Просмотр содержимого документа
«Ознакомление младших дошкольников с величиной предметов.»
Ознакомление младших дошкольников с величиной предметов
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А.Маркушевич)
В дошкольном возрасте у детей начинает закладываться понятийное, словесно-логической мышление. Одна из ведущих операций этого вида мышления – сравнение. Без умения абстрагироваться, выявлять существенные признаки предметов, невозможно в полной мере овладеть этой мыслительной операцией. Формирование у младших дошкольников представлений и понятий о величине является одной из основ освоения детьми логических операций, т.к. проводимая работа по усвоению понятий о величине помогает детям научиться уверенно выделять и называть свойства предметов.
В раннем детстве в результате действий с игрушками разных размеров у ребёнка формируются опыт восприятия и оценках величины. Малыши прочно закрепляют признаком величины за тем конкретным предметом, который им хорошо знаком. Младшие дошкольники с трудом овладевают относительностью оценки величины, часто не соотносят вообще размеры предметов: стараются уложить большую куклу на маленькую кровать, посадить большого мишку на маленький стул и т.п. Дети трехлетнего возраста воспринимают размеры предметов не дифференцированно, т.е. ориентируются лишь на общий объём предмета, не выделяя длину, ширину, высоту. Когда им предлагают среди нескольких предметов найти самый высокий или самый длинный, они останавливают свой выбор на самом большом. Именно эти особенности и трудности восприятия дошкольниками величины и её свойств обуславливают актуальность и значимость формирования представлений о величине.
Ознакомление детей с новым учебным материалом я осуществляю постепенно, с опорой на сформированные знания, умения и навыки. Наиболее доступным и известным определением величины для детей трёх лет являются слова «большой» и «маленький». В связи с этим первые занятия я посвящаю активизации знаний о больших и маленьких предметах. Организовываю рассматривание и анализ пирамидки и её частей. Наглядно показываю, что её кольца разные – большие и маленькие. Взяв пару колец, сравниваю их приёмом наложения, уже изученным в процессе работы с множеством. После надеваю их на стержень пирамидки в убывающем порядке. Свой показ сопровождаю объяснением – инструкцией: «взять самое большое кольцо, надеть на стержень, из оставшихся колец опять взять самое большое, надеть на стержень» и т.д. На данном этапе очень важно использование разнообразных наглядных средств обучения и точной инструкции к выполнению операций. Использую народную дидактическую игрушку – матрёшку, мисочки, вкладыши, которые вкладывают одну в другую или кладут одну на другую для получения башенки и др.
Существует зависимость восприятия величины от прежнего опыта человека. Один и тот же предмет может казаться детям большим или маленьким в зависимости от того, с какими предметами они уже знакомы. Дошкольники прочно закрепляют признак величины за тем конкретным предметом, который им хорошо знаком: «Слон большой, а мышка маленькая». Они с трудом овладевают относительностью оценки величины. Если поставить перед ребёнком 4-5 игрушек, постепенно уменьшающихся по размеру, например, матрёшки и попросить показать самую большую, то он это сделает правильно. Если затем убрать её и снова попросить указать на большую игрушку, то дети 3-4 лет, как правило, отвечают: «Теперь нет большой». Именно поэтому необходимо расширить представления о величине предметов, показать относительный характер величин. Для этого демонстрирую два однородных предмета, большой и маленький, после этого беру третий предмет, больше, чем уже имеющийся «большой» (или меньше, чем имеющийся «маленький»). Внимание детей обращается на то, что «большой» предмет стал маленьким по сравнению с ещё большим. Подобные упражнения, показывающие относительность величины, позволяют расширить практический опыт.
Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: чувственного познания и абстрактного мышления. Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и развивают ощущения, восприятие и представления. При формировании понятий и представлений: большой-маленький, короткий-длинный, узкий-широкий и т.д., ребёнок должен не только видеть и слышать названный признак, но тактильно чувственно ощущать его. Выделяя то или иное измерение, ребёнок стремится показать его (проводит пальцем по длине, разведёнными руками показывает ширину). В процессе формирования представлений о величине необходим опыт практического оперирования предметами, поэтому действия обследования важны для дифференцированного восприятия размеров предмета.
После закрепления представлений о величине переходим к более дифференцированным понятиям – длине, ширине, высоте. Изучение величины проходит с использованием контрастов: рассматриваются длинные и короткие, высокие и низкие, широкие и узкие предметы. Противопоставление величин позволяет добиться осмысленности восприятия, показать возможности целенаправленного использования предметов. Дети дошкольного возраста должны понимать, например, что для большой куклы нужна большая одежда, для широкой машины необходимо построить широкую дорогу и т.д. Для ознакомления с характеристиками длины и дифференциации размеров предметов по протяжённости предлагаю сравнивать домики, построенные из деревянного конструктора: высокий домик; низкий, но широкий домик; низкий, узкий, но длинный домик; и несколько низких, узких и коротких домиков. Противопоставление различных величин помогает повысить интерес к изучаемому материалу, подчеркнуть значение точного определения величины. При формировании понятий о длине, ширине, высоте, придерживаюсь следующего плана: 1) выделение рассматриваемой протяженности как существенного признака предмета; 2) противопоставление двух контрастных предметов (для этого использую разнообразный наглядный материал; результаты сравнения обобщаются и озвучиваются: «выше, чем…, а …ниже, чем...»; «длиннее, чем…, но… короче, чем…»); 3) сравнение равных по величине предметов; 4) поиск предметов, разных или равных по длине (высоте, ширине) в окружающем пространстве; 5) проведение дидактических игр; 6) закрепление изученного материала в продуктивной деятельности и в быту. Задача последующей работы – формировать умение строить сериационный ряд предметов по длине, ширине, высоте и другим признакам. Таким образом, умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.