Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.»
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Я работаю учителем-логопедом в детском саду и в начальной школе более 3 лет. Хочу поделиться опытом своей работы по развитию мелкой моторики рук. Такие интересные и доступные игры могут использовать родители дома.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В результате было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. В таком случае, чтобы научить малыша говорить, необходимо развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
В коррекционной работе использую различные игры для развития мелкой моторики. Ребятишки очень любят эти забавные игры.
Игры с прищепками.
«Массаж для пальчиков»
Для игры необходимы разноцветные прищепки. Прицепляем прищепку на подушечку пальца проговаривая чистоговорки . С помощью этой игры автоматизируем звук в слогах, словах и массируем подушечку пальчика.
Ла-ла-ла – девочка спала, лу-лу-лу – заберемся на скалу,
ло-ло-ло - у сосны дупло, лы-лы-лы – как слезем со скалы.
«Чего не хватает?»
Возьмем картинку ежика без иголок, и спросим ребенка кто это? (Ежик). А чего не хватает у ежика (Иголочек). Давай сделаем ежику иголки и повторим чистоговорку : жи-жи-жи – в лесу живут ежи, жа-жа-жа – я нашел ежа,
Вырезаем из бумаги большой желтый круг. Спрашиваем у ребенка, на что он похож? (На солнышко). А чего не хватает у солнышка? (Лучиков). Давай сделаем лучики с помощью прищепок. Можно сочетать движения с речью и проговорить стишок:
Солнца лучик золотой
Ярко светит над рекой.
И всему он шлёт привет.
Улыбнёмся мы в ответ:
"Здравствуй, лучик золотой!
Дружим мы всегда с тобой.
Ты - ведь солнышка сынок.
Никогда не одинок.
Рядом - братики - лучи.
Как звенят от них ручьи.
Мама - солнышко поёт.
Лучик - счастье раздаёт!" (Е. Зих).
2. Игры с колючим мячиком «Ежик». Координация движения с речью. (Использую в качестве орг. момента и/или физ.минутки)
Катаем колючий мячик между ладонями, приговаривая:
Гладь, мои ладошки, еж.
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!
В начале занятия поможет настроить детей на работу.
Проговариваем стишок и катаем мячик в ладонях.
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Все правильно и ясно, чтоб было все понятно.
Мы будем разговаривать, и будем выговаривать,
Все правильно и ясно, чтоб было все понятно.
3.Игры с карандашами.
Катаем между ладонями шестигранный карандаш, проговаривая стишок:
Сотрем мы резинкой рисунок кривой,
Березку прямой нарисуем с тобой.
Пусть три пастуха перекусят под ней,
А рядом рисуем мы тридцать коней.
Зажать простой карандаш между указательным и средним пальцем правой руки, передаем карандаш в левую руку, удерживаем между указательным и средним пальцем. Чередуем правую и левую руку и меняем пальцы, проговаривая стишок:
Непоседа Васенька не сидит на месте.
Непоседа Васенька всюду с нами вместе.
4. Игры со счетными палочками.
Посмотри на картинку-схему. Попробуй выложить такую же из счетных палочек.
Можно выкладывать различные фигуры, картинки, печатные буквы, слова.
5. Шнуровки - бусы.
Сочетание движений с речью, автоматизация звука в словах.
На шнурок нанизываем бублик из соленого теста или бусину и проговариваем слова:
Жаба, жук, живот, жираф, журавль, жир.
6.Игры с крупами.
Развивают мелкую моторику, воображение и внимание.
«Фасолевая картина».
Предлагаем ребенку выложить картинку с помощью фасоли. На листе контурное изображение животного, фрукта или просто печатное слово. Ребенок выкладывает фасоль по контуру. Данная игра развивает тонкие движения рук, усидчивость, внимание.
«Помоги Золушке» .
Золушка собирается на бал. Но мачеха ее не отпустит, пока Золушка не переберет крупу. Помоги Золушке перебрать горох и гречку. Гречку складывай в синюю посуду, а горох в зеленую.
«Волшебная манка».
На поднос высыпать манную крупу и разровнять. Ребенок пальчиком рисует картинку, а взрослый угадывает что изображено. Затем поменяться ролями. С детьми школьного возраста можно писать прописные буквы и слова.
7.Пальчиковый бассейн.
В коробку на дно положить маленькие игрушки от киндер-сюрприза, засыпать все фасолью, рисом или гречкой. Ребенок погружает руку в бассейн, закрывает глаза и ищет игрушку. С закрытыми глазами он описывает то, что нашел. А теперь открывает глаза и проверяет себя.
Пальчиковые игры способствуют развитию:
мелкой моторики;
речи (автоматизируя звуки в слогах, словах и т.д.)
усидчивости;
внимания и воображения;
доставляют огромную радость детям (процесс обучения становится увлекательным и полезным одновременно).