Просмотр содержимого документа
«Паспорт проекта "Солнышко"»
Тип проекта: познавательно- творческий.
Длительность проекта – краткосрочный, 2 недели.
Участники: воспитатели, дети второй младшей группы, родители.
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта
В беседах с детьми о природных явления и объектах выяснилось, что дети мало знают о солнце, об его особенностях и роли для окружающего мира. Дети мало используют глаголы, определения, связанные с солнцем. Хотелось обогатить знания детей о природном объекте – солнце, о его значении в жизни природы и человека.
Цель проекта: формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой; познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово); музыкально-эстетической, продуктивной.
Задачи:
1. Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир.
2. Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.
3. Обогатить словарный запас детей по данной теме.
4. Закрепить понятия «желтый», «круглый», «похоже», «не похоже».
Ожидаемый результат:
Дети имеют представления о солнце и его роли в жизни человека и природы.
Обогатится активный и пассивный словарь детей по теме.
Дети научатся выразительно читать стихи, отгадывать загадки.
Познавательный интерес к экспериментам.
Развитие у детей наблюдательности.
Дети будут воспитывать в себе доброе, бережное отношение к природе.
Основные направления работы с детьми.
1. Совместная деятельность взрослых и детей;
2. Организованные формы обучения на занятиях;
3. Наблюдения, прогулки;
4. Игры.
5. Художественная деятельность.
Методический инструментарий:
1. Конспекты занятий;
2. Подборка литературы по экологическому образованию;
3. Методическая литература;
Методическое обеспечение.
Методы:
Словесный: рассказ, беседа, вопросы, пересказ, прослушивание музыкальных произведений, заучивание стихов.
Оформление выставки с помощью родителей по итогам реализации проекта.
Развлечение «В гости к Солнышку»
Изготовление лепбука.
Формы взаимодействия с семьей.
Цель: Привлечь внимание родителей к совместномуобогащению знаний детей обособенностях Солнца и его роли для окружающего мира.
1.Познакомить родителей с интересной информацией по теме проекта, с художественной литературой.
2.Проведение наблюдений за восходом и закатом солнца (с помощью родителей дома).
3.Совместная творческая деятельность родителей и детей «Вот какое наше солнышко!»;
4.Создание выставки на тему «Солнышко лучистое»
Итоги реализации проекта.
Реализация проекта способствовала:
Расширению кругозора детей. Дети имеют представления о солнце и его роли в жизни человека и природы. Дети узнали, что солнце нужно всем живущим на земле и без него не будет жизни.
Дети научились определять состояние погоды, связанное с солнцем.
У детей пополнился активный и пассивный словарь словами, определяющими характеристики солнца.
Детей заинтересовал данный проект, они принимали активное участие в беседе, с удовольствием пели, играли, заучивали стихотворения, активно наблюдали за солнцем и участвовали в экспериментах.
В процессе реализации данного проекта дети с интересом наблюдали за деятельностью солнца , делали выводы о его влиянии на природу. Это способствовало развитию познавательных способностей детей, наблюдательности и развитию творческого воображения.
Во время подвижных игр «Солнышко и дождик » , «Солнечные зайчики » дети упражнялись осознанно и осмысленно выполнять действия с текстом.
На непосредственно организованной деятельности :
По лепке закрепляли умение раскатывать пластилин между ладоней.
По рисованию продолжили осваивать умение ориентироваться на листе бумаги, обучались рисованию с использованием нетрадиционных способов (рисование ладошками) . Закрепили знания о цвете, форме: желтый, круглое.
Выучили несколько стихов к пальчиковым играм, что способствовало развитию мелкой моторики рук, речи детей и памяти.
Прослушивание веселых песен в режимных моментах, вызывало положительные эмоции.
Выполнение физминуток способствовало физическому развитию и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.
В процессе совместной деятельности над проектом активными участниками были родители. Многие родители читали с детьми художественные произведения о солнце, в совместной работе с детьми сделали «солнышки» своими руками для развития мелкой моторики рук детей. Работы оказались интересными и оригинальными. Была организована выставка поделок, сделанных руками родителей «Вот какое наше солнышко!»
Таким образом, задачи и цели проекта были выполнены.
Приложение 1
Викторина «Что мы знаем о солнышке?» включает в себя следующие вопросы и задания:
Расскажи, где живет солнышко?
Расскажи, какое солнышко?
Как солнышко помогает людям, животным, растениям?
Расскажи про солнышко потешку (закличку) или стихотворение.
Покажи на картинке, где утро, а где ночь.
Почему изменилась одежда у людей?
Почему пожелтели листья, пожухла трава?
Приложение
Заклички про солнышко
Солнышко,покажись!
Красное,снарядись!
Поскорей,неробей,
Нас ребят обогрей!
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Солнышко, снарядись!
Красное, покажись!
Выйди из-за тучи,
Дам орехов кучу!
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко -
Дам тебе горошечка!
Солнышко, солнышко.
Красное семенышко,
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее!
Твои детки плачут,
По лужочку скачут,
Соломку жгут —
Тебя в гости ждут!
Солнышко, солнышко,
Колоколнышко!
Не пеки за реку,
Пеки к нам в окно,
Будет нам тепло!
Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облачка.
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.
Приложение 2
Художественное слово
Ю. Марцинкявичюс
«Солнце отдыхает»
Раньше всех на свете солнце встало,
А как встало — принялось за дело:
Обошло всю землю
И устало.
Отдыхать за лесом темным село.
Если вдруг найдешь его в лесу ты,
Там, где на траве туман и сырость,
Не буди,
У солнца сон — минуты,
Не шуми,
Весь день оно трудилось.
В. Берестов
Солнце с тучкою опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется-
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдется-
В небе радуга смеется.
Р. Карапетян 29
А у солнца - сто забот:
Обогреть наш огород,
Все цветочки распустить,
На веранде погостит
После ливня, на бегу,
Сделать радугу-дугу
И Наташке хохотушке
На нос бросил конопушки.
Е. Эрато Лучик
Вышло солнце из-за туч,
Словно мячик, прыгнул луч,
Побежал он по дорожкам,
Как испуганная кошка.
О. Вит
Зайчик солнечный резвится,
Забрался на потолок,
Заглянул в кроватку к Соне,
И запрыгал: скок да скок.
Приложение 3
Детские загадки про солнышко
Не высоко, не низко,
Не далеко, не близко.
Проплывает в небе Шар-
Раскалённый как пожар.
(Солнышко)
Выше леса Колобок.
Колобок - горячий бок.
А как спрячется за лес.
Апельсин среди небес.
(Солнышко)
Ночью спрячется оно –
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьётся радостное … (солнце)!
Приложение 4
Занятия по развитию речи.
Тема: "У солнышка в гостях".
Прочитайте и обсудите с детьми словацкую сказку
Однажды большая туча занавесила небо. Солнце три дня не показывалось. Заскучали цыплята без солнечного света.
- Куда это солнышко девалось? - говорят.- Нужно его поскорее на небо вернуть.
- Где же вы его найдете? - закудахтала наседка. - Разве вы знаете, где оно живет?
- Знать-то мы не знаем, а кого встретим - того спросим,- ответили цыплята.
Собрала их наседка в дорогу. Дала мешочек и сумочку. В мешочке - зернышко, в сумочке - маковинка. Отправились цыплята. Шли-шли и видят: в огороде, за кочаном капусты, сидит улитка. Сама большая, рогатая, а на спинке - хатка стоит.
Остановились цыплята и спрашивают:
- Улитка, улитка, не знаешь ли, где солнышко живет?
- Не знаю. Вон на плетне сорока сидит - может, она знает.
А сорока ждать не стала, пока к ней цыплята подойдут. Подлетела к ним, затараторила, затрещала:
- Цыплята, куда вы идете, куда? Куда вы, цыплята, идете, куда? Отвечают цыплята:
- Да вот солнышко скрылось. Три дня его на небе не было. Идем его искать.
- И я пойду с вами! И я пойду с вами! И я пойду с вами!
- А ты знаешь, где солнышко живет?
- Я-то не знаю, а заяц, может, знает: он по соседству за межой живет! - затрещала сорока.
Увидел заяц, что к нему гости идут, поправил шапку, вытер усы и пошире ворота распахнул.
- Заяц, заяц,- запищали цыплята, затараторила сорока, - не знаешь ли, где солнышко живет? Мы его ищем.
- Я-то не знаю, но вот моя соседка утка - та, наверно, знает: она около ручья в камышах живет.
Повел заяц всех к ручью. А возле ручья утиный дом стоит и челнок рядом привязан.
- Эй, соседка, ты дома или нет? - крикнул заяц.
- Дома, дома! - закрякала утка.- Все никак не могу просохнуть - солнца-то три дня не было.
- А мы как раз солнышко идем
искать! - закричали ей в ответ цыплята, сорока и заяц.- Не знаешь ли, где оно живет?
- Я-то не знаю, а вот за ручьем, под дуплистым буком, еж живет - он знает.
Переправились они на челноке через ручей и пошли ежа искать. А еж сидел под буком и дремал.
- Ежик, ежик,- хором закричали цыплята, сорока, заяц и утка,- ты не знаешь, где солнышко живет? Три дня его не было на небе, уж не захворало ли?
Подумал еж и говорит:
- Как не знать! Знаю, где солнышко живет. За буком - большая гора. На горе - большое облако. Над облаком - серебристый месяц, а там и до солнца рукой подать!
Взял еж палку, нахлобучил шапку и зашагал впереди всех дорогу показывать. Вот пришли они на макушку высокой горы. А там облако за вершину уцепилось и лежит-полеживает. Залезли на облако цыплята, сорока, заяц, утка и еж, уселись покрепче, и полетело облако прямехонько к месяцу в гости. А месяц увидел их и поскорее засветил свой серебряный рожок.
- Месяц, месяц,- закричали ему цыплята, сорока, заяц, утка да еж,- покажи нам, где солнышко живет! Три дня его не было на небе, соскучились мы без него.
Привел их месяц прямо к воротам солнцева дома, а в доме темно, света нет: заспалось, видно, солнышко и просыпаться не хочет.
Тут сорока затрещала, цыплята запищали, утка закрякала, заяц ушами захлопал, а еж палочкой застучал:
- Солнышко-ведрышко, выгляни, высвети!
- Кто под окошком кричит? - спросило солнышко.- Кто мне спать мешает?
- Это мы - цыплята, да сорока, да заяц, да утка, да еж. Пришли тебя будить - утро настало.
- Ох, ох!..- застонало солнышко.- Да как мне на небо выглянуть? Три дня меня туча прятала, три дня собой заслоняла, я теперь и заблестеть не смогу...
Услыхал про это заяц - схватил ведро и давай воду таскать. Услыхала про это утка - давай солнце водой умывать.
А сорока - полотенцем вытирать.
А еж давай колючей щетинкой начищать.
А цыплята - те стали с солнышка соринки смахивать.
Выглянуло солнце на небо - чистое, ясное да золотое. И всюду стало светло и тепло.
Вышла погреться на солнышке и курица. Вышла, закудахтала, цыплят к себе подзывает.
А цыплята тут как тут. По двору бегают, зерна ищут, на солнышке греются.
Кто не верит, пусть посмотрит - бегают по двору цыплята или нет?
Обсуждение сказки. Попросите детей рассказать, для чего героям сказки так необходимо солнышко, почему они к нему хорошо относятся. Обратите внимание на слова "и всюду стало светло и тепло".
2. Прочитайте стихотворение и предложите детям объяснить, почему нельзя будить солнышко и что значит "весь день оно трудилось"?
Ю. Марцинкявичус Солнце отдыхает
Раньше всех на свете солнце встало,
А как встало - принялось за дело:
Обошло всю землю
И устало -
Отдыхать за лесом темным село.
Если вдруг найдешь его в лесу ты,
Там, где на траве туман и сырость,
Не буди,
У солнца сон - минуты,
Не шуми,
Весь день оно трудилось.
Приложение 5
Занятие по лепке на тему: «Лучики для Солнышка»
Цель занятия: Продолжать учить детей скатывать между ладоней тонкие палочки – лучики; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материалы: листы картона синего цвета по количеству детей, пластилин желтого цвета.
Ход занятия. Перед началом занятия необходимо подготовить основу – «солнышко в небе». Для этого скатать из пластилина желтого цвета шарик, затем расплющив его, придавить к картону в центре листа. Раздать детям заготовки.
Воспитатель. У вас на картинках синее небо. А в небе светит солнышко. Только оно светит слабо, совсем не греет. Как вы думаете, почему? (потому что у солнышка нет лучиков) давайте ему поможем и сделаем лучи.
Предложить детям скатать тонкие палочки – лучики и прикрепить их к солнцу, так получатся солнечные лучики.
Воспитатель. Вот какой получился луч! Давайте сделаем солнцу много лучиков! Теперь оно светит ярко!
Предложить детям работать самостоятельно. Чтобы лучи получились длиннее, надо долго катать кусочек пластилина. Для удобства работы можно поворачивать заготовку.
В конце у детей нужно спросить какое у нас получилось солнце (лучистое, яркое).
НАЙТИ в интернете конспект рисование ладошками солнышка
Приложение 7
Физминутка «Солнышко»
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх, потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки, руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам.
Весело живется. (Хлопать в ладоши, улыбаться)
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ «ЛУЧИК СОЛНЦА»
Лучик, лучик озорной
Поиграй-ка ты со мной!
(моргают глазками)
Ну-ка, лучик повернись,
На глаза мне покажись.
(делают круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу,
Лучик Солнца я найду.
(отводят взгляд влево)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду!
(отводят взгляд вправо)
Приложение 9
1.Конспект прогулки "Наблюдения за солнцем"
Цель: Продолжать учить детей замечать и называть состояние погоды: светит солнце. Уточнить знания детей о том, что осенью солнце светит ярко, но греет меньше, чем летом. Учить устанавливать причинно-следственную связь: светит солнце – становится теплее, спряталось за тучи солнце – стало прохладно. Поддерживать радостное настроение. Наблюдение за солнцем.
Художественное слово: Солнце греет с высоты, Посадили мы цветы. Солнцу очень рады Муравьёв отряды.
Вопросы: 1. Посмотрите, ребята, на небо. Что вы видите? (Солнце, облака). 2. Какое солнце? (Круглое, яркое, жёлтое, большое). 3. На что солнце похоже? (На шар). 4. Какая сегодня погода? (Тёплая). 5. Почему на улице тепло? (Светит и греет солнышко). Да, солнышко греет и обогревает нашу землю. И на улице теплее. Воспитатель: У солнышка есть лучики, очень тёплые. Спустились они на землю и стали гулять. Вот и к нам они в гости заглянули. Протяните, дети, к солнышку, к его лучикам свои ладошки. Чувствуете, солнце греет?
Воспитатель: Солнышко приглашает вас поиграть.
Подвижная игра: «Солнышко».
Цель: Учить детей согласовывать свои движения с текстом, воспитывать стремление активно включаться в игру.
Солнышко лучистое, Мы тебя встречаем! Солнышко лучистое, В гости приглашаем! (Дети манят солнышко руками к себе.)
Солнышко лучистое, Попляши-ка с нами! Мы в ладошки хлопаем, Топаем ногами! (Дети хлопают в ладоши, топают ногами.)
2. Конспект наблюдения за солнцем на прогулке
Цели: развить наблюдательность, любознательность, внимание; закрепить знания о явлениях неживой природы; обогатить словарь.
Педагог говорит детям, что, пока они занимались, солнышко из группы убежало на небо, надоело ему сидеть за тучей, надо скорее всех обогреть.
Дети наблюдают за солнцем через цветные стеклышки, солнечные очки, цветную слюду.
Сравнивают формы солнца с кругом и квадратом.
Педагог предлагает погреть ладошки, почувствовать солнечное тепло; просит найти предметы на участке, которые нагрелись от солнечного тепла.
3. Конспект наблюдения за солнцем
Цель: познакомить детей с изменениями, происходящими с солнцем.
Ход наблюдения: поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет как летом. Где солнышко? Какое оно? Предложить подставить ладошки солнечным лучам, поиграть с солнечным зайчиком.
Художественное слово:
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнатку.
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку. А. Барто.
4.Конспект. «Наблюдение за небом, солнцем»
Цель: продолжать замечать изменения, которые происходят в природе осенью. Развивать наблюдательность, память.
Ход наблюдения: Обратить внимание детей, что осенью небо чаще серое, пасмурное. Солнце появляется редко.
Почему солнце не блестит?
Предложить протянуть ладони к солнцу и подержать немного.
Спросить, греет ли оно?
Художественное слово:
Осень, осень, подожди
Из воды плесни дожди
Туча солнце не бодай,
Голубое небо дай. Л. Андреева.
Приложение 10
Экспериментальная деятельность
Эксперимент: "Как получается солнечный зайчик?!"
Цель: Продолжать учить детей замечать и называть состояние погоды: светит солнце, познакомить детей с солнечными лучами. Поддерживать радостное настроение.
Материал и оборудование. Зеркальце для педагога.
Ход эксперимента
Предложить детям поближе познакомиться с солнечными лучами. Есть ли в комнате, где вы сейчас находитесь, солнечные лучи? Как можно доказать это? Солнечные лучи каждый день освещают нашу комнату, поэтому мы не обращаем на них внимания. А что произойдет, если мы плотно закроем шторы на окнах? Закройте окна плотными шторами, и спросите детей: что изменилось и почему? Солнечные лучи не смогут проникнуть к нам в помещение, и мы окажемся в темноте. Затем спросите детей, хотят ли они "поймать" солнечных зайчиков. Возможно, кто-то из них уже пробовал это сделать, пусть поделится опытом. Затем попробуйте поймать своим зеркалом солнечного зайчика.
Что такое солнечный зайчик? Солнечный лучик отражается от зеркала и "превращается" в солнечного зайчика. Солнечный зайчик - это пятно солнечного света. Предложите детям подумать и высказать свои предположения: почему мы говорим "зайчик"? Наверное, потому, что солнечный лучик, отраженный от зеркала или стекла, очень непоседлив, постоянно прыгает и убегает от нас, прячется и может вообще исчезнуть, спрятаться. Он все время куда-то спешит, как настоящий зайчик. Вот как об этом написала Новелла Матвеева.
Солнечный зайчик.
Я зайчик солнечный, снующий
По занавескам в тишине,
Живой,
По-заячьи жующий
Цветы обоев на стене.
Я зайчик солнечный, дразнящий!
И если кинусь я бежать,
Напрасно зайчик настоящий
Меня старается догнать!
Я зайчик солнечный, дрожащий,
Но не от страха я дрожу,
А потому, что я - спешащий:
Всегда навстречу вам спешу!
Я появлюсь в оконной раме:
Я зайчик солнечный!
Я тут!
Почему обычный зайчик никогда не сможет догнать солнечного? Почему солнечный зайчик дрожит? А что такое - солнечный луч? Откуда он к нам приходит? Солнечный лучик очень хитрый, у него есть свои секреты, которые он скрывает от нас. Один из секретов вы сейчас попробуете отгадать, проведя опыты.
Игра «Поймай солнечного зайчика».
2. Эксперимент «Тень и солнце»
ЦЕЛЬ: учить определять солнечную погоду, солнце даёт свет; обратить внимание на явление: «свет — тень»;
формировать представление о том, что когда светит солнце — на улице светло ; поддерживать радостное настроение.
Ход наблюдения
Перед прогулкой в солнечный день предложить детям посмотреть в окно. Вспомнить с детьми стихотворение.
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Выйдя на участок, обратить внимание детей на солнечную погоду: солнце огромное, посылает на землю, свои лучи. Вынести на прогулку маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они поиграли с ним. Навести луч на стену. Солнечные зайчики играют на стене.
-Поманите их пальчиком, пусть бегут к вам. Вот он, светленький кружок, вот, вот, левее, левее, всё убежал на потолок!
По команде «Ловите зайчика!» дети пытаются поймать его.
Обратить внимание детей, что в солнечную погоду можно увидеть тень от предметов и людей. Найти на площадке тени предметов. Предложить детям постоять в тени и найти свою «тень», потом на солнце. Почувствовать разницу, рассказать о своих ощущениях(на солнце образуется тень от предметов и людей). Поиграть с тенью: «Повтори движение».
3.Эксперимент «Волшебный лучик»
Цель. Показать, что солнечный луч может превратиться в разноцветный.
Оборудование и материал. Не очень глубокая ванночка (например, ванночка для хранения продуктов в холодильнике или для фоторабот; можно использовать упаковочный материал - пластмассовую коробку из-под торта), плоское карманное зеркальце, лист белой бумаги.
Ход занятия
В солнечный день наполните ванночку водой и поставьте на стол около окна так, чтобы на нее падали утренние солнечные лучи. Опустите зеркальце в воду наполовину. Его верхняя часть будет опираться на край ванночки, а нижняя - окажется в воде под углом. При этом ваше зеркальце будет отражать солнечный свет. Возьмите лист бумаги и поместите его перед зеркалом. Другой рукой слегка подвигайте само зеркало. Изменяйте положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появится разноцветная радуга. Слегка покачайте ванночку, чтобы по воде пошла рябь, и встряхните зеркало. Что мы видим теперь?
Сделайте вывод: на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник, может превращаться в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.
4.Эксперимент «Холодное – теплое».
Цели: учить искать причинно-следственные связи (на солнце предмет становится теплым, солнечные лучики прогревают предмет).
Оборудование и материал: 2 камушка.
Ход занятия
В солнечный день положить на солнце один камень, а другой в тень. Через некоторое время проверить одинаковой ли они температуры. Почему камень на солнце стал теплым, а в тени остался холодным? Много ли времени понадобилось , чтобы прогрелся камень? Почему?
Приложение 11
Игры
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
1.Подвижная игра: «Солнышко и дождик»
Цель: Учить детей бегать легко, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения в соответствии с текстом. Учить быстро реагировать на сигнал, ориентироваться в пространстве.
Солнце ярко в небе светит,
На прогулку вышли дети. (Дети гуляют по участку.)
Туча солнце вскоре скрыла,
Стало грустно и уныло. (Дети остановились и насторожились.)
Дождь по крыше застучал,
Детей под зонтики загнал. (Дети бегут под зонтик)
Подвижная игра: «Солнышко и дождик»
Цель: формирование умения переходить от ходьбы к бегу и от бега к ходьбе; действовать по сигналу воспитателя.
Ход игры: Перед началом игры познакомить детей с ситуацией: «Если светит Солнышко, все весело, птички поют песенки, бабочки летают. Но подул ветер, Солнышко закрыла тучка, и пошел дождик, а птички и бабочки должны спрятаться».
Спросите у детей, а куда они спрячутся, если пойдет дождик? Конечно, под зонтик! По словесному сигналу «Солнышко светит» дети начинают бегать по площадке. После слов «Дождик пошел. Раз, два, три - ко мне беги!», воспитатель раскрывает зонтик — дети бегут к воспитателю под раскрытый зонтик. Игра повторяется.
Игру можно сопровождать словами:
Смотрит Солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады Солнышку!
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется.
А под Солнышком всем
Весело живется.
2.Подвижная игра «Поймай Солнечного зайчика»
В яркий солнечный день с помощью зеркальца навести на стену световое пятно (солнечного зайчика). Медленно передвигать “зайчика”, чтобы дети смогли до него дотронуться:- «Это солнечный зайчик». Предложите детям поймать ладошками «зайчика». Если «зайчик» окажется на полу – его можно ловить ногами.
Скачут побегайчики
Солнечные зайчики,
Мы зовем их — не идут,
Были тут — и нет их тут.
Прыг, прыг по углам,
Были там — и нет их там.
Где же зайчики? Ушли,
Мы нигде их не нашли
3.Подвижная игра «СОЛНЫШКО»
Цель: развитие координации движений.
Вот как солнышко встает
(медленно поднимают руки вверх)
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдет
(медленно опускают руки)
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо
(«Фонарики»)
Солнышко смеется,
А под солнышком всем
(хлопают в ладоши)
Весело поется.
Подвижная игра: «Солнышко лучистое».
Цель: Учить детей согласовывать свои движения с текстом, воспитывать стремление активно включаться в игру.
Солнышко лучистое,
Мы тебя встречаем!
Солнышко лучистое,
В гости приглашаем! (Дети манят солнышко руками к себе.)
Солнышко лучистое,
Попляши-ка с нами!
Мы в ладошки хлопаем,
Топаем ногами! (Дети хлопают в ладоши, топают ногами.)
4.Подвижная игра «Солнышко – весёлнышко»
(дети ходят по кругу, в центре солнышко сидит закрыв лицо руками)
Солнышко,покажись!
Красное,снарядись!
Поскорей,неробей,
Нас ребят обогрей! (солнышко встает)
Солнышко-веселнышко,
Мы солнечные зайчики, (прыгают)
Мы озорной народ!
Мы с солнышком-веселнышком
Водим хоровод!
(идти по кругу, взявшись за руки)
То побежим (бег на месте)
То спрячемся (закрыть руками лицо)
Нас просто не унять (махать ладонями)
Эй, солнышко-веселнышко,(хлопают в ладоши)
Попробуй нас догнать (бугут по кругу, солнышко догоняет их).
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
1..Пальчиковая игра «Лучик солнышка»
Цель: развитие мелкой моторики, речевое развитие.
Лучики солнце на небо пускает,
Каждого словом приветным встречает:
Этот лучик – озорной,
Этот лучик – золотой,
Этот лучик – добренький,
Этот лучик тоненький,
Этот улыбается,
Мизинцем называется.
2.Пальчиковая игра «Мы рады солнышку»
Цель: развитие координации движений.
Вышло Солнце из-за тучи
(руки поднимаем вверх, пальцы растопыриваем в разные стороны)
Смотрит в нашу комнату
(ладонью правой руки делаем «козытек»,приставляем ко лбу)
Все захлопали в ладоши,
Очень рады Солнышку.
(хлопаем в ладоши)
Поочередно загибаем пальчики, начиная с большого.
ИГРА С ПРИЩЕПКАМИ «СОЛНЫШКО»
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление знание цвета.
Воспитатель: Ребята, скажите, а солнце какое.
Дети: Желтое, круглое, теплое.
Воспитатель: Правильно! У нас с вами на столе лежат разные фигуры (на столе лежат разные по цвету геометрические фигуры –квадраты, треугольники, круги). Чтобы сделать солнышко, какая фигура нам понадобится.
Дети: Желтый круг!
Воспитатель: Верно! Возьмите себе каждый по желтому кругу. Но вот чего-то нашим солнышкам не хватает?!
Дети: Лучиков.
Воспитатель: Сделаем лучики из прищепок. Если солнышко у нас желтое, то и лучики тоже желтые.
Литература
Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа / Н. В. Алёшина. - М.: Педагогическое общество России, 2001г.
Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / JI. В. Артёмова. - М.: Просвещение, 1992
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателей детского сада / А. К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991г.,
Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4–5 лет: Метод.пособие для воспитателей дошк.образоват.учреждений/ Т.И. Гризик, Л.Е.Тимощук. – М.: Просвещение, 2004.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий./ Т.С. Комарова – М.: Мозаика-Синтез, 2008г.,
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). М.: Мозаика – Синтез, 2010г.
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. - М.: ТЦ «Сфера», 2002.