Отчёт по инновационной деятельности «Исследовательско–экспериментальная деятельность детей в природе»
Отчёт по инновационной деятельности «Исследовательско–экспериментальная деятельность детей в природе»
Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к познанию, исследованию. У детей развивается познавательный интерес и активность, что в дальнейшем очень пригодится им в процессе школьного обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Отчёт по инновационной деятельности «Исследовательско–экспериментальная деятельность детей в природе»»
Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к познанию, исследованию. У детей развивается познавательный интерес и активность, что в дальнейшем очень пригодится им в процессе школьного обучения.
По инновационной деятельности над темой: «Формирование познавательной и творческой активности детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе организации исследовательской деятельности в детской лаборатории» мы работаем первый год. Это был организационно-подготовительный период. Нами была выбрана тема: «Исследовательско–экспериментальная деятельность детей в природе»
Была поставлена следующая цель: развитие свободной творческой личности ребенка, творческого воображения и мышления, обеспечение психологического благополучия детей, развитие познавательных способностей, развитие коммуникативных навыков.
Для достижения поставленной цели определили ряд задач:
1. Создавать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.
2. Формировать у детей представления об окружающем мире.
4. Воспитывать интерес к самостоятельной поисковой деятельности.
5. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
9. Приобщать родителей к совместной познавательно- исследовательской деятельности с детьми.
Для работы с детьми был разработан перспективный план. При выборе темы соблюдали следующие правила: тема должна быть интересной, увлекательной, оригинальной, выполнимой для ребёнка. Ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки.
В условиях детского сада мы используем только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается в том, что они неизвестны только детям, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они практически безопасны, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В связи с этим нами оформлен уголок экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В уголке имеется разнообразный материал для работы: природный, бросовый, необходимое оборудование. В дальнейшем уголок по опытно-экспериментальной деятельности будет пополняться.
Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.).
Неструктурированные материалы: песок, вода, крупы, листья, бумага, пенопласт и т.д.
Был собран методический материал. Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов создана картотека опытов, картотека игр по экспериментальной деятельности, оформлен материал по технике безопасности при работе с детьми.
Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую мы активно используем, являются опыты. Для проведения опытов детям приобрели фартуки с нарукавниками. При проведении опытов придерживаемся следующей структуры:
- Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым развивается у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.
Цель опытов с песком: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.
Цель опытов с водой: обобщать, уточнять и расширять знания о воде.
Цель опытов с воздухом : закрепить у детей понятие «воздух», свойства воздуха и роль в жизни человека.
Также проводим совместную исследовательскую деятельность с детьми в природе, в результате которой дети знакомятся со свойствами почвы, растений, наблюдали за насекомыми.
Познакомили детей с микроскопом.
Нами проводится работа с родителями по данной теме. Родители были привлечены к оформлению уголка по экспериментированию. Также для родителей были подготовлены консультации по темам: «Экспериментальная деятельность дома», «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома», памятка для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей по познавательному экспериментированию», проведены беседы.