kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогическая статья "Страна пальчиковых игр для дошкольников с нарушениями зрения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целенаправленно приобретая игрушки для развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения, мы делаем существенный вклад в развитие дошкольника в дальнейшем!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая статья "Страна пальчиковых игр для дошкольников с нарушениями зрения"»

КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД №1 ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»






ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«страна пальчиковых игр для дошкольников с нарушениями зрения».



Логопед: Боярская Наталия Валентиновна














город Актау


Роль игрушки в развитии ребёнка сложно переоценить. Игрушки важны как для детей младенческого возраста, так и для детей дошкольного и раннего школьного возраста. Сегодня же, мы поговорим об игрушках для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в нашем коррекционном детском саду. Для начала нам необходимо понять: что же такое мелкая моторика рук. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук. Роль игрушки для развития мелкой моторики у детей заключается в том, чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитии ребёнка. Я, как логопед, рекомендую начинать заниматься развитием мелкой моторики малыша уже с восьмимесячного возраста путём активной тренировки пальцев ребёнка. Надо отметить, что у детей с нарушением зрения наблюдается общая моторная недостаточность, а также нарушения координации пальцев кисти рук. Дети с амблиопией и косоглазием испытывают трудности в координации рук и глаз, у них низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками письма и чтения, и они в большей степени нуждаются в развитии движения и тактильной чувствительности пальцев рук. Это в свою очередь в значительной степени компенсирует недостаточность зрения и речи. В свою очередь хочу отметить, что для того, чтобы увлекательно и занимательно проходило занятие по развитию мелкой моторики рук предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые вырабатывают ловкость, гибкость, подвижность кистей рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание и тем самым, развивать речь. Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики, которые я использую в нашем детском саду: игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т.д.); пальчиковые игры; лепка; массаж пальцев и кистей и многое другое. Рассмотрим некоторые виды игр:


Игрушки-шнуровки

Самые простые шнуровки предназначены для детей младшего дошкольного возраста, а для детей старшего дошкольного возраста более сложный вариант игр. В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а, следовательно – поэтапная подготовка ребёнка к письму. Таким образом, специальные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, которые имеют место на логопедических занятиях с детьми с нарушением зрения, воспитывают быстроту реакции, эмоциональную выразительность, развивают пространственное мышление, внимание, воображение, а главное - стимулируют речь. Из практики хочу отметить, что такие занятия очень нравятся детям, так как они удачно соединяют потребность в рифмованной речи и потребность в движении, присущие детям. Я полностью согласна с высказыванием В.А.Сухомлинского: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев».

Различные пирамидки


Пирамидки эти не простые, это – игрушки-развивалки, как для развития мелкой моторики, так и логического мышления ребёнка. Что же представляют собой современные пирамидки? Пирамидка – это одна из базовых развивающих игрушек для ребёнка конца первого, всего второго и третьего года жизни. Эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов. Существуют различные пирамидки с разной степенью сложности. Для самых маленьких нужно покупать пирамидку с минимальным количеством колец. После полутора лет ребёнок постепенно начинает осваивать понятие размера, благодаря чему собирает пирамидку в правильной последовательности колец. Для детей старше трёхгодичного возраста созданы сложные виды пирамид, так званые пирамидки-головоломки. Они представляют собой подставки с несколькими стержнями различных геометрических форм, на которые необходимо правильно нанизывать подходящие фигуры.

Кубики


Данная игрушка появляется в жизни малыша с самого раннего детства. При помощи кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома. Кроме того, продаются кубики с нанесёнными на них картинками (например, овощи, домашние животные, герои сказок), благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки. Это уже не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики.

Рамки и вкладыши

Пазлы, или рамки-вкладыши, способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Впервые такие рамки были использованы Марией Монтессори. Игра строится на сравнении отверстий в рамке и вкладыша. Общим результатом могут быть как просто собранные в рамку фигуры, так и более сложные композиции. Существуют как простые рамки-вкладыши для самых маленьких, так и более сложные для деток постарше.

Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки


Пальчиковые игры народная мудрость принесла к нам из глубины веков. Всем нам хорошо известны игры «Сорока-ворона», «ладушки», «Коза-рогатая» и многое другое. Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии малыша. Пальчиковые куклы могут быть как деревянными, так и мягкими тканевыми. Благодаря такому нехитрому театральному реквизиту, можно не только устроить кукольный спектакль в домашних условиях с участием вашего малыша, но и отлично потренировать маленькие пальчики.

Важно, чтобы работа по развитию мелкой моторики рук с детьми, имеющими нарушения зрения, имела специфическую направленность, проводилась в тесном взаимодействии с другими специалистами и охватывала различные стороны речевой, и познавательной деятельности детей. Только при таких условиях происходит развитие речи, которая становится важным компенсаторным фактором, стимулирующим развитие ребёнка с нарушением зрения, что способствует более успешному решению вопросов, связанных с их социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Взрослым всегда надо помнить, что чем «умнее» руки, тем умнее ребёнок. Целенаправленно приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, мы делаем существенный вклад в развитие малыша. Важно только помнить, что любая игрушки принесёт мало пользы, если малыш будет играть с нею в «гордом одиночестве». Лишь благодаря совместному «общему делу» логопеда, родителей и ребёнка получится хороший положительный результат.

Уважаемые родители, педагоги, хочется отметить, что, уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Учителя часто отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики руки помогают свои чадам в полной мере подготовиться к школьному обучению.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педагогическая статья "Страна пальчиковых игр для дошкольников с нарушениями зрения"

Автор: Боярская Наталия Валентиновна

Дата: 28.07.2018

Номер свидетельства: 475382

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня."
    ["seo_title"] => string(63) "ispolzovanie_zdorovesberegaiushchikh_tekhnologii_v_rezhime_dnia"
    ["file_id"] => string(6) "519982"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1568723967"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства