kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Паспорт сенсорного уголка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полное описание того сто находится в уголке

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Паспорт сенсорного уголка»









Донецкая Народная Республика

управление образования администрации города Донецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДоШКОЛЬНОЕ образовательнОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ - САД №273 ГОРОДА ДОНЕЦКА»







Паспорт уголка сенсорного развития

в группе раннего возраста «Солнышко»















Составитель:

воспитатель группы раннего возраста

Гончар Светлана Николаевна











Донецк 2021 г.



Содержание





Пояснительная записка…………………………………………………..3

Содержание центра познавательного развития…...……………………5

Сведения о составителе………………………………………………….10

Список литературы ………………………………………………...……11









Пояснительная записка

Дети никогда не балуются, они познают мир и физические свойства предметов. Эта фраза не имеет конкретного автора, но несет в себе глубокий смысл. Ведь именно в первые годы своей жизни ребенок сталкивается с огромным количеством незнакомой для него информации. Правильным образом донести до него информацию о предметах, помочь проанализировать стремительно накапливающийся опыт - задача находящихся рядом взрослых – родителей и воспитателей.

Рассматривая содержание указанных во ФГОС ДО пяти образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности):

«Ранний возраст (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность».

В таком направлении, как познавательное развитие, предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах, форме, цвете, размере, вкусе, запахе, звуке и т.д. Решение данной задачи осуществляется нами - педагогами - в рамках сенсорного развития.

Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего развития ребенка, успешность которого в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Поэтому стоит уделять большое внимание сенсорному развитию ребенка раннего возраста и не упустить важный период в его жизни.

В нашей группе раннего возраста «Солнышко» создан уголок сенсорного развития, который помогает воспитателям осуществлять следующие задачи:

  • обогащать сенсорный опыт детей;

  • развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие предметов по одному из сенсорных признаков – цвет, форма, величина);

  • развивать внимание, память;

  • развивать слуховую дифференциацию, тактильные ощущения, температурные различия;

  • развивать мелкую моторику.

Целевые ориентиры познавательного развития в раннем возрасте:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами;

  • стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

  • знает названия окружающих предметов и игрушек.

Показатели познавательного развития детей раннего возраста:

  • с помощью взрослого собирает пирамидку из 4-5 колец (от большого к маленькому);

  • составляет разрезные картинки из двух частей;

  • совершает разнообразные действия с предметами (шнурует, открывает, закрывает, нанизывает, втыкает);

  • различает красный, синий, жёлтый, зелёный цвета, по предложению взрослого отбирает предметы определенного цвета.



Содержание центра познавательного развития

Оснащенность уголка сенсорного развития

Содержание развивающей предметно-пространственной среды


Кол-во (шт)

1

Игры-вкладыши («Транспорт», «Овощи», «Фигуры» и др.)

7

2

Пирамидки

5

3

Черепашка разборная

1

4

Лабиринты

2

5

Наборы мозаики

4

6

Наборы конструкторов различной модификации «Лего» (большие и малые детали),

2

7

Матрешка и другие разборные игрушки

5

8

Набор кубиков (в том числе с картинками)

28

9

Набор кубиков-мякишей

8

10

Книжка-мякиш

2

11

Игра «Сложи картинку»

2

12

Набор «Собери бусы»

2

13

Игра с прищепками

3

14

Игра-шнуровка

4

15

Дидактические игры для сенсорного развития (в том числе печатные)

17

16

Шумовые коробочки

7

17

Металлофон

2

18

Контейнеры с крупой

6

19

Миски для игр с водой

2

20

Развивающая ширма

1

21

Мячики основных цветов

35

22

Корзинки основных цветов

4

23

Погремушки

40


Способы, которыми обеспечивается насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность среды в уголке сенсорного развития

Насыщенность среды соответствует особенностям детей раннего возраста, созданы условия для предметной и игровой деятельности детей с различными материалами. Разнообразие игр, конструкторов, их удобное размещение, яркие цвета делают уголок привлекательным для детей, способствуют эмоционально благополучному взаимодействию детей с предметно-пространственным окружением, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой)

Полифункциональность и трансформируемость развивающей среды обеспечивается наличием полифункциональных предметов. Это развивающая ширма, с помощью которой можно проводить дидактические игры, ее легко складывать и переносить, она многофункциональна и универсальна, ее можно использовать как ширму для театра, использовать в игре как палатку, домик и т.д.

Различные детали мозаик и конструкторов, пирамидок, бросовый материал (бутылочки с закручивающимися крышками, футляры от киндер-яиц, шишки и т.д.) могут использоваться не только для обогащения сенсорного опыта, экспериментирования, развития мелкой моторики, но и как предметы – заместители в сюжетно-ролевых, дидактических играх и самостоятельной деятельности детей.

Вариативность развивающей среды уголка достигается периодической сменяемостью игр, использованием более сложных игр для детей, которые уже имеют определенные умения, периодическим появлением новых игр и пособий, стимулирующих познавательную, экспериментальную и игровую деятельность, в том числе изготовленных руками воспитателей и родителей. Размещение сенсорного уголка позволяет менять виды детской деятельности в течение дня, дает детям возможность свободного выбора деятельности.

Развивающая среда сенсорного уголка безопасна для детей раннего возраста. Игры и пособия соответствуют возрасту, не содержат мелких деталей. Игры с песком, водой, крупой, экспериментальная деятельность осуществляется детьми только под присмотром воспитателей. Игры, пособия находятся в свободном для детей доступе.

Цели совместной с воспитателем деятельности в уголке сенсорного развития – освоение детьми новых познавательных действий, формирование важнейших представлений об окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Совместная деятельность в уголке сенсорного развития осуществляется во время ООД, а также может организовываться в течение дня в подгрупповой и индивидуальной форме. В соответствии с принципом комплексно-тематического планирования совместная деятельность организуется с учетом актуальной на данной неделе темы.

Использование в ООД

Соответствующие теме материалы и дидактические игры используются в ООД, а также размещаются на более видном месте в сенсорном уголке. Например, если тема недели «Домашние животные», то используются вкладыши, кубики-мякиши, разрезные картинки, шнуровка с изображением домашних животных.

Использование в самостоятельной деятельности

При организации самостоятельной деятельности детей в уголке сенсорного развития основной целью является создание условий для полноценного познавательного развития ребёнка, поддержка познавательной активности и детской инициативы.

Оснащенность нашего сенсорного уголка позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей детей.

Способы, которыми обеспечивается поддержка детской инициативы

Для поддержания детской инициативы мы применяем следующие способы:

  • предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

  • отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

  • не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

  • формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия;

  • побуждать детей к разнообразным действиям с  предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);

  • содержать в доступном месте все игры и пособия.



Способы, которыми обеспечивается индивидуализация образовательной деятельности

Разнообразие представленного в сенсорном уголке материала позволяет каждому из детей выбрать для себя игру по своему желанию. Дети флегматичные по темпераменту, а также меланхолики чаще всего выбирают настольно-печатные и дидактические игры, пирамидки, вкладыши. Активным детям (сангвиникам, холерикам) больше понравятся мягкие модули, напольные конструкторы и мозаики, динамические игрушки-каталки в индивидуальной работе, используя материалы центра. На каждого ребенка группы составлена карта индивидуального развития, разработан образовательный маршрут. Оборудование сенсорного уголка используется в индивидуальной работе при реализации образовательных маршрутов.



















































Сведения о составителе:

Ф.И.О. Гончар Светлана Николаевна

Должность: воспитатель

Место работы: МДОУ «Ясли-сад №273 г.Донецка»

Квалификационная категория: 2



















































Список литературы:

  1. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М. Просвещение, 2009. - 192 с.

  2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2010. - 368 с.

  3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Академический проект, 2010. - 474 с.

  4. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. - М.: Академический проект, 2010. - 453 с.

  5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – 4 изд., перераб. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 352 с.

Интернет-ресурсы:

Медведева К. А., Нарышкина А. В. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 93-95. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8983/ (дата обращения: 10.02.2021).



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Паспорт сенсорного уголка

Автор: Гончар Светлана Николаевна

Дата: 19.05.2021

Номер свидетельства: 580940


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства