Данный материал поможет воспитателям дошкольных образовательных организаций при организации образовательной деятельности, направленной на обучение детей рассказыванию.
Просмотр содержимого документа
«Памятка для воспитателей по оьучению детей рассказыванию»
ПАМЯТКА
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ
Рассказ – это самостоятельно составленное развернутое описание какого-либо факта или события.
Виды рассказывания:
По восприятию – по игрушке, по предмету, по картине, по детскому рисунку.
По памяти – из личного опыта, из коллективного опыта, обобщающий рассказ.
По воображению – творческие, по заданному сюжету, по образцу, составление части рассказа по типу игры.
По содержанию – реалистические, фантастические.
По форме – описательные: объяснительного характера, доказывающего, сравнительного характера.
сюжетные: повествовательный, описательный, рассказ - рассуждение.
КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА
Название предмета, явления.
Определение характерных признаков или взаимосвязь частей.
Вывод, в котором говорится о назначении предмета и о действии с ним.
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ
Образец.
Частичный образец.
Разбор образца, который приводит вычленению плана рассказа.
План рассказа.
Коллективное рассказывание.
Составление рассказов по частям.
Итог или оценка рассказа.
Используются приемы обучения рассказыванию :
КОМПОЗИЦИЯ СЮЖЕТНОГО РАССКАЗА
Экспозиция – описание главного героя (но его может и не быть)
Завязка – первое событие, с чего все началось.
Где происходит событие (дом, лес).
Развитие действия (установление причинно-следственных связей).
Развязка (окончание действия, чем все закончилось).
ВИДЫ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
Рассказ на тему, предложенную воспитателем.
Рассказ по литературному образцу.
По плану воспитателя.
Придумывание окончания рассказа, начатого воспитателем.
РАССКАЗ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ОБРАЗЦУ:
Замена героев, сохраняя сюжет.
Замена сюжета, сохранив героев.
Заменить начало или окончание сюжета.
Пересказ – устная передача прослушанного текста, или творческое воспроизведение литературного текста.
Пересказ обогащает и расширяет внимание детей, формирует мыслительную активность, развивает монологическую речь, логичность изложения, развивает память.
Существует 2 типа пересказа:
1.Текстуальное – близко к тексту воспроизведение, важным является изложение содержания и формы воспроизведения.
2.Свободное воспроизведение смыслового содержания: типа изложения, но необходимо соблюдать точную передачу событий, их последовательность.
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА
Произведение должно чему-то учить ребенка.
Должны присутствовать персонажи знакомые, с ярко выраженными характерами.
Мотивы поступков должны быть понятны детям.
Ярко выражена сюжетная линия, последовательность событий.
Язык произведения должен быть доступным детям.
Рассказ должен быть эмоциональный, образным, желательно с прямой речью.
Небольшой по объему, подбор с учетом возраста.
ВИДЫ ПЕРЕСКАЗОВ
По объему: полный, частичный.
По степени детализации: подробный, сжатый.
По использованию лексики: близко к тексту, свободный.
По степени познавательной активности детей: по образцу, творческие: с дополнениями, по измененному плану, с изменением лица рассказывания.