самореализация.
3. Теоретическое изучение проблемы.
Изучение литературы по теме:
1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
4. Практическая деятельность
Инсценирование русской народной сказки «Теремок».
Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
Консультация для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
Отчёт по теме самообразования.
5. Подведение итогов самообразования.
В результате работы по теме самообразования
- у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству;
-обогатилась устная речь;
-развились фантазия и воображение;
-у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка;
-расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.