Просмотр содержимого документа
«Паспорт сенсорного уголка»
Донецкая Народная Республика
управление образования администрации города Донецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДоШКОЛЬНОЕ образовательнОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ - САД №273 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Паспорт уголка сенсорного развития
в группе раннего возраста «Солнышко»
Составитель:
воспитатель группы раннего возраста
Гончар Светлана Николаевна
Донецк 2021 г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………..3
Содержание центра познавательного развития…...……………………5
Сведения о составителе………………………………………………….10
Список литературы ………………………………………………...……11
Пояснительная записка
Дети никогда не балуются, они познают мир и физические свойства предметов. Эта фраза не имеет конкретного автора, но несет в себе глубокий смысл. Ведь именно в первые годы своей жизни ребенок сталкивается с огромным количеством незнакомой для него информации. Правильным образом донести до него информацию о предметах, помочь проанализировать стремительно накапливающийся опыт - задача находящихся рядом взрослых – родителей и воспитателей.
Рассматривая содержание указанных во ФГОС ДО пяти образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности):
«Ранний возраст (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность».
В таком направлении, как познавательное развитие, предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах, форме, цвете, размере, вкусе, запахе, звуке и т.д. Решение данной задачи осуществляется нами - педагогами - в рамках сенсорного развития.
Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего развития ребенка, успешность которого в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Поэтому стоит уделять большое внимание сенсорному развитию ребенка раннего возраста и не упустить важный период в его жизни.
В нашей группе раннего возраста «Солнышко» создан уголок сенсорного развития, который помогает воспитателям осуществлять следующие задачи:
обогащать сенсорный опыт детей;
развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие предметов по одному из сенсорных признаков – цвет, форма, величина);
Целевые ориентиры познавательного развития в раннем возрасте:
ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами;
стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
знает названия окружающих предметов и игрушек.
Показатели познавательного развития детей раннего возраста:
с помощью взрослого собирает пирамидку из 4-5 колец (от большого к маленькому);
составляет разрезные картинки из двух частей;
совершает разнообразные действия с предметами (шнурует, открывает, закрывает, нанизывает, втыкает);
различает красный, синий, жёлтый, зелёный цвета, по предложению взрослого отбирает предметы определенногоцвета.
Содержание центра познавательного развития
Оснащенность уголка сенсорного развития
№
Содержание развивающей предметно-пространственной среды
Кол-во (шт)
1
Игры-вкладыши («Транспорт», «Овощи», «Фигуры» и др.)
7
2
Пирамидки
5
3
Черепашка разборная
1
4
Лабиринты
2
5
Наборы мозаики
4
6
Наборы конструкторов различной модификации «Лего» (большие и малые детали),
2
7
Матрешка и другие разборные игрушки
5
8
Набор кубиков (в том числе с картинками)
28
9
Набор кубиков-мякишей
8
10
Книжка-мякиш
2
11
Игра «Сложи картинку»
2
12
Набор «Собери бусы»
2
13
Игра с прищепками
3
14
Игра-шнуровка
4
15
Дидактические игры для сенсорного развития (в том числе печатные)
17
16
Шумовые коробочки
7
17
Металлофон
2
18
Контейнеры с крупой
6
19
Миски для игр с водой
2
20
Развивающая ширма
1
21
Мячики основных цветов
35
22
Корзинки основных цветов
4
23
Погремушки
40
Способы, которыми обеспечивается насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность среды в уголке сенсорного развития
Насыщенность среды соответствует особенностям детей раннего возраста, созданы условия для предметной и игровой деятельности детей с различными материалами. Разнообразие игр, конструкторов, их удобное размещение, яркие цвета делают уголок привлекательным для детей, способствуют эмоционально благополучному взаимодействию детей с предметно-пространственным окружением, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой)
Полифункциональность и трансформируемость развивающей среды обеспечивается наличием полифункциональных предметов. Это развивающая ширма, с помощью которой можно проводить дидактические игры, ее легко складывать и переносить, она многофункциональна и универсальна, ее можно использовать как ширму для театра, использовать в игре как палатку, домик и т.д.
Различные детали мозаик и конструкторов, пирамидок, бросовый материал (бутылочки с закручивающимися крышками, футляры от киндер-яиц, шишки и т.д.) могут использоваться не только для обогащения сенсорного опыта, экспериментирования, развития мелкой моторики, но и как предметы – заместители в сюжетно-ролевых, дидактических играх и самостоятельной деятельности детей.
Вариативность развивающей среды уголка достигается периодической сменяемостью игр, использованием более сложных игр для детей, которые уже имеют определенные умения, периодическим появлением новых игр и пособий, стимулирующих познавательную, экспериментальную и игровую деятельность, в том числе изготовленных руками воспитателей и родителей. Размещение сенсорного уголка позволяет менять виды детской деятельности в течение дня, дает детям возможность свободного выбора деятельности.
Развивающая среда сенсорного уголка безопасна для детей раннего возраста. Игры и пособия соответствуют возрасту, не содержат мелких деталей. Игры с песком, водой, крупой, экспериментальная деятельность осуществляется детьми только под присмотром воспитателей. Игры, пособия находятся в свободном для детей доступе.
Цели совместной с воспитателем деятельности в уголке сенсорного развития – освоение детьми новых познавательных действий, формирование важнейших представлений об окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Совместная деятельность в уголке сенсорного развития осуществляется во время ООД, а также может организовываться в течение дня в подгрупповой и индивидуальной форме. В соответствии с принципом комплексно-тематического планирования совместная деятельность организуется с учетом актуальной на данной неделе темы.
Использование в ООД
Соответствующие теме материалы и дидактические игры используются в ООД, а также размещаются на более видном месте в сенсорном уголке. Например, если тема недели «Домашние животные», то используются вкладыши, кубики-мякиши, разрезные картинки, шнуровка с изображением домашних животных.
Использование в самостоятельной деятельности
При организации самостоятельной деятельности детей в уголке сенсорного развития основной целью является создание условий для полноценного познавательного развития ребёнка, поддержка познавательной активности и детской инициативы.
Оснащенность нашего сенсорного уголка позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей детей.
Способы, которыми обеспечивается поддержка детской инициативы
Для поддержания детской инициативы мы применяем следующие способы:
предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляетопасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия;
побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);
содержать в доступном месте все игры и пособия.
Способы, которыми обеспечивается индивидуализация образовательной деятельности
Разнообразие представленного в сенсорном уголке материала позволяет каждому из детей выбрать для себя игру по своему желанию. Дети флегматичные по темпераменту, а также меланхолики чаще всего выбирают настольно-печатные и дидактические игры, пирамидки, вкладыши. Активным детям (сангвиникам, холерикам) больше понравятся мягкие модули, напольные конструкторы и мозаики, динамические игрушки-каталки в индивидуальной работе, используя материалы центра. На каждого ребенка группы составлена карта индивидуального развития, разработан образовательный маршрут. Оборудование сенсорного уголка используется в индивидуальной работе при реализации образовательных маршрутов.
Сведения о составителе:
Ф.И.О. Гончар Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ «Ясли-сад №273 г.Донецка»
Квалификационная категория: 2
Список литературы:
Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М. Просвещение, 2009. - 192 с.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2010. - 368 с.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Академический проект, 2010. - 474 с.
Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. - М.: Академический проект, 2010. - 453 с.
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – 4 изд., перераб. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 352 с.
Интернет-ресурсы:
Медведева К. А., Нарышкина А. В. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 93-95. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8983/ (дата обращения: 10.02.2021).