«Ознакомление детей средней группы с частями суток и временами года»
«Ознакомление детей средней группы с частями суток и временами года»
Работа с календарями природы имеет для детей в плане умственного воспитания большое значение: абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
У детей среднего возраста закрепляют название частей суток, углубляют и расширяют представление об этих отрезках времени, постоянно обращая их внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток.
Детей средней группы надо познакомить с последовательностью частей суток и дать первоначальное понятие о них, показать сменяемость трех суток, объяснить значение слов: сегодня, завтра, вчера.
Если в младшей группе воспитатель опирается на содержание деятельности, приближенное к опыту детей, то в средней группе необходимо показать, что бывает и что делают люди утром, днем, вечером и ночью. Для этого используются картинки с более широким содержанием: утром дети идут в школу, вечером выходят из театра, из детского сада, играют дома и т.д.
(Слайд № 4)
После того как дети научились определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание надо сосредоточить на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба). Для этого на прогулках надо организовать наблюдение за этими явлениями.
(Слайд № 5)
Надо показать детям все четыре картинки одновременно и рассмотреть, чем они отличаются, задать вопрос: «Когда это бывает?» Затем параллельно с картинками показать другие- с изображением характерной деятельности людей в разное время суток и попросить детей указать, что общего у них. На основе общих признаков на картинках необходимо сделать заключение об изображенном времени.
(Слайд №6)
В дальнейшем, к каждой картинке прилагается соответствующий по цвету квадратик. Цветной символ должен даваться как условный знак. Показывая ряд картинок со знаками, надо предложить детям быстро по знакам отобрать те, на которых нарисовано утро, день, вечер, ночь. Разобрав картинки по цветным знакам, дети проверяют правильность отбора, анализируя их содержание.
В дальнейшем необходимо предложить для закрепления названий времени суток только цветные знаки- квадратики. Их можно использовать и как раздаточный материал: воспитатель показывает картинки или читает стихи, а дети, определив время суток, поднимают соответствующий знак.
(Слайд №7-дети играют)
(Слайд №8)
В конце года, когда у детей уже сформированы знания о частях суток, необходимо раскрыть значение слова сутки. Необходимо помочь детям осознать, что утро, день, вечер и ночь- это части целого- суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить с любой из них.
Для закрепления понятий о сутках рекомендуется проводить следующие игры: «Назови соседей», «Назови все части суток». Можно провести беседы по таким вопросам: «Какое сейчас время суток?», «Что наступит после вечера?», «Назовите части суток, начиная с дня».
Эти приемы закрепляют у детей последовательность частей суток и дают представление о сутках в целом. При этом у детей складывается элементарное понятие о текучести и непрерывности времени.
(Слайд №9-картинки)
(Слайд №10)
Цель работы с календарем природы – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Знакомство с явлениями природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Если с малышами педагог наблюдает каждое явление отдельно (например, только дождливую погоду или только листопад), то с детьми средней группы уже можно одновременно наблюдать 2-3 явления (ветреную и дождливую или расцвечивание листьев на кустах и деревьях и их опадание при порыве ветра). Для уточнения и закрепления складывающихся представлений в уголке природы необходимо иметь календарь - картинку «Какая сегодня погода».
(Слайд №11-картинки)
(Слайд №12)
Для средней группы количество картинок нужно увеличить, добавить изображения новых состояний погоды в разные периоды сезона. Целесообразно также иметь набор картинок, изображающих мальчика и девочку, одетых по сезону.
(Слайд №13, 14, 15-картинки)
(Слайд №16)
Ведя подобную работу, расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес.
Работа с календарями природы имеет для детей в плане умственного воспитания большое значение: абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.