Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание дошкольников»
Дошкольный возраст - период становления личности, он имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из актуальных задач нашего времени.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет свои особенности:
- Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. И родной дом, двор, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился.
- Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных и классических произведениях, в произведениях мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
- Воспитание патриотизма осуществляется через формирование в ребенке национального духовного характера. Знание и соблюдение национальных традиций и обычаев народа обеспечивают связь, преемственность поколений, дают почувствовать и понять национальные особенности своего народа.
- Уважение к трудовым умениям и творческим ремеслам предков, гордость за людей, трудами и талантами которых славится Донбасс - необходимое условие для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
- Особая роль в воспитании патриотизма отводится природе, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Маленький человечек чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, защитить, сохранить.
- В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «подвиг» и т.д. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Определение понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание»
Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
В целом, понятие патриотизм многогранно, включает в себя следующие компоненты:
- чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах малой Родины;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;
- стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета Родины.
Патриотическое воспитание – формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Задачи патриотического воспитания:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому; — воспитание уважения к труду;
— развитие интереса традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах малой Родины;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.
Этапы воспитания патриотических чувств у дошкольников
Воспитание любви к близким людям (родителям, родственникам).
К детскому саду (воспитателям, друзьям).
К родному городу.
К родной стране (ее столице, символики).
Формирование любого нравственного качества процесс длительный и достаточно трудоемкий. В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане своей Малой и большой Родины. Для этого лучше всего начинать знакомить детей с малой Родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город - часть большой страны, а дети – ее жители, ее граждане. Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.
Средства патриотического воспитания
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с окружающим миром. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю.
Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну непременно должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Единой классификации воспитательных средств не существует, так как они слишком разнообразны. Принимая за основу, канал психологического влияния на человека, выделяют следующие средства воспитания:
Несмотря на то, что средства воспитания широко изучаются, нет возможности ответить на вопрос, какое из средств наиболее эффективно. Система средств, способствующая патриотическому воспитанию, довольно разнообразна: рассказы педагога о Родине, фильмы о Великой Отечественной войне, литературные образы героев, живописные полотна, театральные постановки, песни, стихи, описывающие героические поступки, рассказывающие о долге каждого гражданина любить и защищать свою Родину, окружающая природа.
Формы работы по воспитанию патриотизма у дошкольников
Метод воспитания - способ воздействия на психику детей с воспитательной целью через своеобразную организацию их деятельности и отношений.
Основные методы патриотического воспитания:
1) Методы воспитания патриотических убеждений (доказательство, поисковый метод, дискуссионный метод),
2) Методы воспитания привычного поведения и формирования традиций патриотического поведения (эпизодическое ситуационное упражнение, приучение, педагогическая организация жизнедеятельности, общественное поручение),
3) Методы формирования эмоционально-волевых установок, патриотических чувств (личный пример воспитателя, игровой подход к организации деятельности, перспектива будущих дел, требование, сравнение, соревнование, доверие).
Задачи воспитания патриотизма решаются во всех видах детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде, в быту):
Прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера.
Чтение сказок.
Работа в книжном уголке.
Ручной труд.
Изготовление подарков.
Выставки и экспозиции.
Развлечения, досуги, праздники, концерты.
Совместная проектная деятельность.
«Уроки доброты».
Игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые, подвижные, настольные).
Инсценировки, театрализации.
Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.
Создание фотоальбомов.
Большое значение имеет работа с семьей, среди которой можно выделить следующие формы:
Консультации и беседы.
Круглые столы.
Организация фотовыставок («Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе», «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии», и т.п.).
Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций, поделок).
Организация «Поэтических часов» для пенсионеров и ветеранов.
Семейные экскурсии по району, городу.
Рекомендации для педагогов и родителей
Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите плохо о стране, в которой живете.
Рассказывайте ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
Знакомьте ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
Чем раньше и регулярней вы будете посещать музеи города, пока ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он в подростковом возрасте и юности будет посещать культурные заведения.
Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.
Смотрите с ребенком передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
Привлекайте к процессу патриотического воспитания людей, непосредственно несущих функцию защиты Родины.
Организовывайте мероприятия, направленные на взаимодействие детей с окружающим миром.
2. Гликман И.З. Воспитатика. Учебник для студентов педагогических вузов. Часть 1. М.: НИИ школьных технологий, 2009.
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. М.: "Академия", 2006.
4. Кондыринская Л.А. Патриотическое воспитание дошкольников. Московский институт повышения квалификации работников образования. Лаборатория дошкольного воспитания. М.: 1996.