Пальчиковые игры – это полезные упражнения для развития моторики малыша
Чем сильнее и подвижнее пальчики рук малыша, тем увереннее познает кроха окружающий мир, осваивает премудрости. Разумеется, сила, ловкость, активность приходят к маленьким пальчикам не сами по себе, это – результат их повседневно тренировки. И чем раньше такие тренировки начнутся, тем быстрее будут «умнеть» пальчики!
Пальчиковые игры пользуются заслуженным вниманием с очень давних времен – простые, не требующие особых условий занятия, совмещающие движения пальцев с ритмическими стишками.
В настоящее время пальчиковые игры непременно сопровождают процесс развития дошколят, помогая развитию мелкой моторики, речи, мышления детей. Занимательные сюжеты разыгрываются с помощью пальчиковых фигур и сопровождаются веселыми стихами, что делает, речь малыша более ритмичной, четкой, выразительной. Помимо пальчиковой моторики, игры стимулируют пространственное мышления ребенка, его воображение, внимание, память, речь и творческие способности.
Все движения рук малыша можно разделить на 4 уровня.
На первом уровне совершенствуются быстрые ритмические движения, связанные с принятием и удержанием определенной позы. В такую работу вовлекаются многие десятки мышц тела, конечностей. Обеспечивают их правильное чередование парные и логоритмические игры. Этот тип пальчиковых игр можно уверенно назвать речевыми или фольклорными. Основная особенность парных игр в ладоши – одновременные действия руками, которые сопровождаются стихами и согласуются со стихотворным ритмом.
Движение рук без остановки, направляемое ритмом стихотворения, дарит малышу радость и обеспечивает необходимую умственную и мускульную тренировку.
У парных игр есть три разновидности: игра-разминка, игра-забава и игра-гадание.
Основным видом для малышей 3-4 лет является игра-разминка, цель которой – научить совместным действиям с партнером и подготовить к более сложным играм – забавам и играм – гаданиям.
В играх на этом этапе важна равномерность отбивки ладошками речевого ритма и его непрерывность. Осваивая игры – разминки, малыш учится работать одновременно двумя руками и совершать ими простые однотипные движения.
Простые движения рук малыш выполняет с малым стихотворным сопровождением. Такое сочетание позволяет активизировать около половины всей двигательной зоны в коре головного мозга и тем самым, обеспечить эффективное развитие мелкой моторики, речи и других важнейших психических функций ребенка.
Литература:
Мальцева И.В. Пальчиковые игры для детей. От трех до семи лет. – СПб.: Издательства Группа «Азбука-классика», 2010. – 240 с.
Ткаченко Т.А. С пальчиками играем, речь развиваем (для детей 3-5 лет). – Екатеринбург: ООО «Издательсикй дом «Литур», 2016. – 48 с.