Просмотр содержимого документа
«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
ФотоотчетБеркаловой Елены Юрьевны
по теме
«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Работая с детьми раннего возраста отмечено, что в последние годы у детей поступающих в детский сад уровень речевого развития детей заметно снизился. Многие дети, придя в сад, ещё не умеют разговаривать. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.).
Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками). Детям нравится переодевать кукол или просто снять с их одежду, но они с трудом застегивают и расстегивают пуговицы, замки на одежде. Некоторые дети затрудняются правильно держать ложку. Это говорит о том, что у детей слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений.
Поэтому важным фактором считаю необходимость проведения работы с детьми по развитию мелкой моторики.
Для этого стараюсь в группе создать все необходимые условия для получения положительных результатов.
Оформлен книжный уголок - центр любимых сказок. Имеющиеся материал расположен таким образом, что дети свободно выбирают игрушки, книжки.
В игровой зоне воспитанники с увлечением играют с мозаикой, пирамидками, столовой посудой при этом, общаясь друг с другом, пытаясь помочь правильно расставить предметы, назвать их.
Для развития и коррекции зрительно - пространственной ориентации имеются мелкие игрушки; пуговицы, бусинки, геометрические фигуры. Достаточное количество развивающих игр, различных видов шнуровок, вкладышей.
Для оптимизации своей деятельности составила картотеку игр на развитие мелкой моторики и координацию пальцев рук.
Детям предоставлена возможность играть в игры с прищепками, мелкими игрушками.
В свободной самостоятельной деятельности ребёнок саморазвивается, свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Здесь я действую как партнёр.
В своей работе применяю разные формы и приёмы организации детской деятельности. Каждая, из них занимает своё место в педагогическом процессе.
Вместе с детьми мы учимся изображать из пальцев птиц и животных, разучиваем про них четверостишия, например в игре «Курочка и цыплята». Выполняя упражнения, вместе с детьми стараюсь задействовать пальчики обеих рук. Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались с помощью стихов или потешек, например «Сорока-белобока», «Капуста» слушая, дети одновременно пытаемся «инсценировать» содержание прослушиваемого материала с помощью пальчиковых движений и изображения персонажа, их действий. В качестве сюжетного материала использую произведения С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского и др.
Большой интерес представляет конструирование (конструктор ЛЕГО). Работая с деталями конструктора дети общаются друг с другом, кроме этого развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Дети научились в быту, в самостоятельных играх налаживать контакты.
Чтобы активизировать словарь детей предпочтение отдаю фольклору, русским народным сказкам. Сказки более доступны детям дошкольного возраста, дети эмоционально откликаются на них.
Не маловажное значение в развитии мелкой моторики и речи ребёнка имеют упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета, которые провожу в индивидуальной работе с детьми. Например, шнуровка, завязывание и развязывание бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц.
Постепенно включаю ребенка в процесс одевания. Они сами застегивают и расстегивают себе пуговицы и молнии. Это не только развивает движения рук, но и приучает ребенка к самостоятельности.
Кроме этого предлагаю детям, перебирая узелки верёвочки или бусины пальцами, называть по порядку стоящие на столе предметы, картинки или имена детей в группе.
В контактах с родителями использую наглядно-текстовые средства «Игра с пальчиками», «Играем дома». Провожу консультации, родительские собрания, даю рекомендации, советы.
Работая над развитием речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук и координации движений пальцев рук, добилась определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, расширился словарь, дети любят играть в пальчиковые игры.