Патриотическое воспитание через устное народное творчество
Патриотическое воспитание через устное народное творчество
патриотическое воспитание в дошкольной педагогике широко обсуждаема. в даной статье рассмотрена тема патриотического воспитания через устное народное творчество.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание через устное народное творчество»
Патриотическое воспитание через устное народное творчество
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности родного языка, быта в котором живет человек. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь поражает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре. Каждый народ приносит в культуру свое, и любое достижение народа является общим для всего человечества. Россия – родина для многих, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.
Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Патриотизм нужно не навязать ребенку, а породить. Народная культура – это тот базис, ориентир, который заложен в генах русского народа, именно он станет полноценным помощником для формирования патриотических чувств, с раннего детства. Те, кто работает с детьми, дошкольного возраста не понаслышке знает, что дошкольный возраст фундамент для развития личности, индивидуальной неповторимости ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить национальную духовность в наших детях, заложить в них, высокие нравственные ценности, которые сделают их устойчивыми к нежелательным влияниям, научат их правилам общения, умению жить в коллективе – эти идеи стали истоками нашей работы над воспитанием патриотизма у детей через народное творчество.
Мы поставили перед собой задачи:
1.Познакомить детей с бытом, укладом, жизнью родного народа.
2.Развивать нравственно этические основы личности, осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.
3.Развивать эстетически развитую личность, эмоционально отзывчивую на исторические факты становления национальной культуры
4.Совершенствовать коммуникативные способности.
5.Воспитывать любовь и уважение к Родине, родному народу.
Основные направления в нашей работе по патриотическому
воспитанию являются:
1.Ознакомление с народным календарем и наблюдение за природой.
2.Ознакомление с историей и культурой родного народа.
3.Поисково-познавательная деятельность в мастерской «Народные умельцы».
4. Проведение народных праздников и развлечений с родителями и сотрудниками.
Работа с народным календарем помогает детям лучше почувствовать природу родного края. Формирует целостное представление об окружающем мире, природе и человеке через взаимодействия с бытом и культурой народа. Цикличность календаря позволяет детям постепенно усложнять материал. В основе знаний лежит подлинный региональный материал, строгое соответствие времени. Дети узнают о таких народных праздниках, как: «Синичкин день», «День русской березки», «Екатерина-Санница» и другие.
При ознакомлении с жизнью и бытом наших предков даем детям возможность понять, как жили, трудились наши предки. Путешествуем с детьми во времени, наши путешествия помогают детям узнать прошлое и настоящее русского человека. Отправляясь в путешествие по Реке Ангаре, дети узнают, что за люди живут в Сибири, чем занимаются, характер, быт. Наши путешествия символизируют линейное движение исторического времени (древность – старина - наше время).
У нас есть небольшой мини – музей с предметами старины, русской национальной одеждой. Где дети могут нарядиться в народный костюм, подействовать ухватом, посидеть за прялкой, за ткацким станком. Максимальное использование наглядного материала дает возможность поддерживать интерес ребенка к истории и культуре родного народа.
Однако представления детей о русской культуре были бы отрывочны и поверхностны без устного народного творчества. Именно в устном народном творчестве, как нигде сохранились представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. Народный фольклор: сказки, потешки, прибаутки, поговорки, загадки, сказки, хороводы помогает нам раскрывать в доступной форме духовный и нравственный потенциал ребенка. Народный фольклор – замечательная школа общения. Ведь народная игра, хоровод, потешка, прибаутка в народной традиции не только самореализация своих способностей, но и умение войти в социум, что дает детям возможность взаимодействовать с другими людьми. Развивает нравственно - этические основы личности, помогает осознать самого себя в своих поступках, чувствах.
Обогатить и реализовать полученные знания помогает «Творческая мастерская», где дети могут заняться разнообразной деятельностью.
Познавательно-исследовательская деятельность в «Творческой мастерской дает ребенку возможность более самостоятельно действовать, общаться с взрослыми и сверстниками. Здесь важно в доброй, приветливой форме при общении натолкнуть ребенка к экспериментированию. Знакомясь с процессом выращивания хлеба, дети с азартом разбирают колосья ржи, пшеницы. Пробуют растереть зерна камнем, чтобы получилась мука, замешивают тесто, раскатывают. Устанавливают причинно-следственные связи, что нужно для того чтобы зерно проросло и хорошо росло.
Разбирая лукошко с лекарственными растениями, дети знакомятся с растениями родного края, классифицируют их на виды: от головной боли, от простуды. При ознакомлении с домашними животными, дети классифицируют животных по признакам, одни одевали людей, другие кормили, помогали в труде.
Знакомясь с народно прикладным искусством, дети в «Творческой мастерской» создают свои изделия на основе полученных знаний. Прядут на прялке, ткут на «кросне», лепят из глины, рисуют народные узоры.
Мы думаем, что все согласятся с нами, что мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обычаям своего народа. Многие семьи отмечают некоторые народные праздники в домашнем кругу «Святки», «Масленица», «Пасха» и другие. Мы с детьми тоже поддерживаем народные традиции. На праздники и развлечения приглашаем родителей, бабушек, дедушек. Дети стараются показать взрослым, как они умеют петь частушки, плясать плясовые, водить хороводы, играть в народные игры. Дети радуются, когда им удается вжиться в образ простого русского человека, в образ русской красавицы, в образ хозяйки русской горницы.
Использование разнообразных форм дает нам возможность проявить свое творчество, индивидуальность, Поэтому приоритет закрепляем за такими формами, которые интересны нам самим, работа проходит легко и непринужденно, эффективно в плане познавательного и личностного развития ребенка.
Работу по теме воспитания у детей патриотизма через народную культуру построили на принципах.
1.Личностно - ориентированное взаимодействие воспитателя и ребенка.
2.Сохранение самооценки ребенка, как созидателя, раскрывающего мир и духовность культуры.
3.Сочетание доступности материала.
4.Разнообразие детской деятельности.
Опора на данные принципы в работе дает нам возможность создать оптимальные условия для воспитания патриотических чувств у дошкольников. Дети, с детского сада впитавшие в свою личность традиции, культуру, обычаи своего народа по доброй воле будут передавать их будущим поколениям, а поколение не просто пишет историю, но является духовным и интеллектуальным потенциалом нации, наши дети станут настоящими патриотами своей Родины.