Пальчиковая гимнастика - эффективный метод развития мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковые игры воздействкют на умственное развитие, активизируют и развивают речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пальчиковая гимнастика»
СОПРЯЖЕННАЯ ГИМНАСТИКА
Тема «Фрукты»
Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.
На базар ходили мы,(мизинцы)
Много груш там и хурмы,
(безымянные пальцы)
Есть лимоны, апельсины,
(средние пальцы)
Дыни, сливы, мандарины,
(указательные пальцы)
Но купили мы арбуз —
(большие пальцы)
Это самый вкусный груз.
(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)
Пальчиковая игра «Варим мы компот»
Используется пособие «Клавиатура». Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы)
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Рисование (веревочками, косточками от слив, семенами от дыни, арбуза, винограда)
Театр пальчиков и языка
Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.
Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.
Яблоки кислые.
Махнуть рукой «эх». Сморщиться и слегка высунуть язык.
Яблоки соберем в корзины.
Пальцы рук переплести «корзинкой». Скругленные концы языка загнуть «чашечкой».
Дома сварим из яблок варенье.
Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.
Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.
Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.
Приплыли домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»). Язык присосать к нёбу (крыша домика).
Тема «Грибы»
Самомассаж подушечек пальцев зубными щетками
На каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки одного пальца Правая рука:
Вылезли на кочке (мизинец)
Мелкие грибочки: (безымян. палец)
Грузди и свинушки, (средний палец)
Рыжики, волнушки (указ. палец)
Даже маленький пенек (больш. палец)
Левая рука:
Удивленья скрыть не мог.
(растирают большой палец)
Выросли опята,
(указательный палец)
Скользкие маслята,
(средний палец)
Бледные поганки,
(безымянный палец)
Встали на полянке.
(мизинец)
Театр пальчиков и языка
Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
На опушке — большое дерево. Вот его ствол.
Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые.
Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой — шляпку. Положение рук менять; то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот (грибов-боровиков много).
Язык сначала мягко присосать к твердому нёбу, затем напряженно (гриб растет).
У других грибов ножки тонкие.
Указательный палец одной руки — ножка, ладонь другой руки — шляпка; положение рук менять (поганок очень много).
Дерево растет.
Руки тянуть вверх, к солнышку. Язык тянуть к носу.
Грибы растут.
Руки. См. пункт 3. Язык то присосать к нёбу, то прогнуть «чашечкой».
Соберем грибы в корзины.
Пальцы рук переплетены «корзинкой». Язык — «чашечкой».
Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Язык плавно двигать вперед-назад.
Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.
Приплыли домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»). Язык присосать к нёбу (крыша домика).
Игра «Хоровод»
Используется подставка под горячее с клеточками. Дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стихотворения, делая по шагу.
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (Грибы.)
Рисование (пальчиками, пуговицами)
Тема «Овощи»
Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца.
Левая рука:
Вырос у нас чесночок,
(Дети разминают указательный палец)
Перец, томат, кабачок,(средний)
Тыква, капуста, картошка,безым)
Лук и немного горошка.(мизинец)
Правая рука:
Овощи мы собирали.(мизинец)
Ими друзей угощали,(безымянный)
Квасили, ели, солили,(средний)
С дачи домой увозили.(указательный)
Прощай же на год,
Наш друг-огород.
Театр пальчиков и языка
Однажды пальчики пошли на огород: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
Подошли к огороду.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.
На опушке леса растут помидоры.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять. Язык высунуть и напряженно тянуть к нёбу.
Помидоры соберем в корзину.
Пальцы рук переплетены «корзинкой». Язык — «чашечкой».
Пальчиковая игра «У Лариски две редиски»
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги («подушечки») от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения: У Лариски — две редиски,
У Алешки — две картошки,
А у Вовки — две морковки,
А у Петьки — две редьки.
Игра «Капуста»
Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками на клавиатуру (пуговицы), сопровождая произнесение стиха:
Дети катают грецкий орех (каштаны, воздушный шарик, наполненный мелкими камушками) между ладонями (по кругу), приговаривая:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)
Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
Подошли к опушке — ровной-ровной, гладкой-гладкой.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.
На полянке растет малина.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять вверх. Язык вынуть и напряженно тянуть к носу.
Собираем малину в корзину.
Переплести пальцы «корзиной». Язык — «чашечкой».
Дома сварим из малины варенье.
Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.
Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
Руки в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавное движение широким языком вперед-назад.
Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытягивать язык вперед и убирать назад.
Приплыли домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»). Язык присосать к нёбу (крыша домика).
Пальчиковая игра «В лес идем мы погулять»
Лес — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу.Раз, два, три, четыре, пять.
В лес идем мы погулять:
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Тема «Животные»
Театр пальчиков и языка
Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
Подошли к опушке — ровной-ровной, гладкой-гладкой.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.
На опушке большое-большое дерево. Вот его ствол.
Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
Вот крона дерева.
Пальцы чуть согнуть. Язык — «чашечкой».
На дереве дупло. В нем живет белка. Она то выглядывает из дупла, то прячется.
Руки соединить ребрами ладоней «чашечкой». Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны. Язык «чашечкой» двигать вверх-вниз и попеременно в стороны или убирать за зубы.
Пальчиковая игра «В зоопарке»
Используется решетка для раковины, мыльница (плоская) с шипами. Дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеткам на каждый ударный слог стиха делать шаг.
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд —
Медвежат, волчат, бобрят.
«Загадки»
Универсальное панно (авторское) и мяч-прыгун. Дети, прокатывая мяч по дорожкам панно пальцами правой (левой) руки, сопровождают игру загадками.
Лесом катится клубок, У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Еж.)
* * *
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимою спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
(Медведь.)
* * *
Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы.
У косого нет берлоги,
От врагов спасают ноги.
Не нужна ему нора,
А от голода — кора.
(Заяц.)
Тема «Семья»
Самомассаж пальчиков
массаж «четками» — перебирание бус («четок»), считать количество бус (в прямом и обратном порядке);
Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
Подошли к опушке — ровной-ровной, гладкой-гладкой.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.
На опушке — большое дерево. Вот его ствол.
Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
Вот крона дерева.
Пальцы чуть согнуть. Язык — «чашечкой».
Крона состоит из веток и листьев.
Пальцы напряженно вытянуть и широко расставить.Ладони соединить «чашечкой».
Язык — «чашечкой».
Листья так весело играют с ветерком летом, а осенью опадают.
Пальцы широко расставить и попеременно двигать. Кисти расслабить, руки свободно опустить. Язык двигать вверх-вниз (со скругленными краями), затем расслаблено опустить на нижнюю губу.
Вот корни дерева.
Кисти рук тыльной стороной соединить у запястья, пальцы напряженно тянуть вниз.
Язык напряженно тянуть вниз.
Игра «Кто живет в моей квартире»
Квартира — решетка для раковины или подставка под горячее (с клеточками). «Ходить» указательным и средним пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делать шаг. Можно «ходить» в любом направлении одной, другой, обеими руками.
Раз, два, три, четыре.
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять —
Всех могу пересчиать:
Папа, мама, брат, сестра,
Бабушка, дедушка и я —
Вот и вся моя семья.
Игра «Пальчик-мальчик»
Две пробки от пластиковых бутылок положить резьбой вверх или взять две большие пуговицы с углублением. На них поставить указательный и средний пальцы. Двигаться, делая шаг на каждый ударный слог стиха. Можно «ходить» одной, другой, двумя руками одновременно (4 пробки).Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Тема «Насекомые»
«ПАУЧОК»
Паучок ходил по ветке, (Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил ( Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по коленям)
Солнце стало пригревать (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять (Действия аналогичны первоначальным «Паучки» ползают на голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
«ПЧЁЛКИ »
Домик маленький на ёлке( Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке»)
Дом для пчёл, а где же пчёлки? (Дети заглядывают в «улей»).
Надо в дом постучать, (Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки? (Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).
Стали вдруг вылетать:
Раз два, три, четыре, пять!
«ЧЕРВЯЧКИ»
Раз, два, три, четыре, пять, (Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по полу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять. (Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз)
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает, (Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.)
Каркает: «Вот и обед!»
Глядь – а червячков уж нет! (Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)