Методы и приёмы: рассказы детей о космонавтах, планетах; художественное слово, музыкальное сопровождение; поощрение, обобщение, предложенный выбор заданий; игровое задание с планетами.
Оборудование: магнитофон, ватман с изображением орбит Солнечной системы, муляжи планет, гуашь, кисточки, ёмкости с водой, салфетки бумажные, двухсторонние карточки с числами от 1 до 12 и буквами (к-о-с-м-о-н-а-в-т-и-к-а), медали бумажные «Юному космонавту», «Указ Президента», коробка под посылку, шоколад «Марс», телеграмма от « заблудившегося космонавта», глобус, два рисунка космонавтов с 10 отличиями.
Предварительная работа:беседа с детьми о празднике 12 апреля –«День космонавтики», о том, кто стоял у истоков российской космонавтики , о планетах Солнечной системы.
Рассматривание предметных картинок с изображением космонавтов, учёных – изобретателей, космических станций.
Первоначальное знакомство с планетами Солнечной системы.
Рисование, аппликация планет Солнечной системы, космодрома, космонавтов в скафандре.
Чтение стихотворений, сказок и рассказов: Н. Носов «Незнайка на Луне»(главы из сказки),П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,В Бороздин «Первый в космосе».
Дидактическая игра «От Плутона до Меркурия», «Будущие космонавты», «Зашифрованное слово».
Строительная игра «Космодром».
Ход НООД
(под фонограмму космической музыки дети входят в группу)
В. -Ребята, сегодня мы с вами поговорим о космонавтике, космосе и обо всём, что с ним связано. Каждый год 12 апреля мы отмечаем праздник…. Какой? (День Космонавтики.)
В. -А как вы думаете, почему именно 12 апреля отмечается День Космонавтики? (Потому что 12 апреля 1961 года был первый полёт в космос Юрием Алексеевичем Гагариным.)
В. - Правильно!
(показываю глобус)
В.- Дети, как вы знаете, это модель нашей планеты Земля. За её пределами – космос. Люди всегда мечтали взлететь в небо, как птицы, даже придумали сказки о коврах- самолётах. С тех пор прошло много – много лет, и люди давным –давно научились летать на самолётах, вертолётах, некоторые даже на ракетах! Давайте вспомним, как всё начиналось? Кто стоял у истоков российской космонавтики?
(На столе лежат портреты К. Э. Циалковского, С. П. Королёва, Ю. А.Гагарина, В.В. Терешковой, С. Савицкой.)
Дети: –Почти 100 лет назад в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Циалковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звёздами и изучать их. Задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой –нибудь планеты. Циалковский проводил расчёты, делал чертежи, придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об этом в своих научных трудах.
Д. -Его дело продолжили ученики –учёные под руководством Сергея Павловича Королёва. В 1933году изготовили первый космический спутник (показывает детский рисунок), установили на нём специальные приборы и запустили в космическое пространство. Полёт прошёл успешно. На этом спутнике вокруг Земли сначала летали собаки Белка и Стрелка.
Воспитатель: - В 1957 году первым «космонавтом» была собака Лайка, а с ней же были отправлены в космос плесневые грибки, традесканции, мухи и мыши. Полёт прошёл успешно. Всё было доставлено на Землю в целости и сохранности. А через год в 1958году увеличили размер ракеты и отправили двух собак : Белку и Стрелку. Они тоже благополучно вернулись на Землю. И учёные решили осуществить свою заветную мечту – послать в космос человека!
-12 апреля 1961 года сбылась мечта человечества! Впервые в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле « Восток». Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт, гражданин России. Сначала были одиночные полёты, а потом групповые по 2 -3 и более человек. В космосе побывали не только космонавты, но и врачи, инженеры –конструкторы, исследователи. И не только мужчины!
- Среди российских космонавтов первой была Валентина Владимировна Терешкова.
-Светлана Евгеньевна Савицкая – первая женщина –космонавт, вышедшая в открытый космос.
-Взлётная площадка, с которой стартуют космические корабли , называется космодром «Байконур». В космос летали на космических кораблях «Восход», «Союз», «Буран». Станция «Мир», с которой состыковались космические корабли, где жили космонавты.
В. -Дети, чтобы управлять космическим кораблём надо быть очень образованным и подготовленным человеком. Надо пройти специальную подготовку.
В. -А вы хотите стать космонавтами?(Да.)
В.-Тогда давайте потренируемся. (Физминутка.)
Раз, два, стоит ракета - дети поднимают руки вверх
Три, четыре, скоро взлёт - разводят руки в стороны
Чтобы долететь до солнца - круговые вращения руками
Космонавту нужен год – берутся руками за щёки, качают головой
Но в полёте нам не страшно - руки на поясе, наклоны корпусом вправо –влево
Каждый ведь из нас атлет - сгибают руки в локтях
Пролетая над Землёю - разводят руки в стороны
Ей передаём привет - поднимают руки вверх и машут.
(В коридоре раздаются торопливые шаги. Раздаётся стук в дверь, входит сотрудник детского сада.)
Сотрудник детского сада: - Простите, вам срочная радиограмма … из Космоса!
В. - Из космоса? Большое спасибо! Странно, чтобы это значило?
(читаю вслух): «Дорогие ребята! В космосе произошло невероятное: все планеты Солнечной системы сошли со своих орбит и сбились в одну кучу. Я сбился с курса и не могу вернуться на Землю. Срочно нужна ваша помощь: необходимо расставить планеты по местам, чтобы восстановить порядок в Солнечной системе. Если вы не боитесь трудностей, то поспешите на помощь. Заблудившийся космонавт».
В. - Дети, поможем заблудившемуся космонавту? ( Да! Поможем.)
В. - Но для того, чтобы быстро оказаться в космосе, нам нужно пройти пароль. Если вы правильно ответите на все вопросы, мы почти сразу же окажемся в космосе.
1. Прохождение пароля.
(Дети выстраиваются друг за другом и поочерёдно отвечают на вопросы воспитателя)
- Как называется площадка для взлёта космических ракет? (космодром)
- Как называется головной убор космонавта? (скафандр)
- Как называется окно в самолёте или ракете? (иллюминатор)
- Кто и на чём впервые облетел вокруг Земли? (Собаки Белка и Стрелка на космическом спутнике)
- В какой день отмечается День Космонавтики? (12 апреля)
- Как зовут первую женщину – космонавта? (Валентина Терешкова)
- Сколько планет в Солнечной системе? (9)
- Как называется третья планета от Солнца? (Земля)
- Как называется спутник планеты Земля? (Луна)
- Молодцы, дети! Всем приготовиться к взлёту!
(Дети подходят к столу и надевают скафандры, сделанные из папье- маше)
2. Игротренинг « Космонавт»
(сочетать слова с действиями: на каждый ударный слог все пальчики, начиная с указательного, «здороваются» с большим пальцем)
В тёмном небе, звёзды светят
Космонавт летит в ракете.
День летит, и ночь летит,
И на Землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря,
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной!
В. - Вот мы с вами и в космосе! Ребята, путь к сбившимся планетам будет нелёгким. Нас ожидает множество препятствий. Чтобы их преодолеть, мы должны быть предельно внимательными и сообразительными. А вот и первое препятствие!
«Найди отличия»
В. - Дети, внимательно рассмотрите два рисунка и найдите 10 отличий.
(Нарисованы два космонавта)
- Молодцы, дети! Вы были очень внимательные и быстро справились с первым препятствием. А вот и следующее препятствие. Нам нужно подобрать родственные слова к слову «Космос».
Игра «Семейка». (космонавт, космический, космодром, космонавтика)
- Молоды! Отлично справились и с этим препятствием! А вот и более сложное задание.
«Реши примеры» (на столах лежат листы с примерами и простые карандаши, дети садятся за столы и решают примеры)
- Молодцы! Вы справились с очень сложным заданием!
- Вот и нашлись сбившиеся планеты! Давайте вспомним, в каком порядке расположены планеты в Солнечной системе?
Дидактическая игра «Планеты, стройтесь!»
- Дети, возьмите модели планет и поставьте их на свои места в Солнечной системе.
(На ватмане «космическом пространстве» предварительно нарисованы орбиты. Дети прикрепляют планеты на орбиты по порядку магнитами рассказывают о них, что знают. Например, Меркурий- самая быстрая планета в Солнечной системе. Днём а планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь. Или, Венера- самая горячая планета окружённая плотной атмосферой, богатой серным газом. Вокруг Венеры летают сказочные существа –инопланетяне и т. д.)
- Молодцы. ребята! Вы прекрасно справились с нашей главной задачей- все планеты на своих местах! Теперь в Солнечной системе полный порядок!
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас.
Раз – Меркурий
Два – Венера
Три – Земля
Четыре – Марс
Пять – Юпитер
Шесть – Сатурн
Семь – Уран
За ним – Нептун
Он восьмой идёт по счёту;
И за ним уже потом
И девятая планета
Под названием Плутон!
- Земля, назови своих соседей! (Венера, Марс)
- Сатурн, назови своих соседей! (Юпитер, Уран)
Венера, назови своих соседей! (Меркурий, Земля)
Юпитер, кто твои соседи? (Марс, Сатурн)
-Что находится между четвёртой и пятой планетами, между Марсом и Юпитером?
- Это большой круг в виде орбиты, который называется кольцом астероидов.
- Давайте белой гуашью нарисуем кольцо астероидов, жёлтой – звёзды, а красной – кометы.
- Посмотрите, как много звёзд. А что такое звёзды? (раскалённый газ)
(Читаю стихотворение)
- Что такое звёзды?
Если спросят вас.
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
И ещё добавьте,
Что притом всегда,
Ядерный реактор-
Каждая звезда!
- А как называется самая главная звезда в Солнечной системе? (Солнце)
- Дети, нам пора возвращаться из космоса домой – на Землю. Мы должны выполнить последнее задание: пройти пароль на выход из «космоса».
(на столе лежат буквенно – числовые карточки от 1до 12- цифровой стороной вверх в хаотичном порядке)
-А сейчас закройте глаза и сосчитайте от 12 до 1.
(пока дети считают, я переворачиваю карточки на буквенную сторону)
- Откройте глаза и постарайтесь прочитать пароль.( космонавтика)
- Верно! Это правильный ответ!
(звучит космическая музыка, дети «возвращаются» Землю из космоса, снимают скафандры)
- Вот мы и дома, в своём любимом детском саду.
- Скажите, вам трудно было в космосе? (нет, интересно).
(Стук в дверь входит сотрудник детского сада.)
- Простите, вам просили передать. (протягивает телеграмму и небольшую посылку. В посылке «Указ Президента», медали «Юному космонавту» и шоколадки «Марс».)
- Телеграмма? Интересно от кого?(читаю)
-« Дорогие, ребята! Пишет вам заблудившийся космонавт. Огромное спасибо за помощь! Вы совершили героический поступок: теперь в космосе полный порядок – все планеты на своих местах, а я благополучно вернулся на родную Землю. Ваш друг, заблудившийся Космонавт».
-Значит мы не зря старались. Ой, А что это такое? Кажется Указ Президента! (читаю)
-«За проявленное мужество, героизм, смекалку, умение прийти на помощь, награждаются дети детского сада старшего возраста медалями «Юному космонавту» и шоколадками «Марс».
(церемония награждения)
-Вот и всё, мои юные космонавты, наше космическое путешествие окончено! Благодарю всех за участие!