Просмотр содержимого документа
«Паутинка насекомых (игры для дошкольников)»
Осторожно, насекомые!
На нашей планете живут два миллиона видов насекомых, более чем всех остальных животных, да и растений, вместе взятых. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе — везде. Есть насекомые большие (бабочки, жуки) и маленькие. Самый главный орган чувств у насекомых — усы. Они очень разнообразные. У комара-звонца они мохнатые, у мухи усики короткие и с вздутиями, словно пилочка, усы у жука-щелкуна, как гребеночка. И все это предназначено для определенной цели.
Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от их питания. У бабочки, любительницы нектара, длинный хоботок. Комар-кусака своим хоботком прокалывает кожу слона. Такие же острые хоботки у всех кровососущих насекомых (мошек, слепней, москитов и др.). У домовой мухи на голове втягивающийся хоботок.
Насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из величайшего множества глазков.
Крылья у летающих насекомых очень крепкие. Тонкий и нудный писк летающего комара — это пение крыльев, работающих с огромной быстротой.
Малышей привлекает все живое, движущееся, они хотят познать этот мир. Дети часто берут в руки разных насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Задача взрослых — познакомить детей с окружающими их насекомыми и правилами поведения при встрече с ними.
Муравьиживут не только в муравейниках, но и в стволах деревьев, под землей, в стеблях цветов. Муравьиная куча — это лишь верхняячасть муравейника. Главная его часть уходит глубоко под землю. Человеку муравьи — друзья: они спасают лес. Там, где каксторожевые башни высятся муравейники, лес здоровый, чистый. Муравей при укусе выделяет кислоту (муравьиную), которая сильно обжигает.
Первые шмелипоявляются рано весной. Когда зацветают ивы, шмели обязательно окажутся на их сережках, так как цветущие ивы дают богатую дань сладкого нектара, очень необходимого насекомым в то время, когда еще нет других цветов. Шмели строят гнезда в земле в старых мышиных или кротовых норах или других углублениях. Шмели — прекрасные опылители растений, особенно клевера.
Осы.Острое жало — их грозное оружие, спрятано в конце брюшка. Держатся осы все вместе. Обыкновенные осы строят свои гнезда на чердаках, на ветвях деревьев или кустов, в дуплах. Эти гнезда похожи на большие шары из серого картона. Оса медленно ползает по сухому бревну — скребет челюстями и потом комочек соскобленной древесины смешивает со слюной. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух, слепней.
Пчелы —труженики. Одна пчела посещает за рабочий день до 7 тысяч цветков. У пчелы свои способы общения: особым танцем — кружением — пчела-разведчица сообщает о том, где можно собрать много пыльцы. Определенный смысл имеет у пчел и жужжание. Над его разгадкой сейчас работают ученые. Укус пчелы очень болезнен. Пчелиные продукты: мед, воск, прополис, пчелиный яд — это лекарства от болезней.
Комарыпри укусе в ранку пускают слюну, от которой сильный зуд, а после укуса малярийного комара вместе со слюной в кровь могут попасть и возбудители тяжелой болезни — малярии. Личинки комаров живут в воде: в лужах, прудах, даже в следах от сапог людей или копыт животных, наполненных водой. В лесу для защиты от комаров надевают накомарники или используют мази, отпугивающие насекомых.
Комнатная мухараспространена повсюду. Личинки мухи живут в толще гниющих остатков. Обычно они заселяют пищевые отходы в контейнерах для мусора, в помойках, на мусорных свалках. Личинки мух могут развиваться и в пищевых отходах в квартире (на дне помойных ведер и т. д.). Комнатные мухи распространяют возбудителей различных заболеваний, главным образом кишечные и глазные инфекции, а также вирус такого тяжелого заболевания, как полиомиелит. Пищу, комнатные мухи находят по запаху.
Правила поведения при встрече с насекомыми
Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят, и будут жалить куда попало. Около их жала есть еще ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает. А мелких животных осы могут зажалить до смерти.
Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите, губить пчелу, если она вас вдруг ужалит, так как химическое соединение из тельца убитого насекомого, попадая в воздух, приводит всех находящихся поблизости сородичей в очень агрессивное состояние: пчелы в таком случае жалят все живое на своем пути. Если осталось жало пчелы при укусе, то его надо удалить, ужаленное место протереть содовым раствором.
Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте, что он тащит по дорожке к муравейнику, каков размер, окраска этого муравья. Наблюдая за муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие муравьишки. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.
Массовое нападение комаров на человека может вызвать тяжелое отравление, и даже смерть. Поэтому от комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых. Наибольшее количество комаров летает в вечерние часы, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днем комары сидят в густой растительности, дуплах деревьев, трещинках и других убежищах. Но в лесу комары нападают в течение всего дня.
Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух, надо соблюдать санитарные правила, касающиеся поддержания чистоты в помещениях и на всей территории.
Отгадывание и толкование загадок. При назывании отгадки –
вывешивается большая иллюстрация на доску.
В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет
Из лесного сора строит себе город (муравьи)
Что за девчонка: в поясе тонка,
Огромные очи, летит – стрекочет (стрекоза)
Целый день летает, всем надоедает.
Ночь настанет, тогда перестанет (муха)
Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком, он поделится медком (пчела)
3. Как можно назвать одним словом пчелу, муравья, стрекозу, муху?
4. Сегодня на занятии мы будем говорить о насекомых.
5. Кто знает, почему они так называются?
- Слово «насекомые» произошло от слова «насечки». Насечки –
поперечные полосы на теле насекомых.
6. А всех ли насекомых мы назвали? Дети рассматривают картинку
«На лугу» и называют насекомых, которых узнали:
- Я узнал …
7. «Угадай, кто это» - игра с мячом
* Порхает (кто?) – бабочка
* Жужжит – жук
* Звенит – комар
* Собирает мед – пчела
* Жалит – оса
* Ползает – гусеница
* Прыгает – кузнечик
* Плетет паутину – паук
* Трудится – муравей
* Стрекочет - стрекоза
8. Рассмотрите насекомых (на больших иллюстрациях) и скажите: Чем
они похожи.
- У всех есть насечки, голова, грудка, брюшко, 6 лапок, крылышки.
У некоторых жало, усики.
Дети показывают части тела насекомых на картинках, которые
лежат на столах.
9. Вывод о строении тела насекомых.
Появляется божья коровка (игрушка). « Рассказывает» о том, что она
очень полезное насекомое, так как уничтожает тлю. Тля - насекомое,
которое питается соком растений и наносит им большой вред.
10. Затем божья коровка спрашивает:
- А каких еще полезных насекомых вы знаете?
- Пчела, собирая нектар, опыляет растения, а затем вырабатывает мед.
11.- Где живут пчелки?
- Куда они складывают нектар? (в соты)
12. А когда пчелки собираются и летят все вместе, получается пчелиный
рой (картинка)
Сейчас ваши пальчики превратятся в маленьких пчелок и все вместе
станут пчелиным роем.
Покажите указательный и средний пальчики. Ими мы будем
«ходить» по сотам (на ударные слоги):
Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны.
Чтобы не снились холодные сны?
Молодцы, ребята, ваши пальчики были похожи на веселых пчел.
13.А какое полезное насекомое любит летать возле рек и прудов?
Чем она полезна?
14. Составление фигурки стрекозы из палочек (предваряется
объяснением и зарисовкой на доске)
15. Вспомнить и назвать вредных насекомых, и какой вред они наносят
(муха, комар, таракан – на лапках переносят микробы и опасные
болезни; гусеница, тля – питаются листьями и соком растений)
16. Образование притяжательных прилагательных.
Дидактическая игра «Чье брюшко, чьи лапки?»
Насекомые хотят поиграть с вами в прятки. Чтоб вы угадали, кто где
прячется
- За листком – комар, так как видны комариные лапки.