Просмотр содержимого документа
«Парциальная образовательная программа развития речевого творчества дошкольников в театрализованной деятельности «в гостях у сказки»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей №198»
Образовательная программа
2 часть, формируемая участниками образовательных отношений
«В гостях у сказки»
для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Образовательная область:
Художественно-эстетическое развитие
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Актуальность парциальной образовательной программы
С каждым годом растет число детей с отклонениями в речевом развитии. Страдает внешнее оформление речи: выразительность, эмоциональность и т.д. Это объясняется неуверенностью детей, которая возникает вследствие недостаточного общения, снижением общей и речевой моторики. Для развития речи необходимо создать такие условия, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей. Одним из таких условий, способствующих раскрепощению личности, является театрализованная деятельность.
Процесс театрализованных игр довольно увлекательный и пользуется неизменной любовью у детей. Детям интереснее, когда они не только говорят, но и действуют как герои сказок.
Театрализованная деятельность в детском саду развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.
Выбор части программы, формируемой участниками образовательных отношений «В гостях у сказки» обусловлен тем, что развитию выразительной стороны речи, ее звуковой и интонационной культуре способствует творческая деятельность в игре, в подражании, в сказках и произведениях художественной литературы.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. В результате целенаправленного использования театрализованных игр во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.
Программа реализуется с учетом возраста детей, многонационального состава населения г. Оренбурга.
Программа выполнена в соответствии с ФГОС (Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Речевое развитие» с углубленным интегрированным решением задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы
Цель программы: Развитие речевого творчества дошкольников в театрализованной деятельности.
Задачи программы:
Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.
Расширять читательский опыт.
Обеспечивать развитие умений художественно-речевой деятельности на основе сказок.
Формировать и активизировать познавательный интерес детей.
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
В основу программы заложены следующие принципы:
1) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали: системно-деятельностный подход, обеспечивающий системное целенаправленное обучение детей в детских видах деятельности; гуманитарный подход позволяющий рассматривать развитие личности ребенка, как главную цель образовательной деятельности; культурологический подход, ставший основополагающим для организации культурных практик дошкольников.
1.4. Возраст детей, на которых рассчитана программа
Программа «В гостях у сказки» ориентирована на детей от 4 до 5 лет.
Дети 5-го года жизни хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы. Дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно.
Дети 5-6 лет уже способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т.п.
Дети также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ-инсценировку по набору игрушек. В диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания. Наиболее яркой характеристикой речи детей является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).
В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.
На шестом году жизни ребенок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становятся его высказывания. У ребенка совершенствуется связная, монологическая речь. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы
Средняя группа:
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки;
ребенок может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения в коллективном сочинении сказки;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в речевом творчестве;
ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в речевом творчестве.
Старшая группа
ребенок может использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
ребенок владеет разными формами и видами театрализованной игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
может следовать социальным нормам поведения и правилам в театральной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками.
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в театрализованной деятельности, и прежде всего в актерской игре и импровизации;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, состояния изображаемых персонажей;
движения точные и скоординированные при использовании кукол кукольного театра.
1.6. Формы подведения итогов
Средняя группа
Наблюдение процесса придумывания сказки. Заполнение Карты наблюдения (1 раз в квартал).
Анализ продуктов словесно-творческой деятельности ребенка (сказок), внесение информации в Карту наблюдения.
Карта наблюдения за эффективностью реализации программы
№ пп
Целевые ориентиры
Критерии оценки
Качество проявляется
часто
редко
Не проявляется
1
Ребенок имеет первоначальные представления о жанре сказки, особенностях сказки.
Имеет представления об особенностях сказки как жанра фольклора: наличие вымысла и композиционное своеобразие: зачин, повторы, концовка.
2
Проявляет инициативу и самостоятельность в речевом творчестве, достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки
Может самостоятельно сочинить сказку, не отступая от темы, соблюдая логику изложения, используя средства выразительности: синонимическую замену, диалоги героев, описания места событий, внешнего вида героев.
3
Ребенок может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения в коллективном сочинении сказки
Умеет пользоваться схемами, моделирующими содержание и структуру будущего высказывания.
4
Обладает развитым воображением, которое реализуется в речевом творчестве.
Умеет самостоятельно анализировать произведение сточки зрения содержания и художественных средств; развита фантазия и воображение, литературное творчество.
Оформление альбома детских авторских сказок.
Старшая группа
Наблюдение театрализованной деятельности ребенка, заполнение карты наблюдения (2 раза в год – сентябрь, май).
Карта наблюдения за эффективностью реализации программы
№ пп
Целевые ориентиры
Критерии оценки
Качество проявляется
часто
редко
Не проявляется
1
построения речевого высказывания в ситуации общения
может использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний
2
владеет разными формами и видами театрализованной игры
различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
3
взаимоотношения со сверстниками
может следовать социальным нормам поведения и правилам в театрализованной деятельности
4
обладает развитым воображением
реализуется в театрализованной деятельности, и прежде всего в актерской игре и импровизации;
5
достаточно хорошо владеет устной речью
может выражать свои мысли и желания, состояния изображаемых персонажей;
Создание театрализованных этюдов, сказок, сценок, рассказов.
Показ спектакля «Золотой ключик».
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Образовательная деятельность по программе в средней группе
Месяц
Тема
Время
(в мин.)
Содержание образовательной работы
Сентябрь
Русская народная сказка «Репка»
20 мин.
Показ настольного кукольного спектакля «Репка»
Совместный пересказ сказки с интонационным выделением моментов речи, с которыми говорят персонажи
Игра «Волшебники»
Дидактическая игра «Разложи по порядку»
Русская народная сказка «Рукавичка»
20 мин.
Беседа по прочитанной сказке.
Упражнение на дыхание
Чтение, обсуждение потешки «Большие ноги…»
Закрепление сказки «Рукавичка»
20 мин.
Инсценировка сказки «Рукавичка»
Загадки о животных
Дидактическая игра «Весёлые превращения» (в животных)
Сказка «Почему кот моется после еды»
20 мин.
Беседа по сказке
Дидактическая игра: «Что необходимо для чистоты тела»
Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки»
Октябрь
Русская народная сказка «Колобок»
20 мин.
Показ настольного кукольного спектакля «Колобок»
Рассматривание иллюстраций
Театрализованное представление «Непослушный колобок»
Творческая деятельность друзья для колобка»
Чтение стихотворения «Мишка косолапый»
20 мин.
Игра «Найди по описанию» (дикие животные)
Инсценировка стихотворения «Мишка косолапый»
Подвижная игра «У медведя во бору»
Рассказывание сказки «Снегурушка и лиса»
20 мин.
Упражнения «Воздушный шар», «Насос», «Комарик»
Игра «Зеркало»
Рассматривание иллюстраций к сказке
Занятие-развлечение «Мы в театре»
20 мин.
Упражнение на выразительность чтения стихотворений А. Барто детьми
Подвижная игра «Кошка - мышки»
Рассматривание театральных афиш
Ноябрь
Русская народная сказка «Теремок»
20 мин.
Показ сказки на фланелеграфе
Изготовление шапочек – масок
Творческая деятельность «Стоит в поле Теремок»
Закрепление сказки «Теремок»
20 мин.
Инсценировка сказки «Теремок»
Загадки о животных
Д/и «Веселые превращения» (в животных)
Чтение сказки «Заяц и ёж»
20 мин.
Беседа по сказке
Упражнения на узнавание животного по описанию
П/ игра «Лисы, воли, зайцы и медведи» (имитация движения животных)
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: общение в процессе беседы, обсуждения отличий сказки и пословицы, обсуждения новых названий для сказок; в дидактической игре.
Характер взаимодействия детей с другими детьми: общение в процессе пересказа сказки, в процессе драматизации.
Виды деятельности детей:Игровая, коммуникативная, драматизация, исследовательская
Тема 1.2. «В некотором царстве»
Содержание темы: Особенности сказочного жанра. Сочинение сказки. Различные типы связей между предложениями.
Формы: Групповая, подгрупповая
Методы: Напишем письмо герою; Дидактическая игра «Закончи предложение»; Развивающие игра «А если бы…»; Развивающая игра «Хорошо-плохо»; Сочинение загадок; Пересказ эпизода сказки от имени героя.
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: Дорогою добра - Песня из к/ф «Маленький Мук» Слова: Ю. Энтин, Музыка: М. Минков
Зрительный ряд: иллюстрации к сказкам
Литературный ряд: Сказки знакомые детям
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: общение в процессе написания письма сказочному герою, в играх
Характер взаимодействия детей с другими детьми: общение в процессе сочинения и отгадывания загадок, пересказа сказки от имени героя
Виды деятельности детей: Игровая, исследовательская, коммуникативная, чтение, продуктивная
Методы: Сюрпризный момент; Подбор иллюстраций к сказкам; Беседа с героем из сказки; Пересказ сказки по цепочки; Игра «Найди лишний предмет»; Игра «Дорисуй волшебный предмет»; Чтение отрывков из сказок.
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: Песня из программы «В гостях у сказки» Я. Рождественская «Приглашение в гости к сказке».
Зрительный ряд: иллюстрации к сказкам.
Литературный ряд: сказка «Царевна Лягушка»
Материалы и оборудование: кукольный театр, предметы или изображения: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, волшебная палочка, цветные карандаши; бумага.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: общение в процессе беседы со сказочным персонажем, в дидактической игре.
Характер взаимодействия детей с другими детьми: общение в процессе пересказа сказки, в процессе подбора иллюстраций к знакомым сказкам, в игре.
Виды деятельности детей:Игровая, коммуникативная, чтение, двигательная, исследовательская.
Продукт: Рисунок «Волшебный предмет».
Тема 1.4. «Сказка везде»
Содержание темы: Разные виды сказок. Сказка о животных. Сказка волшебная. Сказка бытовая, о предметах
Формы: Групповая, индивидуальная
Методы: «Кошка научилась говорить»; Если бы я была феей»; «О чем хочет рассказать стол, …»; Игра «Бывает – не бывает»; Игра «Морфотаблица»; Рисование кадров к фильму-сказке.
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: песня «Не бойся сказки, бойся лжи» Из М\ф «Дом для Кузьки»
Зрительный ряд: изображения разных животных, предметов быта, волшебных предметов
Материалы и оборудование: Бумага, краски, кисточки, цветные карандаши
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: общение в процессе придумывания сказки
Характер взаимодействия детей с другими детьми: взаимодействие в игре «Морфотаблица», «Бывает - не бывает»
Виды деятельности детей: Игровая, исследовательская, коммуникативная, продуктивная
Продукт: «Фильм – сказка»
Модуль 2. Волшебный мир театра
Тема 2.1. «Театральное царство»
Содержание темы: Знакомство с историей возникновения театра. Рассказать о разных видах театра (пальчиковый, кукольный театр Бибабо, театр масок, театр теней , настольный театр). Театры нашего города.
Формы, способы, методы
Деятельность детей организуется разными формами: коллективная, в подгруппах, в парах, индивидуальная.
Методы: выразительное чтение стихотворения о театре, беседа по содержанию, игровое творчество, работа с картинками «Эмоции для всех», игры для развития моторики и кисти рук.
Зрительный ряд: иллюстрации театров г. Бугуруслана, фотографии, картинки на тему «Театр», разрезные картинки.
Литературный ряд: Альбом «Театры города»
Материалы и оборудование: музыкальный центр,магнитная доска, пальчиковый театр, набор масок, «поезд» из модулей.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Активизация самостоятельной деятельности в театральном уголке.
Образовательная деятельность строится на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
Виды деятельности детей: Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение, просмотр театрализованных представлений.
Тема 1.2. «Встреча с другом»
Содержание темы: знакомство детей с ролевой ситуацией. Беседа о друзьях. Ребёнок строит диалог «со своим другом». Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу. Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей. Закреплять умение логично излагать свои мысли.
Рассказывание сказки «Лучшие друзья». Отгадывание загадок на содержание сказки. Детские этюды на выразительность передачи образа.
Формы, способы, методы: Формы организации деятельности ребенка: парная, коллективная.
Методы: выразительное чтение стихотворения, восприятие музыкального произведения; беседа по содержанию. Объяснение, пример, упражнение, дидактическая игра, создание ситуации успех.
Работа над звуковой стороной речи «Повтори дружные слова»
Дидактические игры: «Скажи о друге «ласковое слово», «Доскажи словечко», «Волшебный зонтик», «Угадай по голосу»; речевая игра с мячом «Мой друг»; пальчиковая гимнастика «Семья»; артикуляционная гимнастика .
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: песня из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена»; «Гости» К.Л. Обухова
Зрительный ряд: иллюстрации, картинки разрезные.
Литературный ряд: Сказка «Лучшие друзья».
Материалы и оборудование: ширма, пальчиковый театр, музыкальный центр, мяч, сборник детских стихов о друзьях.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений: Образовательная деятельность строится на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
Характер взаимодействия детей с другими детьми: Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
Активизация самостоятельной деятельности в театральном уголке.
Виды деятельности детей: Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение, рассматривание иллюстрации, тактильно-двигательные игры.
Продукт: Этюд «Встреча с другом»
Тема 1.3. «В гостях у домовенка Кузи»
Содержание темы: Чтение сказки. Беседа о героях сказки. Помочь детям понять и осмыслить смысл сказки, настроение ее героев. Продолжать учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки. Ролевое проигрывание ситуаций. Распределение ролей по желанию детей.
Формы, способы, методы:
Формы организации деятельности ребенка: парная, коллективная.
Методы: словесный – выразительное исполнение стихотворения, рассказ педагога, беседа; инсценирование, показ образца. Практический и игровой методы - игры для развития моторики кисти и пальцев рук. Упражнения и игры для развития пространственных представлений, пространственной ориентации. Игровое творчество. Дидактическая игра «Исправь ошибку»; упражнения на хорошую дикцию «подбор рифмы слова»; игры – скороговорки; стишки для пальчикового театра; дыхательная гимнастика.
Средства образования и развития:
Музыкальный ряд: музыка из мультфильма «Приключения домовенка Кузи»
Зрительный ряд: иллюстрации, картинки с героями сказки.
Литературный ряд: Сказка «В гостях у домовенка Кузи».
Материалы и оборудование: ширма, театр масок, пальчиковый театр,музыкальный центр, театральные костюмы, декорации, маски героев сказки.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Образовательная деятельность строится на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
Активизация самостоятельной деятельности в театральном уголке.
Посещение представлений в драмтеатре с родителями.
Виды деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение, двигательная.
Продукт: Театрализация сказки «Домовенок Кузя»
Модуль 3. «Маленький актер»
Тема 3.1. «Введение в мир театра»
Содержание: В чем сила искусства. Склонности детей и музыкальные способности. Игровой тренинг. Знакомство с музыкальной сказкой.
1. В чем сила искусства. Инструктаж в игровой форме по технике безопасности.
Беседа о различных видах искусств, о слиянии жанров: музыки, театра, живописи, хореографии.
Практическая работа: Составление правил поведения в театре.
2.Тесты, выявление склонностей, музыкальных способностей. Игровая репетиция, пересказ текста с различной интонацией.
Практическая работа: отработка технических навыков, связанных с темпом, ритмом, пластическим движением.
3. Большая голова. Игровой тренинг, направленный на развитие всех видов памяти: словесной, пластической, образной, ритмической, осязательной. Один из вариантов ведения темы – выбор игры, позволяющей в процессе игровой деятельности раскрыть творческий потенциал.
Практическая работа: Оформление творческих работ. Сценическое мастерство по игровому показу.
4. Сказка за сказкой. Знакомство с музыкальной сказкой. Путешествие по знакомым сказкам. Устная характеристика сказочных персонажей. Осмысленный вариант поведения на сцене.
Практическая работа: Обыгрывание ролей сказочных персонажей. Рисунки по содержанию сказок.
Обеспечение темы: Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской. М., 2002.
Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 2008.
Тема 3.2. «Музыка и театр»
Содержание: Нужна ли музыка театру. Слушание музыкальной сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Исполнение песен осенней тематики: «Осень», «Огородная», «Хороводная». Выразительность исполнения. Работа над дикцией. Музыкально-дидактическая игра «Что нам осень принесла?»
1. Из чего сделана музыка. Значение музыки как важного источника выражения драматургического образа. Музыкальное сопровождение, примеры исполнения. Слушание музыкальной сказки «Колобок» .
Чтение сказки в новой интерпретации. Вопросы по содержанию музыкального спектакля. Примеры исполнительского мастерства.
Форма контроля: Исполнение индивидуальных партий.
2. Исполнение песен осенней тематики. Выразительное исполнение песен: «Осень», «Огородная», «Хороводная»
Контроль: Следить за правильным положением корпуса, дыханием. Напомнить о правилах исполнения песен.
3. Выразительность исполнения. Работа над дикцией. Вызываются солисты и вокальная группа исполнителей. Провести конкурс на лучшее исполнение, лучших исполнителей отметить памятными значками в форме нот.
Контроль: исполнение песен, используя правила правильного пения.
4. Музыкально-дидактическая игра «Что нам осень принесла? Объяснение правил игры, вовлечение всех участников в игровые действия.
Практическая работа: выполнение правил игры. Рисунок по содержанию
Обеспечение темы: Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской. М., 2002.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 2008.
Тема 3.3. «Развитие актерского мастерства»
Содержание: Игры-тренинги на развитие музыкальной ритмической координации. Показ сказки «Колобок» посредством физкультурных движений.
Инсценирование песен: «Комара женить мы будем», «Как у наших. у ворот». «Где был Иванушка».
Игры-тренинги на воспитание актерского мастерства с использованием игровой картотеки.
Развлечение «В гостях у бабушки Арины» Обыгрывание фрагментов из любимых сказок.
1. Игры-тренинги на развитие музыкально-ритмической координации. Музыка, ритм, движение. Основы психологических действий, влияние физических движений на стиль и характер произведения. Понятие о сценическом движении. Показ сказки «Колобок» посредством физкультурных упражнений.
2. Инсценирование песен. Выразительное исполнение песен: «Комара женить мы будем», «Как у наших, у ворот», «Где был Иванушка».
Выполнение игровых действий по содержанию песен. Поиск изобразительного характера.
3. Игры-тренинги на воспитание актерского мастерства. Использование игровой картотеки. Виды театральных костюмов. История появления. Демонстрация слайдов. Просмотр документальных материалов. Оформление актерского костюма и грима.
Практическая работа: Изготовление макета костюма.
4. Обыгрывание фрагментов из любимых сказок. Показ любимых сказок. Развитие творчества. Оригинальность исполнения. Раскрытие характера. Выразительное исполнение партий. Актерское мастерство. Определение действующих лиц.
Практическая работа: Показ фрагмента сказки «Репка на новый лад».
Обеспечение темы: Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 2008.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской. М., 2002.
Материалы и оборудование: музыкальный центр, кукольный театр с ширмой, маски, телевизор.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Взаимодействие с взрослыми: Беседа по сказке
Характер взаимодействия детей с другими детьми: демонстрация друг другу подражания повадкам животных.
Виды деятельности детей: чтение – знакомство с содержанием сказки; коммуникативная – распределение и обыгрывание ролей, диалог между персонажами сказки; музыкально-художественная (использование музыкального сопровождения в драматизации сказки).
Тема 3.5. Спектакль «Золотой ключик»
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы
Воспитатели: убежденность в целесообразности театрализованной деятельности в детском саду; компетентность в реализации парциальной программы; совершенствование в театрализованной деятельности.
Заведующий организует предметно-развивающую среду; методист обеспечивает методической литературой; музыкальный руководитель подбирает музыкальный репертуар.
3.2. Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы
Дидактический материал;
Видео-, аудиоматериал;
Библиотека.
3.3. Научно-методическое обеспечение парциальной образовательной программы
Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов» -М .:АСТ:Астрель.2007.-58с.
Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» : Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
Буренина А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002. – 114 с.
Власенко О.П. «Ребенок в мире сказок» Волгоград: Учитель,2009.-411с.
Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов». - М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2006.-64с.
Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ Сфера, 2007.
Программа Н.Ф Сорокиной «Театр – творчество – дети»
Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.
Интернет-ресурсы:
1. Театрализованная деятельность в ДОУ // Интернет
2. Сценарий театрализованной сказки Ах, эти зимние вечера! Самое время для сказок! // Интернет maaam.ru›detskijsad…scenarii-teatralizovanoi…
Формы образовательной деятельности детей в процессе реализации программы: беседа, наблюдение, игра, чтение, театральные постановки, досуги, экскурсии, праздники, концерты с привлечением родителей, использование в сценах знакомых умений и навыков, участие в индивидуальном и коллективном поиске.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Организованная деятельность с детьми: чтение, беседа, инсценировки, постановки спектакля.
3.4. Время и сроки реализации парциальной образовательной программы
Реализация программы «В гостях у сказки», осуществляется в:
НОД, (в соответствии с вариативной частью учебного плана);
в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов;
самостоятельной деятельности детей;
совместной деятельности с семьей.
Общая недельная нагрузка программы «В гостях у сказки» равна 20 минутам в средней группе, 25 минутам в старшей группе. Данная деятельность соответствует требованиям СанПин.
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Средняя группа
Для реализации содержания программы была создана развивающая среда, в состав которой вошли:
Библиотека сказки (Русские народные сказки, волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных)
Игровой центр (Сюжетно-ролевые игры, конструкторы, настольные игры, дидактические игры)
Театр (Кукольный, би-ба-бо, теневой, пальчиковый, настольный).
Уголок сочинительства и книготворчества (бумага, клей, цветная бумага, краски, карандаши, вырезки из журналов)
Старшая группа
В группе созданы необходимые условия для развития театрализованной деятельности. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе маску, куклу для театрализации, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.
В театральной зоне: разные виды театра; фланелеграф, театр картинок, театр игрушек, вязаный театр, театр бибабо, пальчиковый театр, театр на ложках, театр на тарелочках, театр «киндер- сюрприз», театр перчаток, рисунки фигурок из пальцев, маски, костюмы, головные уборы, ширма.
В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой, пирамидками, конструктором и т.д. Кукла, которой можно заплести косички и завязать банты, петрушке, зайчику, мишке и матрешке застегнуть и расстегнуть пуговицы курточки, завязать и расшнуровать ботинки. Атрибуты для сюжетно ролевых игр.
В зоне изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, карандаши, краски, трафареты, фигурные линейки, бумага, печатки, пробки.
В учебной зоне: пеналы с ручками, карандашами, тетради, счетные палочки, цветные спички, образцы игр, с ними всевозможные образцы рисунков по клеточкам, трафареты, линейки.
Для развития и коррекции зрительно-пространственной ориентации имеются мелкие игрушки, пуговицы, камешки, ракушки, геометрические фигуры.
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
4.1. Мультимедийная презентация парциальной образовательной программы
V. ЛИТЕРАТУРА
Альсира Легаспи де Арисменди «Дошкольное музыкальное воспитание» - Москва «Прогресс», 1989г
Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» - Москва «Просвещение», 1991г
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников /т Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 1991. – 127с.
Жукова Р.А. Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет / Р. А. Жукова. - Волгоград: ИТД Корифей, 2006. – 112с.
Красев М. «Удивительный колобок» - Москва, 1984г
Малова Н. «Коза-дереза! – Москва, 1969г
Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. – Москва, 1987 год
Маханева М.Д. Театральные занятия в детском саду / М. Д. Маханева. - М. : Творческий центр Сфера, 2003.
Орлова Ф.М. «Нам весело» - Москва «Просвещение», 1982г
Приказ от 17 октября 2013г. №1155. «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н.О.Березига, И.А.Бурлакова, Е.Н.Герасимова. – М.: Просвещение, 2011.
Ушакова О.Д. «Пословицы, поговорки и крылатые выражения» - СПб, 2008г
Шорыгина Т.А. «Красивые сказки» - Москва, 2003 год