Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых через дидактические игры
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых через дидактические игры
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающая система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых через дидактические игры»
Консультация для воспитателей
«Ознакомление детей дошкольного возраста
с профессиями и трудом взрослых через дидактические игры»
Мы ссорились, мирились. И спорили порой, Но очень подружились. За нашею игрой. Игра игрой сменяется, Кончается игра, А дружба не кончается, Ура! Ура! Ура! В.Д.Берестов
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.
Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра и дидактическая игра.
Обратим особое внимание на дидактическую игру.
Дидактическая игра – игра обучающая.
Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд. Например: "Магазин", "Что кому нужно для работы".
В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:
1. Игры с предметами
2. Настольно – печатные игры
3. Словесные игры
1) Игры с предметами
Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, используют такие игры с предметами: "Собери набор парикмахера" (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов). "Строитель" (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак?
2) Виды настольно – печатных игр:
1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.
2. Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, "Что нужно доктору?", "Что нужно парикмахеру?", "Что есть в магазине", и т.д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.
3. Запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре "Отгадай, какую картинку спрятали?" Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.
4. Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.
5. Описание, рассказ пор картинке с показом действий, движений. Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра "Отгадай, кто это?" Ребенок изображает звук и движение задуманного другим детям, а они определяют, представитель какой профессии так выглядит и выполняет данные действия.
3) Словесные игры
Они построены на словах и действиях играющих. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам.
Приложение
Коммуникативная игра «Не пропусти профессию».
Цель: Развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора. Обогащение словарного запаса детей.
Ход: Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте.
Варианты слов: Лампа, водитель, ножницы, шахтёр, яблоко, болтун, доктор;
ананас, фабрика, карандаш, ветеринар, тетрадь, чайник, бутерброд, учитель, гроза, обруч, тракторист, ложка, полянка, библиотека, мама, человек, продавец, птица, река, очки, попугай, парикмахер, стул, огород, строитель, окно, милиционер, пожарный, скамья, ребёнок, воспитатель и т. д.
Дидактическая игра «Угадай профессию».
Цель: Научить понимать назначение и функции предметов профессиональной деятельности.
Цель: Обогащение словарного запаса детей, развитие фонематического слуха.
Ход: Игра проводится с перекидыванием мяча.
Педагог напоминает детям, что есть мужские, женские и общие профессии. Затем детям объясняются условия игры: «Ребята, я буду бросать вам мяч и называть общие профессии так, как, если бы это были названия профессий ваших пап или дедушек. А вы возвращаете мне мяч и называете такую же мамину профессию». Например, повар – повариха, певец – певица, учитель – учительница, актёр – актриса, художник – художница и т. п.
Игра «Логическое лото».
Цель: Закрепить название профессий; воспитывать интерес к труду.
Ход: Педагог раздаёт детям картинки с изображением людей различных профессий, а затем показывает им по очереди 4 карточки с символическим изображением растений, животных, людей, техники, задавая при этом вопрос: «Человек, какой профессии с этим работает? Дети поднимают соответствующие картинки и отвечают: «Моя профессия – лётчик. Я работаю с техникой». «Моя профессия ветеринар. Я работаю с животными»
Игра «Угадай, кто… »
Цель: Развивать умение узнавать людей, их профессию по стилю речи.
Ход: Взрослый произносит фразы соответствующим тоном и с соответствующими жестами, предлагая ребёнку угадать, кто это говорит. А затем ребёнок пробует загадывать такие загадки взрослому.