kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пальчиковая гимнастика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пальчиковая гимнастика - эффективный метод развития мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковые игры воздействкют на умственное развитие, активизируют и развивают речь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пальчиковая гимнастика»

СОПРЯЖЕННАЯ ГИМНАСТИКА

Тема «Фрукты»

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы,(мизинцы)

Много груш там и хурмы,

(безымянные пальцы)

Есть лимоны, апельсины,

(средние пальцы)

Дыни, сливы, мандарины,

(указательные пальцы)

Но купили мы арбуз — 

(большие пальцы)

Это самый вкусный груз.

(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх) 

Пальчиковая игра «Варим мы компот»

Используется пособие «Клавиатура». Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы)

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ. 

Рисование (веревочками, косточками от слив, семенами от дыни, арбуза, винограда)


Театр пальчиков и языка

Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.

Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.

Яблоки кислые.

Махнуть рукой «эх». Сморщиться и слегка высунуть язык.

Яблоки соберем в корзины.

Пальцы рук переплести «корзинкой». Скругленные концы языка загнуть «чашечкой».

Дома сварим из яблок варенье.

Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.

Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

































Тема «Грибы»

Самомассаж подушечек пальцев зубными щетками

На каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки одного пальца Правая рука:

Вылезли на кочке (мизинец)

Мелкие грибочки: (безымян. палец)

Грузди и свинушки, (средний палец)

Рыжики, волнушки (указ. палец)

Даже маленький пенек (больш. палец)

Левая рука:

Удивленья скрыть не мог.

(растирают большой палец)

Выросли опята,

(указательный палец)

Скользкие маслята,

(средний палец)

Бледные поганки,

(безымянный палец)

Встали на полянке.

(мизинец) 











Театр пальчиков и языка

Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

На опушке — большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.

Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые.

Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой — шляпку. Положение рук менять; то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот (грибов-боровиков много).

Язык сначала мягко присосать к твердому нёбу, затем напряженно (гриб растет).

У других грибов ножки тонкие.

Указательный палец одной руки — ножка, ладонь другой руки — шляпка; положение рук менять (поганок очень много).

Дерево растет.

Руки тянуть вверх, к солнышку. Язык тянуть к носу.

Грибы растут.

Руки. См. пункт 3. Язык то присосать к нёбу, то прогнуть «чашечкой».

Соберем грибы в корзины.

Пальцы рук переплетены «корзинкой». Язык — «чашечкой».

Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Язык плавно двигать вперед-назад.

Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»). Язык присосать к нёбу (крыша домика).


Игра «Хоровод»

Используется подставка под горячее с клеточками. Дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стихотворения, делая по шагу.

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят. (Грибы.) 

Рисование (пальчиками, пуговицами)











Тема «Овощи»

Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца.

Левая рука:

Вырос у нас чесночок,

(Дети разминают указательный палец)

Перец, томат, кабачок,(средний)

Тыква, капуста, картошка,безым)

Лук и немного горошка.(мизинец)

Правая рука:

Овощи мы собирали.(мизинец)

Ими друзей угощали,(безымянный)

Квасили, ели, солили,(средний)

С дачи домой увозили.(указательный)

Прощай же на год,

Наш друг-огород. 


Театр пальчиков и языка

Однажды пальчики пошли на огород: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

Подошли к огороду.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.

На опушке леса растут помидоры.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять. Язык высунуть и напряженно тянуть к нёбу.

Помидоры соберем в корзину.

Пальцы рук переплетены «корзинкой». Язык — «чашечкой».

Пальчиковая игра «У Лариски две редиски»

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги («подушечки») от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения: У Лариски — две редиски,

У Алешки — две картошки,

А у Вовки — две морковки,

А у Петьки — две редьки. 

Игра «Капуста»

Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками на клавиатуру (пуговицы), сопровождая произнесение стиха:

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трем-трем,

Мы капусту жмем-жмем. 

Рисование (косточками, семенами арбузов, дынь, тыквы, веревочками)

































Тема «Ягоды»

Самомассаж рук.

Дети катают грецкий орех (каштаны, воздушный шарик, наполненный мелкими камушками) между ладонями (по кругу), приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех. 

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)

Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

Подошли к опушке — ровной-ровной, гладкой-гладкой.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.

На полянке растет малина.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять вверх. Язык вынуть и напряженно тянуть к носу.

Собираем малину в корзину.

Переплести пальцы «корзиной». Язык — «чашечкой».

Дома сварим из малины варенье.

Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавное движение широким языком вперед-назад.

Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытягивать язык вперед и убирать назад.

Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковая игра «В лес идем мы погулять»

Лес — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу.Раз, два, три, четыре, пять.

В лес идем мы погулять:

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.






























Тема «Животные»

Театр пальчиков и языка

Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

Подошли к опушке — ровной-ровной, гладкой-гладкой.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.

На опушке большое-большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.

Вот крона дерева.

Пальцы чуть согнуть. Язык — «чашечкой».

На дереве дупло. В нем живет белка. Она то выглядывает из дупла, то прячется.

Руки соединить ребрами ладоней «чашечкой». Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны. Язык «чашечкой» двигать вверх-вниз и попеременно в стороны или убирать за зубы.

Пальчиковая игра «В зоопарке»

Используется решетка для раковины, мыльница (плоская) с шипами. Дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеткам на каждый ударный слог стиха делать шаг.

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд — 

Медвежат, волчат, бобрят. 

«Загадки»

Универсальное панно (авторское) и мяч-прыгун. Дети, прокатывая мяч по дорожкам панно пальцами правой (левой) руки, сопровождают игру загадками.

Лесом катится клубок, У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

(Еж.)

* * *

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимою спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

(Медведь.)

* * *

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы.

У косого нет берлоги,

От врагов спасают ноги.

Не нужна ему нора,

А от голода — кора.

(Заяц.) 

























Тема «Семья»

Самомассаж пальчиков

массаж «четками» — перебирание бус («четок»), считать количество бус (в прямом и обратном порядке);

воздушными шарами-«шалунами» (наполнители — соль, мука, рис, мелкие камушки) массировать пальчики, приговаривая:

И у бабушки есть,

И у дедушки есть,

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у сына есть,

И у дочки есть,

Чтобы его узнать — 

Надо вслух назвать. (Имя.) 


Театр пальчиков и языка

Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

Подошли к опушке — ровной-ровной, гладкой-гладкой.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.

На опушке — большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.

Вот крона дерева.

Пальцы чуть согнуть. Язык — «чашечкой».

Крона состоит из веток и листьев.

Пальцы напряженно вытянуть и широко расставить.Ладони соединить «чашечкой».

Язык — «чашечкой».

Листья так весело играют с ветерком летом, а осенью опадают.

Пальцы широко расставить и попеременно двигать. Кисти расслабить, руки свободно опустить. Язык двигать вверх-вниз (со скругленными краями), затем расслаблено опустить на нижнюю губу.

Вот корни дерева.

Кисти рук тыльной стороной соединить у запястья, пальцы напряженно тянуть вниз.

Язык напряженно тянуть вниз. 


Игра «Кто живет в моей квартире»

Квартира — решетка для раковины или подставка под горячее (с клеточками). «Ходить» указательным и средним пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делать шаг. Можно «ходить» в любом направлении одной, другой, обеими руками.

Раз, два, три, четыре.

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять — 

Всех могу пересчиать:

Папа, мама, брат, сестра,

Бабушка, дедушка и я — 

Вот и вся моя семья. 


Игра «Пальчик-мальчик»

Две пробки от пластиковых бутылок положить резьбой вверх или взять две большие пуговицы с углублением. На них поставить указательный и средний пальцы. Двигаться, делая шаг на каждый ударный слог стиха. Можно «ходить» одной, другой, двумя руками одновременно (4 пробки).Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел. 








Тема «Насекомые»

«ПАУЧОК»

Паучок ходил по ветке, (Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил ( Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по коленям)

Солнце стало пригревать (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять (Действия аналогичны первоначальным «Паучки» ползают на голове.)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.


«ПЧЁЛКИ »

Домик маленький на ёлке( Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке»)

Дом для пчёл, а где же пчёлки? (Дети заглядывают в «улей»).

Надо в дом постучать, (Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки? (Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

Стали вдруг вылетать:

Раз два, три, четыре, пять!


«ЧЕРВЯЧКИ»

Раз, два, три, четыре, пять, (Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по полу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять. (Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз)

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает, (Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.)

Каркает: «Вот и обед!»

Глядь – а червячков уж нет! (Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)
































Три сардинки

(вступление: пятками отстукивают ритм, волна руками по-разному)


1. Как-то с вечеринки плыли три сардинки (по коленям хлопают ритм «ти-ти, та»)

Рыбка слева, рыбка справа, рыбка в серединке (левой ладошкой волну, правой ладошкой и

двумя вперёд)

Как-то с вечеринки плыли три сардинки (по коленям хлопают)

Рыбка слева, рыбка справа, рыбка в серединке (движения те же )

  1. Вдруг глядят рыбёшки, ждут их с поварёшкой (руки согнуты в локтях на уровне голо-

вы и кистями вправо-влево, жонглируют – руки опущены вдоль туловища)

Котик – слева, котик – справа, в серединке – кошка (лапками слева, справа и по средине)

Вдруг глядят рыбёшки, ждут их с поварёшкой

Котик – слева, котик – справа, в серединке – кошка.


  1. Юркнули сардинки под листок кувшинки – (левая рука на уровне груди, а правая ныряет под

левую руку и наоборот)

Рыбка с верху, рыбка снизу, рыбка в серединке (левая рука на уровне груди, а правой

ладошкой хлопают сверху по левой и наоборот: правая – на уровне груди, левая ладошка хлопает

снизу по правой, и волну двумя кистями вперёд)

Рыбка с верху, рыбка снизу, рыбка в серединке


Проигрыш: (правой рукой щупают внизу рыбёшку 4-ре раза, шипят, и показывают пустые когти. И те же действия выполняют левой рукой)


4. Огорчились кошки: «Глупые рыбёшки. (хлопают по коленкам, грозят пальцем)

Мы вас в гости звать хотели на уху с картошкой» (щелчки пальцами и гладят живот)

Огорчились кошки: «Глупые рыбёшки. (хлопают по коленкам, грозят пальцем)

Мы вас в гости звать хотели на уху с картошкой». (щелчки пальцами и гладят живот)


  1. И плывут сардинки снова с вечеринки (хлопают по коленкам ритм «ти-ти, та»)

Рыбка слева, рыбка справа, рыбка в серединке (ладошкой вправо, влево, вперёд)

И плывут сардинки снова с вечеринки (хлопают по коленкам ритм «ти-ти, та»)

Рыбка слева, рыбка справа, рыбка в серединке (левой ладошкой вперёд, правой ладошкой

.вперёд и двумя ладошками вперёд в серединке)

«Мяу!»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Пальчиковая гимнастика

Автор: Бокова Ирина Николаевна

Дата: 09.09.2019

Номер свидетельства: 519343

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Пальчиковая гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(142) "pal-chikovaia-ghimnastika-zdorov-iesbierieghaiushchaia-tiekhnologhiia-sokhranieniia-i-stimulirovaniia-zdorov-ia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "253204"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447534580"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) ""Пальчиковая гимнастика" "
    ["seo_title"] => string(25) "pal-chikovaia-ghimnastika"
    ["file_id"] => string(6) "189414"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426880217"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Картотека пальчиковой гимнастики для 2-й младшей группы"
    ["seo_title"] => string(57) "kartoteka_palchikovoi_gimnastiki_dlia_2_i_mladshei_gruppy"
    ["file_id"] => string(6) "584096"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1624615807"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Пальчиковая гимнастика"
    ["seo_title"] => string(25) "pal_chikovaia_ghimnastika"
    ["file_id"] => string(6) "352502"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477499324"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Консультация «Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство, развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_ispolzovanie_palchikovoi_gimnastiki_i_igr_kak_sredstvo_razvitiia_m"
    ["file_id"] => string(6) "652214"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1717675107"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства