Просмотр содержимого документа
«Отношение к государственным символам в процессе обучения и воспитания.»
ОТНОШЕНИЕ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ СИМВОЛАМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.
Любовь к Родине - это одно из самых сильных и благородных чувств, о чем писал классик А. Добролюбов: «Патриотизм есть не что иное как желание жить и трудиться на пользу Отечества». Поэтому вновь формирующиеся требования к молодому поколению, которое станет частью новой цивилизации, возникающей на наших глазах, в настоящей статье связываются с патриотическим воспитанием подрастающего поколения, испытывающих чувство гордости за свою Родину.
На районном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе «Воспитание казахстанского патриотизма через систему работы с учащимися и родителями», организованном ГУ «Школа-Лицей» в 2008 г., была утверждена и рекомендована программа «Уважительное отношение к государственным символам в процессе обучения и воспитания» для работы классных руководителей.
Концепция развития данного направления в воспитании исходит из необходимости в объединении всех звеньев системы образования в единую воспитательную и образовательную структуру с национальной идеей и государственной символикой в условиях многонационального государства.
В программе можно познакомиться с различными формами работы в данном направлении, целями и задачами, ожидаемым результатом каждой возрастной группы.
Предлагаемая комплексно-целевая программа, надеемся, ответит на возникающие вопросы и потребности педагогов и послужит практическим руководством к действию, деятельности в этой сфере.
Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня развития гражданского общества, формирования высокого патриотического сознания. Это направление является одним из важных и приоритетных в воспитании современной молодежи. Оно не должно сводиться только к чувству любви к Родине, привязанности к месту рождения или людям, с которыми вместе росли и воспитывались. Сегодня в понятие «патриотизм» вкладывается высокая ответственность, гражданственность, чувство гордости за свою Родину. И это не случайно. Как отмечает Президент РК Н. А. Назарбаев, «...нет такого государства ни на практике, ни в политической теории, которое всего за 15 лет построило демократическое общество, несмотря на социально-экономические проблемы». Поэтому я считаю, проблема воспитания казахстанского патриотизма актуальна, своевременна и обусловлена необходимостью повышения духовного потенциала общества.
В обширном поле патриотического воспитания в образовательных учреждениях особое место отводится воспитанию уважительного отношения к государственным символам, являющимся консолидирующим началом всего многонационального народа Казахстана.
Государственная символика олицетворяет молодое суверенное государство с одной стороны и свидетельствует о преемственности и исторических традициях - с другой. Поэтому необходимо передать подрастающему поколению искреннее уважение и особое отношение к святым для каждого человека символам своей страны.
С осознанием политического и нравственного значения символики республики расширяются и углубляются представления молодежи о гражданских обязанностях перед Родиной. В нашем государстве изучение атрибутики, разъяснение его сущности и значения является одним из самых приоритетных в воспитании будущих граждан. Каждый учащийся, осмысливая значение и роль символов, воспитывается в духе уважения и почитания государственного Герба, Флага и Гимна страны, так как этому аспекту в учреждениях образования уделяется серьезное и пристальное внимание.
В дошкольные учреждения и подготовительные классы дети приходят с минимумом знаний о символах нашей страны. На занятиях воспитатели учат их понимать язык геральдики: синее небо, золотое солнце, золотая звезда, степной орел; выполнять ритуалы по отношению к государственным атрибутам. В этот период они должны визуально узнавать символы страны, отличать их от символов других государств, знать мелодию и текст Гимна на государственном языке, отличие Гимна от других песен. Достигнуть и решить данные цели и задачи помогут такие игровые формы занятий, в которых развиваются познавательные интересы, удовлетворение любознательности и обеспечение положительных эмоций.
С учащимися 1-4-го классов проводится дальнейшее формирование углубленных знаний и представлений о государственных символах РК.
В работе с детьми обращается внимание на их роль в повседневной жизни, тем самым ребята осознают актуальность и значимость изучаемой проблемы. Этому способствуют разнообразные формы деятельности: ознакомительные и разъяснительные беседы «История нашей символики», «Авторы главной песни страны» и другие; диалоги, викторины «Что ты знаешь о своей стране?»; ролевые развивающие игры «О чем рассказывает наш Герб?» и др., где акцентируется внимание на разъяснение значений элементов атрибутики.
В начальной школе организуется систематическое прослушивание и разучивание мелодии и текста Гимна, сопровождаемое рассказом учителя или старшеклассника об истории создания и его авторах.
Критериями уровня знаний учащихся государственных символов этой возрастной группы должно стать:
- знание авторов государственных символов РК;
- значение цвета и формы элементов государственных символов республики;
- знание и исполнение Гимна на государственном языке;
- умение применять первичные знания о символике в любой нестандартной ситуации.
Более подробно хотелось бы остановиться на возрастной группе 5-9-го классов.
Младший и старший подростковые возрасты включают специфическую социальную активность: они становятся восприимчивы к усвоению норм и способов поведения, существующих в мире взрослых и в их отношениях. Именно в подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей, поэтому мы должны формировать у подростка новые потребности и цели, наполненные положительным смыслом. Знакомство с опытом творчески работающих учителей, а также личный опыт показывают, что с учащимися этой возрастной группы необходимо не только работать над дальнейшим углублением знаний, но и воспитывать осознанное отношение к государственной атрибутике. Решением этой задачи служат разнообразные формы, методы и приемы работы, формирующие устойчивый интерес подростка как в учебном процессе, так и во внеклассной деятельности.
Воспитание подрастающего поколения - задача всего нашего общества, семьи, школы, педагогов. Среди них, может быть, на первом месте - учителя русской и казахской словесности. По существу не должно быть ни одного урока литературы, который бы не воспитывал детей. Используя это преимущество, в нашей школе преподаватели применяют такие формы работы, с помощью которых прививаются любовь к Родине, к родной земле, языку, народным традициям и, конечно, уважение и почитание государственной символики. В этом отношении очень привлекательна работа по написанию сочинений-рассуждений, основанных на небольшом жизненном опыте, личных впечатлениях и наблюдениях ребят. О чем же рассуждают ребята? В основном это размышления о Родине, о своем месте в обществе, о значимости государственных символов в своей жизни и жизни народа:
«Нельзя не знать истории своей страны. Ее раны - это твои раны, ее счастье - это твое счастье...», «Родина. С чего она начинается для меня? Наверное, с того, без чего трудно обойтись в жизни: с мамы, с улицы, на которой я живу... Нет, Родина - это что-то большое, чего нельзя охватить взглядом, - это вся страна...», «Сегодня, поднимая свое знамя, мы хотим, чтобы над нами было всегда высокое синее небо, подобно которому нас должны объединять высокие миролюбивые помыслы!.. Чтобы это небо всегда объединяло нас, казахстанцев, породненных единой исторической судьбой и родиной на долгие, долгие годы, и служило гарантией великой идеи единения».