kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Парциальная образовательная программа По художественно-эстетическому развитию «Волшебные ладошки» возраст детей 4-5 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Волшебные ладошки» имеет художественно-эстетическую направленность. Программа обусловлена тем, что происходит знакомство с пластилином и техниками работы с ним. Программа  направлена  на то, чтобы через работу с пластилином приобщить детей к творческой  активности.

Срок реализации программы  1 год.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Парциальная образовательная программа По художественно-эстетическому развитию «Волшебные ладошки» возраст детей 4-5 лет»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Кыштовского района детский сад «Солнышко»







СОГЛАСОВАНО:

Старший воспитатель Цеценко Н. Д.

______20___г.№________











Парциальная образовательная программа

По художественно-эстетическому развитию «Волшебные ладошки»

возраст детей 4-5 лет





воспитатель: Оленникова А.А.

высшая квалификационная категория




2021год.





№ П/п

Содержание

Стр.

I.

Пояснительная записка.

3

1.1

Цель и задачи

3

1.2

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.

4

1.3

Планируемые результаты освоения Программы

7

II.

Содержание образовательного процесса.

8

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей.

8

2.2.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.

18

2.3.

Взаимодействие с родителями воспитанников.

23

III.

Организация образовательного процесса.

24

3.1

Расписание НОД

24

3.2.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

24

3.3.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

26

3.4.

Материально-техническое обеспечение программы.

27

3.5.

Приложения.

28





















I. Пояснительная записка.

Парциальная образовательная программа разработана на основе ООП МКДОУ Кыштовского д/с «Солнышко», в соответствии с ФГОС ДО.

Программа «Волшебные ладошки» имеет художественно-эстетическую направленность. Программа обусловлена тем, что происходит знакомство с пластилином и техниками работы с ним. Программа  направлена  на то, чтобы через работу с пластилином приобщить детей к творческой активности.

Срок реализации программы 1 год.

Парциальная программа художественно-эстетической направленности по развитию детей 4-5 лет разработана в соответствии с:

    • Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013

  • 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

    • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013

  • 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

    • Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Уставом МКДОУ д/с «Солнышко», утвержденный 23.04.2015г.

- Основной образовательной программой МКДОУ д\с «Солнышко»,

утвержденной 31.08.2016г.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на 2020 - 2021 учебный год.

Программа предназначена для детей 4-5 лет и расчитана на 34 недели.



    1. Цель и задачи.


Цель программы: формирование и развитие художественно-творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности, создание необходимых условий для самоопределения и самореализации личности ребенка.


Задачи программы:

Обучающие:

  • Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.

  • Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

  • Дать теоретические знания и формировать у обучающихся практические приемы и навыки работы с пластилином.

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.

  • Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.

    • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывающие:

• Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.

  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

  • Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

  • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.



1.2. Значимые характеристики для разработки и реализации рабочей программы.


Возрастные и индивидуальные особенности детей средней группы (4 – 5 лет)

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится вне ситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая

выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя сдругим, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Основной контингент воспитанников проживает в условиях села.




1.3. Планируемые результаты освоения Программы.

Периодичность проведения педагогической диагностики 2 раза в год: сентябрь, май.

К концу учебного года воспитанники:

  • овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения;

  • будут свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином;

  • будут владеть различными техническими приемами и способами лепки;

  • научатся самостоятельно изготавливать из пластилина игрушки и картины;

  • научатся украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами;

  • разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность;

  • выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд;

  • получат навыки совместной работы.


II. Содержание образовательного процесса.

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей.

Программа кружка рассчитана на 1 год обучения и построен в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей. Занятия кружка проводятся один раз в неделю, во вторую половину дня, когда дети занимаются свободной или совместной с воспитателем деятельностью.

Комплексно-тематическое планирование.

Тема

Програмное содержание

Методические приемы (игры, упражнения)

Количество часов

Сентябрь

1

Диагностика



1

2

Диагностика



1

3

«Мухомор»

Развивать у детей эстетическое восприятие природы.

Учить детей передавать посредством пластилинографии изображение гриба.

Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина

и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (шляпка гриба, учить лепить «колбаску». Развивать у детей творческие способности, мелкую моторику рук, воображение, память.

Воспитывать у детей аккуратность при работе с пластилином.


Самомассаж ладоней и пальцев рук. Повтор цветов. Показ и работа с пластилином.

1

4

«Корзина с грибами»

Закреплять у детей умение изображать объемные грибы, учить изображать корзину (выкладывание силуэта по контору, используя прием раскатывания «колбасок».

Развивать у детей творческие способности, самостоятельность, Учить детей самостоятельно продумывать композицию на предложенную тему, подбирать цвета пластилина для работы, учить создавать коллективную композицию.


Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой. Загадки. Работа с пластилином.

1

Октябрь

5

«Цветные зонтики»



Учить детей достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета.

Развивать у детей мелкую моторику, творчество и фантазию. Учить детей работать в заданном пространстве, не заходя за контур.

Продолжать учить приему размазывания.

Воспитывать у детей аккуратность при работе с пластилином.


Самомассаж ладоней и пальцев рук. Пальчиковая игра «Зонтик».
Работа с пластилином.

1

6

«Созрели яблочки в саду»



Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева.

 Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.

Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева).

 Развивать образное восприятие.



Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Пальчиковая игра «Яблоко»
Работа с пластилином

1

7

«Береза»


Научить изображать дерево, подбирать самостоятельно

цвета, закрепить приемы работы в технике пластилинографии (придавливать, примазывать, разглаживать границы, соединяя части, развивать мелкую моторику рук.


Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой. Загадки. Работа с пластилином.

1

8

«Золотая осень»


Цель: уточнить знания детей о пейзаже, закрепить умение

изображать осенние деревья, продолжать учить приемам

отщипывания, тренировать в лепке округлых форм,

воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином,

развивать мелкую моторику, координацию движения рук,

глазомер, учить работать на заданном пространстве, учить

создавать коллективную композицию, развивать творчество.


Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Заучивание стихотворения «Осень»
Работа с пластилином.

1

Ноябрь

9

«Медуза»


Расширить представления детей о морском животном, его

особенностях внешнего вида.

Закреплять умение отщипывать пластилин, катать шарики, колбаски.

Учить детей выкладывать изображение по контуру.

Воспитывать у детей навыки аккуратной

работы с пластилином.

Развивать у детей творческие способности, мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.


Самомассаж ладоней и пальцев рук щеткой-ёжиком.
Дидактическая игра: «В гостях в подводном царстве» Работа с пластилином.

1

10

«Осьминог»



Продолжать учить детей выкладывать изображение по контуру, лепить длинные «колбаски», закреплять прием надавливания, Учить детей работать на заданном пространстве, дополнять работу

бисером, ракушками. Развивать у детей творческие способности, фантазию, мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином.


Самомассаж ладоней и пальцев рук. Дидактическая игра: «В гостях в подводном царстве» Работа с пластилином.

1

11

«Бусы для мамы»


Закрепить умение детей лепить предмет. Состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке. Чередуя по цвету.

Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на равные части при помоши стеки.


Самомассаж ладоней и пальцев рук.
П/игра «Шарик». Работа с пластилином.

1

12

«Вот ёжик ни головы, ни ножек…»


Лепка ёжика с передачей характерных особенностей внешнего вида.

Экспериментирование с художественными материалами для изображения колючей «шубки».


Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Д/и «В гости приходит ежик»: «Расположи предметы правильно». Работа с пластилином.

1

Декабрь

13

«Снегири на веточках»



Расширить представления детей о зимующих птицах.

Учить детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности посредством пластилинографии.

Научить детей изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску).

Закрепить у детей приемы скатывания, расплющивания,

примазывания, деление на части с помощью стеки.

Развивать у детей творческие способности, воображение, мелкую моторику

Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Игра «Кто быстрее?» Работа с пластилином.

1

14

«Мастерская деда мороза»


Учить детей изображать елочные игрушки, закреплять

известные приемы лепки – раскатывание, сплющивание,

размазывание, соединение частей.

Учить детей дополнять работу бисером, природным материалом (крупа, манка).

Учить детей работать на заданном пространстве.

Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином. Развивать у детей творческие способности, мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.


IСамомассаж ладоней и пальцев рук.
Игра «Снежок». Работа с пластилином.

1

15

«Елочка, елочка – зеленая иголочка»



Учить детей создавать картину с выпуклым изображением.

Развивать у детей творческое воображение детей при украшении елочки.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память.

Продолжать учить детей приемам отщипывания и раскрашивания.

Закреплять у детей умение изображать дерево – ель.

Учить создавать коллективную композицию.

Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином.


Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
Прослушивание песенки «Маленькой елочке холодно зимой». Работа с пластилином.

1

16

«Снежная баба»

Создание выразительных лепных образов конструктивным способом. Понимание взаимосвязи между пластической формой и способом лепки. Планирование работы: обсуждение замыслов, деление материала на нужное количество частей разной величины,

последовательная лепка деталей.

Самомассаж ладоней и пальцев рук. Плакаты «Зима», «Времена года».

Игрушка-снеговик

1

Январь

17

«Снеговик»



Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года. Закреплять у детей навыки раскатывания и сплющивания. Включать в работу «бросовый» материал.

Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином. Развивать у детей мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.


Самомассаж ладоней и пальцев рук. Игра «Угадай по контуру». Работа с пластилином.

1

18

«Зимняя ночь»


Уточнить знания детей о понятии «пейзаж».

Учить создавать лепную картину с выпуклыми изображениями.

Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом, продолжать учить

дополнять работу рисунком с помощью палочки или стеки.

Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином.

Развивать у детей мелкую моторику, творческие способности, фантазию.


Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом. Игра «День-ночь». Работа с пластилином.

1

19

«Два жадных медвежонка»

Учить детей лепить медвежат конструктивным способом и разыгрывать сюжет по мотивам сказки «Два жадных медвежонка».

Синхронизировать движения обеих рук.

Развивать глазомер,

чувство формы и пропорций.


Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом. Иллюстрации к сказке.

Рассматривание фигурок медвежат: деревянных, керамических, и пр.». Работа с пластилином.

1

Февраль

20

«Самолет летит»

Закрепить умение детей делить брусок пластилина на

глаз на две равные части, раскатывать его прямыми

движениями ладоней.

Учить детей составлять на плоскости

предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей.

Дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами, используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание.

Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости — пластилинографии.


Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Заучивание стихотворения. Работа с пластилином.

1

21

«Подарок папе»



Побуждать детей к изготовлению подарков для близких.

Формировать у детей навыки самостоятельной деятельности. Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином. Развивать у детей мелкую

моторику, воображение, творческие способности.


Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Игра «Продолжи: Такой же круглый как…..». Работа с пластилином.

1

22

«Украсим рукавичку»



Познакомить детей в национальным русским костюмом. Предложить сделать подарок рукавичку девочке Аленушке.


Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом. Кукла русской национальности в костюме.Работа с пластилином.

1

23

«Улица нашего села»


Учить детей лепить дома из пластилина квадратной и треугольной формы; делать крышу из картона.


Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом. Фото с изображением улиц села
Работа с пластилином.

1

Март

24

«Птички клюют зёрнышки».


Учить передавать простую позу, наклон головы и тела вниз. Закрепить технические приемы лепки: раскатывание, оттягивание, сглаживание. Учить объединять свою работу с работой товарища.


Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом. Пальчиковая игра «Птица». Работа с пластилином.

1

25

«Подарок маме»

Побуждать детей к изготовлению подарков для близких.

Формировать у детей навыки самостоятельной деятельности. Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином. Развивать у детей мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Продолжать учить детей работать на заданном

пространстве.


Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой. Игра «Угадай цветок». Работа с пластилином.


1

26

«Цветы-Сердечки».


Освоение рельефной лепки. Поиск изображения цветов с элементами сердечками.


Самомассаж ладоней и пальцев рук. Альбомы «Золотая хохлома». «Чудо-цветы».

Работа с пластилином.

1

27

«Изба»

Научить детей лепить избу, используя пластилин (для стен) и картон (крыша и окна). Закрепить умение раскатывать пластилин в длинные палочки; сгибать прямоугольный лист пополам, резать по линии. Вызвать желание помочь зайчику и лисичке, воспитывать доброжелательное отношение к зверятам.

Самомассаж ладоней и пальцев рук. Макет избы.

Работа с пластилином.

1

Апрель

28

«Верба»

Уточнить знания детей о натюрморте.

Учить детей изображать объемную веточку вербы в вазе. Совершенствовать у детей приемы рисование пластилином – размазывание, катание, вдавливание,

Развивать у детей творческие способности, мелкую моторику.


Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом. Пальчиковая игра «Солнце и дождик». Работа с пластилином.

1

29

«На лугу»

Учить детей продумывать рисунок на заданную тему,

используя технику – «рисование жгутами», для выразительности работы использовать стеку.

Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином. Развивать у детей творческие способности, внимание, воображение, мелкую моторику.

Продолжать учить детей работать на заданном пространстве. Учить детей создавать коллективную композицию.


Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом. Д/и «Кто живет на лугу». Работа с пластилином.

1

30

«Звездное небо»


Побуждать интерес детей к созданию картины со звездами, кометами.

Развивать у детей чувство формы и композиции.

Поощрять самостоятельную деятельность.

Учить детей самостоятельно подбирать приемы воплощения замысла, совершенствовать навыки лепки «колбаски» и округлых форм.


Самомассаж ладоней и пальцев рук. Пальчиковая игра «Повторяй за мной». Работа с пластилином.

1

31

«Неволяшка»



Учить лепить предмет из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины, плотно прижимая части друг к другу. Украшать предмет мелкими деталями (Помпон на голове, пуговицы на платье).


Самомассаж ладоней и пальцев рук. Игрушка-неваляшка.

Работа с пластилином.

1

Май

32

«Гусеница»

Учить детей изображать гусеницу с помощью жгутиков

(колбасок, выкладывать из них округлые формы,

совершенствовать умение катать шарики, дополнять ими

композицию. Продолжать воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином.

Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.


Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Игра «Кто быстрее?». Работа с пластилином.

1

33

«Стрекоза»

Учить детей изображать стрекозу с помощью жгутиков,

выкладывать их для получения нужной формы.

Продолжать воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином, Развивать у детей мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.


Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
Пальчиковая игра «Стрекоза». Работа с пластилином.

1

34

Диагностика



1

35

Диагностика




1





Компоненты образовательных областей.

Образовательные области

Компоненты образовательных областей


Социально- коммуникативное развитие

Усвоение норм и ценностей


Общение и взаимодействие со взрослыми с

сверстниками


Развитие самостоятельности, целенаправленности,

саморегуляции собственных действий


Развитие социального и эмоционального интеллекта


Формирование позитивных установок к труду и творчеству


Становление основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

Развитие интересов, любознательности, познавательной

мотивации


Формирование познавательных действий, становление

Сознания


Развитие воображения и творческой активности


Формирование первичных представлений о себе, окружающих людях, объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве, о планете Земля

Речевое развитие

Овладение речью как средством общения и культуры


Обогащение активного словаря


Развитие связной, грамматически правильной

диалогической и монологической речи


Развитие речевого творчества


Развитие звуковой и интонационной культуры речи,

фонематического слуха


Знакомство с книжной культурой


Формирование звуковой аналитико – синтетической

активности

Художественно- эстетическое развитие

Становление эстетического отношения к окружающему миру







Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора


Стимулирование сопереживания персонажам

художественных произведений


Реализация самостоятельной творческой деятельности

Физическое развитие

Приобретение опыта двигательной деятельности,

направленной на развитие координации, гибкости, равновесия,

крупной и мелкой моторики


Овладение подвижными играми с правилами


Становление целенаправленности и саморегуляции в

двигательной сфере













2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.

Методы

Содержание

метод мотивации и стимулирования

Для развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др. );

методы создания условий

Для развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации);

информационно-рецептивный метод

предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение)

репродуктивный метод

создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);

метод проблемного изложения

постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений; 

эвристический метод (частично-поисковый)

проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях)

исследовательский метод

составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование)



Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

НОД

ОД в режимных моментах

Занятие

Д/игры.

Рассматривание.

Чтение.

Обыгрывание незавершенного рисунка.

Коллективная работа.

Обучение.

Создание условий для выбора.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Беседа.

Творческие задания.

Беседа.

Наблюдение.

Проблемные ситуации.

Обсуждение. Проектная деятельность.

Дизайн.

Занимательные показы.

Индивидуальная работа.

Тематические праздники и развлечения.


Сюжетно-ролевые игры.

Наблюдение

Сбор материала для оформления.

Экспериментирование с материалами.

Беседа.

Рассматривание.

Наблюдение.

Рассказы.

Экскурсии.

Чтение.

Детско-родительская проектная деятельность.



Методы, используемые для реализации работы кружка:


- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.


Педагогические технологии используемые при реализации программы

Педагогические технологии

Цель

Содержание 

Технология проектной деятельности

Стимулировать интерес воспитанников к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Проект «Умелые пальчики»


Здоровье сберегающие технологии

Сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Гимнастика для глаз;

Релаксация;

Гимнастика дыхательная;

Гимнастика пальчиковая;

Корригирующая гимнастика;

Подвижная и спортивная игра;

Динамическая пауза

Технология исследовательской деятельности

Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способность к исследовательскому типу мышления.

беседы;

наблюдения;

моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

использование художественного слова;

дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

трудовые поручения, действия.


Игровая технология

 Создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.


игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.


Информационно-коммуникационные технологии


Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. 

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Принтер

  • Видеомагнитофон

  • Телевизор

  • Магнитофон

  • Фотоаппарат

  • Видеокамера


Личностно-ориентированные технологии


Раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной учебных учреждениях.

Игры, занятия, спортивные досуги.

Упражнения, наблюдения,

экспериментальная деятельность.

Упражнения, игры, гимнастика, массаж.

Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.




2.3. Взаимодействие с родителями воспитанников.

Основные направления и формы взаимодействия с семьей:

Анкетирование родителей, привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе консультации, выставки рисунков и фотографий. В период пандемии педагогическое просвещение родителей ведется дистанционно через сайт группы «Непоседы» и на платформе Ватсапп.

Направления

Формы работы

Информационно-аналитическое

Анкетирование, беседы

Информационно-познавательное

Индивидуальные беседы.

Консультации

Групповые

(родительские собрания)

Общие родительские собрания


Наглядно -информационное

Стенды

Памятки

Буклеты

Папки передвижки

Совместная деятельность педагогов и родителей

Тематические выставки

Прогулки, экскурсии, проектная деятельность.





План мероприятий с родителями

Содержание

Сентябрь

1

Консультация для родителей: «Значение лепки в развитие личности дошкольника»»


Октябрь

2

Беседы в соответствии с планом кружка

Ноябрь

3

Оформление папки передвижки

Декабрь

4

Родительское собрание «Развитие художественно-эстетических способностей ребенка»


Январь

5

Оформить в группе центр «Мы лепим»


Февраль

6

Консультация для родителей «Лепка в свободное время»



Март

7

Оказание помощи в проекте «Пластилиновая радость»»

Апрель

8

Оформление папки передвижки

Май

9

Фото отчет «Наши успехи»





III. Организация образовательного процесса.

3.1.Расписание НОД



Среда

Художественно-эстетическое развитие

Кружок «Волшебные ладошки»





3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.


На изучение курса программы «Весёлые пальчики» для детей младшегодошкольного возраста отводится 35 часов, по 1часу в неделю во второй половине дня в среду.



Групповая комната

  • Сенсорное развитие

  • Развитие речи

  • Ознакомление с окружающим миром

  • Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством

  • Развитие элементарных математических представлений

  • Экологическое воспитание

  • Развитие элементарных историко – географических представлений

  • Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения

  • Дидактические материалы по сенсорике, математике, развитию речи

  • Географический глобус

  • Карта России

  • Муляжи овощей и фруктов

  • Календарь погоды

  • Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей морей, рептилий

  • Аудиозаписи

  • Детская мебель для практической деятельности

Раздевальная комната

Информационно – просветительская работа с родителями

Информационный уголок

Выставки детского творчества

Наглядно – информационный материал

Сенсорная комната

Для создания психологического комфорта

Сухой бассейн, сенсорное оборудование

Методический кабинет

Расширение кругозора

Необходимый демонстрационный материал, наглядные пособия, дидактические игры, муляжи, иллюстративный материал, художественная и познавательная литература, аквариум.







3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Автор

составитель

Наименование издания Издательство

Белошистова А.В., О.Г. Жукова

  1. Мастерилка «Волшебный пластилин». Пособие для занятий с детьми. АРКТИ 2007 год.


Давыдова Г.Н.

  1. « Пластилинография» Издательство: Скрипторий -2003, 2008г.


Давыдова Г.Н.

  1. «Детский дизайн» Пластилинография. – М.,Издательство «Скрипторий» 2003г., 2006г.


Интернет-ресурсы

http://dop-obrazovanie.com/

http://nsportal.ru/

http://dopedu.ru/


Савина Л.П.

  1. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников – «АСТ» ,2002


Кард В., Петров С.

  1. «Сказки из пластилина» ЗАО «Валери» СПб

Колдина Д.Н.

"Лепка с детьми 4-5 лет" Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2009.-48 стр., цв.вкл.







Средства обучения и воспитания

Образовательная область

Средства обучения и воспитания

Речевое развитие

«Книжкин дом» Познавательная литература, русские народные сказки, литературные сказки, сказки зарубежных писателей, потешки, скороговорки, считалки

Материалы по развитию речи: наборы картинок для группировки и обобщения предметов, наборы парных картинок, наборы табличек и карточек для сравнения по признакам, серия картинок "Времена года", серия сюжетных картинок по темам

Художественно-эстетическое развитие

Ширма для настольного театра, большая ширма для кукольного театра, маски сказочных персонажей, пальчиковый театр, плоскостной театр.

Контурные рисунки для раскрашивания, карандаши.Пластилин для лепки.



3.4 Материально-техническое обеспечение программы.

Групповые помещения оснащены мебелью, отвечающей гигиеническим и возрастным особенностям воспитвнников.

Наименование

Кол-во шт.

ТСО

1

Ноутбук

1

2

Локальная сеть Интернет


3

Телевизор

1

Оборудование

5

Столы детские

13

6

Стулья детские

26

7

Шкафы для дидактического материала

3

8

Стол – лента

2

9

Кроватка детская

20

10

Шкаф для постельного белья

2

11

Шкаф для методической литературы

3

12

Шкафчик детский для одежды

15
















Приложение 1

Диагностическая карта уровня развития детей по освоению программы


Диагностическая карта образовательной области « Художественное творчество. Лепка». (Средняя группа)


Группа________________________________________

Дата проведения_________________________

Воспитатели_______________________________________



Фамилия имя ребёнка

раскатывание

скатывание

сплющивание

защипывание

вытягивание

вдавливание

декорирование

Соединение деталей

творчество

Владение стекой

уровень

1

Константин

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

2

Ярослав























3

Степан























4

Илья























5

Виктория























6

Алексей























7

Юлия























8

Дарья П.























9

Даниил























10

Есения























11

Антон























12

Артём Т.























13

Аня























14

Стефания























15

Марина























16

Наланды























17

Денис























18

Артём П.























19

Даша М



















































































































































































уровень

низкий

средний

высокий

Раскатывание

раскатывает не уверенно, без нажима, «колбаска» получается короткая и не ровная

раскатывает уверенно, до нужного размера, но не рассчитывает нажим и в середине получается тоньше, чем по краям

раскатывает уверенно, делает равномерный нажим по всей длине, «колбаска» получается ровная и аккуратная

Скатывание

скатывает без нажима, шарик получается не ровный, с заломами

скатывает не уверенно, нажим делает слабый, шарик получается не ровный

скатывает уверенно, делает равномерный нажим, катает долго, шарик получается ровный и аккуратный

Сплющивание

сжимает между ладоней без усилий, ладони не напрягает, лепёшка получается толстая

сжимает с усилием без контроля за толщиной лепёшки

сжимает с усилием, контролируя толщину лепёшки

Защипывание

защипывает слишком много или слишком мало

защипывает только в одну сторону, получается круглый защип

защипывает в любую сторону, получает и круглый и острый защип

Вытягивание

вытягивает без усилий, работает только двумя пальцами, результат получается не законченый

вытягивает с усилием, но не контролирует нажим, результат получается не ровный с заломами и перегибами

вытягивает с усилием, уверенно работает всеми пальцами, результат получается аккуратный необходимой толщины и высоты

Вдавливание

вдавливает не уверенно, нажим слабый, оттиск получается не выразительный

вдавливает уверенно, нажим не контролирует, оттиск получается размазанный слишком глубокий

Вдавливает уверенно, нажим контролирует, оттиск получается в меру глубокий, ровный, аккуратный

Соединение деталей

прижимает слегка без усилий, забывает смазать водой

прижимает с усилием, мнёт изделие

присоединяет рассчитывая нажим, аккуратно с водой

Декорирование

только оттиск стекой

декорирует предложенным материалом хаотично

Материал выбирает самостоятельно, декорирует, соблюдая узор или чередование



Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

25-30

16-24

1-15




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Оленникова Анна Александровна

Дата: 18.10.2021

Номер свидетельства: 588792


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства