Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на звуки с-ц»
Тема: «Дифференциация звуков и букв С – Ц»
Задачи: • Работать над дифференциацией звуков [С] – [Ц] и соответствующих букв в слогах, словах и предложениях, • Развивать умение выделять звуки в начале, середине и конце слова. • Уточнять и обогащать словарь детей по теме: «Перелётные птицы. Скворец». • Воспитывать умение работать сообща. Оборудование: Видеозапись песни скворца, зеркала (индивидуальные), компьютер, документ Word (предметные картинки), карточки со слогами, верёвочки, презентация «Перелётные птицы).
ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Организационный момент. Беседа о времени года. - Какое сегодня число? (запись на доске) А время года сейчас какое? (весна) Почему? (Повторение признаков весны). Правильно, один из признаков весны – это то, что к нам возвращаются перелётные птицы. Посмотрите, кто к нам уже прилетел? (видеозапись) Не догадались, тогда вот вам подсказка. Отгадайте загадку : На шесте дворец, Во дворце – певец. А зовут его… Как? (Скворец – картинка вывешивается на доску) К нам прилетел скворец. Он принёс гостинец сладкий. Его получит тот, кто сегодня лучше всех справится с заданиями.
2.Сообщение темы занятия:
-С какого звука начинается слово «скворец» ? – (С) На какой звук заканчивается? – (Ц). Сегодня мы будем сравнивать звуки [с] - [ц] и буквы которые их обозначают. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему занятия: Звуки и буквы: С – Ц
3.Артикуляционная гимнастика.
- Скворец поет красивые весенние песни, радует . Но чтобы так петь, нужно немного подготовиться. Давайте сделаем артикуляционную гимнастику.
Возьмите зеркала: «Улыбка» - «Трубочка». Широкий язык – Узкий язык. Кончик языка вверх – вниз на губу.
4.Работа со звуками. Произнесём звук С Где находится кончик языка? (кончик языка упирается за нижние зубы) А зубы? (зубы сближаются) Поднесите ладошку к губам. Глубоко вдохните и, выдыхая воздух, произнесите: С-С-С-С… Какая воздушная струя выдыхается: тёплая или холодная? (холодная) Она длинная или короткая? (длинная) Слышите свист? Как этот звук вы называли на уроке письма? («свистящим».) Поднесите теперь ладошку к горлу, произнесите этот звук, что горлышко делает: дрожит или нет? (нет). Значит, какой это звук? (глухой) А как мы произносим звук Ц?. Звук Ц образуется при соединении звуков Т и С. Возьмите зеркало. Где кончик языка? (упирается в нижние передние зубы) и одновременно произносятся звуки Т и С. Поднесите ладошку к губам. Вдохните глубоко и, выдыхая воздух, быстро произнесите: ТС. Как выдыхаем воздух? (быстро, воздушная струя холодная) Поднесите теперь ладошку к горлу, произнесите этот звук, что горлышко делает: дрожит или нет? (нет). Значит, какой это звук? (глухой) Таким образом, мы уточнили как произносятся звук С и Ц.
5.Работа с буквами Рисование букв С-Ц верёвочкой на парте. Создайте буквы из верёвочки: Букву, у которой долгое произношение, какая буква? - С Переделайте её в букву, которую мы произносим быстро, какая буква? – Ц. Какую букву было проще сделать? ( с ). Почему? (она состоит лишь из одного элемента)
6.Дифференциация с-ц в слогах.
1)Скворца называют певцом-пересмешником. Он умеет подражать пению других птиц, может повторять услышанные звуки.
Давайте попробуем поиграть в такую игру. Я буду называть слоги, а вы попробуйте повторить их так, как я произнесла, с разной интонацией. ца – са, цо –со, ца – са - ца, оц- ос-оц, ус – уц –ус.
2) Запишите слоги под диктовку:
Со, ца, цу, сы, оц, скво.
6. Работа со словами.
1) Физ. минутка
Сейчас я буду называть разных птиц, попробуйте запомнить только перелётных. И ещё присядьте, если услышите звук С, подпрыгните, если Ц, если в слове оба звука, хлопните в ладоши. (Цапля, снегирь, клёст, курица, аист, скворец, сорока, соловей, птица) (Демонстрация изображений птиц вместе с их называнием) Кого из этих птиц нельзя встретить сейчас? Она единственная птица, которая от нас уже улетела на север.
2) «Собери слова»
Я вам раздала карточки со слогами. Ваша задача собрать из них слова. Вы можете обмениваться слогами, если хотите, договорившись друг с другом. 1- цап, рец, со 2- скво, ло, ля, вей Слова: цапля, скворец, соловей.
3) Работа на компьютере: (документ Word) Выполняйте задание по очереди, помогая друг другу.
Посмотрите на картинки, подумайте, кто или что на них изображено, переместите мышкой предмет к той букве, в названии которой вы ее слышите. Назовите предмет, какой из изучаемых нами звуков в его названии есть, где он стоит?
4) Беседа по лексической теме.
1. Скворец перелётная птица. А каких ещё перелётных птиц вы знаете, изучали на уроке окружающего мира? 2. Прочитайте названия птиц, если вы прочитаете верно, то появится картинка. И подумайте, выполняя это задание, какая птица лишняя и почему? (аист, курица, ласточка, соловей, цапля, скворец). Курица – домашняя птица, а остальные – (дикие) Повторите названия тех птиц, в которых есть звук С. Повторите названия тех птиц, в которых есть звук Ц. 3. Запишите названия птиц, вставив пропущенные буквы: Аи_т, ла_точка, _оловей, _апля, -кворе-.
7.Работа с предложениями.
1)Расширение словаря.
- Как вы думаете, что делают скворцы? (составление предложений) Скворцы прилетают с юга. Они поют. Скворцы откладывают яйца. Они высиживают их и выводят птенцов. Дополнительное задание. 2) Чтение текста. Ответы на вопросы по нему.
8. Итог. Домашнее задание.
– Какие звуки мы сегодня учились различать?
Что вы можете о них рассказать?
- А кто у нас в начале занятия был? Только вот кому он гостинец свой отдаст? Вы все отлично поработали! Скажите, а как называются птенцы скворцов? Где живут скворцы? У нас в школе сейчас как раз проходит конкурс на изготовление скворечников. Вы с родителями уже сделали скворечники. А вот этот скворечник сделали наши старшеклассники на уроке столярного дела. Вы тоже, когда подрастёте, научитесь его делать. А как вы думаете, почему именно скворцам люди делают скворечники? Вот как мы решим. Кто первый из вас узнает ответ на этот вопрос, тот и получит сладость. У кого вы можете это узнать? (у родителей, учителей, в Интернете, в библиотеке)
9. Рефлексия Какое задание вам больше всего понравилось выполнять? Кто, как вам кажется, лучше всех справился с этим заданием? Какое задание вам показалось трудным или неинтересным? Кто, как вам кажется, лучше всех справился с этим заданием?