Просмотр содержимого документа
«Памятка "Как работать со скороговорками"»
Как работать со скороговорками?
Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
Скороговорки - своеобразный тренажёр речи, а игровые задания - своего рода развлечение в кругу семьи длинными зимними вечерами и пасмурными днями летом. Развлечение, которое принесёт помимо весёлых и забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым.
Зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.
Как работать со скороговорками?
Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его посмотреть, есть ли герои этой скороговорки на иллюстрации.
Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.
Предложите ребенку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог).
Предложите ребёнку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.
Попросите ребенка проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.
Устройте соревнование (с мамой или друзьями) - кто быстрее проговорит скороговорку. Время замечать можно по секундной стрелке.
Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков [С] - [З], [С'] - [З']
Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой.
Идёт с козой косой козёл. Косой козёл идёт с козой.
Сеня - незнайка, а Зоя - зазнайка.
Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков [Ш] - [Ж]
Шьёт ежатам ёжик шестьдесят шесть сапожек.
У наших кошек нет сапожек. Сколько нужно сапожек, чтобы обуть наших кошек?
По меже шагает ёж: ты его рукой не трожь!
Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков [Ч] - [Щ]
Чёрный плащ надет на плечи, без плаща мне было легче.
Волки в роще рыщут, рыщут, пищу в роще волки ищут.
Щетинка у чушки, чешуя у щучки. Взяли щетинку у чушки, отдали щучке
Скороговорки на автоматизацию звуков Л, ЛЬ.
Стул около стола, стол около стула.
Какова Маланья, таковы у ней и оладьи.
Петя был мал и мяту мял.
Увидала мать – не велела мять.
Скороговорки на автоматизацию звуков Р, РЬ.
Я бродил один у горки, собирал скороговорки.
Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары!
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
Занимайтесь чаще, и через некоторое время ребенок сам всё легко запомнит. Совместные занятия и игры с детьми сближают членов семьи, наполняют дом атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и доброты, а ведь всего этого так часто не хватает в наше стремительное время.