kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Оздоровительная работа в рамках Лекотеки дошкольного образовательного учреждения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт оказания коррекционной физкультурно-оздоровительной помощи детям с ОВЗ в рамках Лекотеки дошкольного образовательного учреждения, которую посещают дети со сложным дефектом (синдром Дауна, РАС, ДЦП в сочетании сумственной отсталостью)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Оздоровительная работа в рамках Лекотеки дошкольного образовательного учреждения»

Оздоровительная работа в рамках Лекотеки дошкольного образовательного учреждения


Воспитатель МБДОУ № 40: Кондратьева Наталья Николаевна



Весь наш житейский быт приспособлен для здоровых людей. Однако важно помнить, что среди нас есть люди, в т. ч. дети, с ограниченны­ми возможностями, которые нуждаются в нашей помощи и под­держке.

В настоящее время государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья даёт дошкольникам возможность посещать образовательное учреждение любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья, при наличии в ДОУ условий для коррекционной работы.

Так как количество таких детей увеличивается с каждым годом,  актуальным становится поиск новых форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи этим детям. Как одна из форм такой помощи – Лекотека - создана на базе нашего дошкольного учреждения для детей с ОВЗ.

Основной контингент Лекотеки составляют дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, синдромом Дауна, расстройством аутистического спектра, ДЦП. У таких детей присутствуют ряд сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений развития. Следовательно, тяжесть дефекта существенно осложняет и задерживает физическое развитие. Такие дети отстают в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов деятельности, опускают его составные части. Плохо справляются с такими заданиями, как например: перестроения, прыжки на одной ноге, подпрыгивания на месте и с продвижением вперед, ловля и бросание мяча, ходьба по дорожке, ограниченной двумя линиями, выполнение движений по словесной инструкции взрослых, отмечается значительное снижение темпа выполнения движений, быстрая утомляемость детей, склонность к тормозным процессам. С трудом принимают и удерживают позу.

Одной из задач, решаемой Лекотекой, является укрепление здоровья, развитие двигательных, психофизических функций и интеллектуальных способностей. Работа по физическому воспитанию помогает не только укрепить здоровье, но и скорректировать имеющиеся нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов, развивать координацию и точность движений, избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, воспитание дисциплинированности и собранности.

Основной формой развития двигательной сферы в рамках Лекотеки являются игровые фронтальные занятия. В занятиях включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, ползание, прыжки), а также обще развивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия. Их цель: формировать у детей интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками, укреплять здоровье детей. На коррекционных игровых занятиях можно увидеть присутствие воспитателя и учителя-дефектолога. Их помощь необходима в поддержании дисциплины, в работе с детьми, которые не выполняют движения самостоятельно даже по показу инструктора.

Немаловажное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры, которые широко применяются на занятиях учителя-дефектолога и на других коррекционных занятиях. При выборе подвижных игр мы руководствуемся, в первую очередь, степенью подвижности ребенка, его физическими и психическими возможностями. При организации детей в игре важно чтобы дети поняли содержание, и правила игры, поэтому используем краткое образное объяснение сюжета, дополненное показом.

Особое место в системе физкультурной коррекционной работы Лекотеки занимают индивидуальные занятия на тренажёрах. Для подобных занятий мы подбираем детей, у которых нет серьезных отклонений в физическом развитии (не включаются дети с ДЦП, тетра и парапарезами, так как с ними должен работать специалист ЛФК). В результате, набирается группа из 10-11 детей. В нашем распоряжении имеются такие тренажеры как:
1) «Верхняя тяга»

2) «Нижняя тяга»

3) «Гребля»

4) «Беговая дорожка»

5) «Велотренажеры»

Работа на данных тренажёрах направлена на развитие всех групп мышц.

Кроме того, дети, обучающиеся в Лекотеке, становятся участниками развлечений, праздников, конкурсов и концертов, что позволяет сократить эмоцио­нальную дистанцию между ними и други­ми детьми. В сценарии праздников и развлечений включаются основные виды движений, подвижные игры, игры-соревнования, игры на развитие внимания и физических качеств. В интересной игровой форме дети закрепляют полученные умения и навыки. Не менее интересно у нас проходят дни здоровья, куда мы приглашаем известных спортсменов города. Это, во-первых, социализирует детей, дети получают дополнительные знания о различных видах спорта. А самое главное воспитывает интерес и любовь к спорту и спортивным соревнованиям.

Практический опыт работы Лекотеки по физическому воспитанию показывает, что процесс требует использования специальных методов и приемов физического воспитания детей с ОВЗ: точные пошаговые инструкции и команды, неоднократное повторение, обязательный показ движений и образец, упрощенные по содержанию подвижные игры с речевым материалом и конкретным содержанием, обязательная помощь воспитателя и дефектолога в проведении занятий.

Немаловажным резервом физкультурно-оздоровительного развития и воспитания дошкольников с ОВЗ является оздоровительное плавание, которое выступает эффективным способом улучшения двигательных возможностей, функциональных резервов, а также закаливания организма. Учитывая, что плавание оказывает стимулирующее воздействие на растущий организм ребенка (физические свойства водной среды, в частности плотность воды, оказывают специфическое влияние на функции кровообращения дыхания, кожные рецепторы), плавание закаливает организм, тренирует вестибулярный аппарат. Мы не ставим задачи обучить плаванию. Главными задачами для нас являются: формирование интереса к движению в воде, учить не бояться воды, спокойно в нее входить и окунаться, плавать, используя пенопластовую палку. Поэтому в рамках Лекотеки было организовано посещение бассейна при УлГУ, с которым был заключен договор о сотрудничестве. Занятия по плаванию проходят один раз в неделю. Здесь же присутствуют родители. Вначале учебного года формируется группа из старших дошкольников с ОВЗ по следующим критериям:
1) медицинские показания.

2) отсутствие поведенческих отклонений и адекватное поведение.
3) дети, у которых нет проблем с посещением туалета и развиты навыки самообслуживания.

В связи с этим направлением коррекции были разработаны игры для занятий с детьми на глубокой воде такие как: «Паровозик», «Проплыви в ворота», «Звездочка», «Догони меня», «Плыви за мной», «Кто быстрее за мячом», «Передай мяч другому».

В ходе всех этих мероприятий родители получают всю необходимую информацию о том, как реализовать программу комплексной реабилитации физического развития, создавать спокойную, доброжелательную атмосферу по отношению к ребёнку, организовать правильный режим дня и питания, занятия в домашних условиях, знакомятся с основами детской психологии.

Таким образом, результативность работы Лекотеки можно оценить по следующим показателям:

- повышение адаптивности участников Лекотеки к социуму;

- повышение двигательной активности;

- улучшение работы всех групп мышц;

- получение новых знаний о спорте, здоровом образе жизни;

- расширение функциональных возможностей детей с ОВЗ;

- динамика в психическом развитии.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Оздоровительная работа в рамках Лекотеки дошкольного образовательного учреждения

Автор: Кондратьева Наталья Николаевна

Дата: 21.09.2016

Номер свидетельства: 344924


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства