Педагогические подходы к обучению детей правилам современного этикета
Педагогические подходы к обучению детей правилам современного этикета
Самые первые представления о нормах поведения ребенок получает в семье и детском саду. В детском саду ребенок попадает в мир, в котором соблюдение правил поведения необходимо для нормального существования детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, и др., помогая ориентироваться в общественной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогические подходы к обучению детей правилам современного этикета»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Педагогические подходы к обучению детей правилам современного этикета»
Воспитатель
Алимагомедова З.З.
МБДОУ «ЯГОДКА»
мкр.Вынгапуровский
2018
Самые первые представления о нормах поведения ребенок получает в семье и детском саду. В детском саду ребенок попадает в мир, в котором соблюдение правил поведения необходимо для нормального существования детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, и др., помогая ориентироваться в общественной жизни.
Одни дети входят в сложный мир ощущения легко и свободно, другие пугаются, испытывают дискомфорт. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании норм человеческих отношений, в приобретении поведенческих ориентиров. Ребенок кое-что знает из родительских рассказов и самостоятельных наблюдений за окружающим миром. Наша задача – расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему.
В этикете особую значимость имеют нравственные аспекты, поэтому необходимо обращать внимание детей на то, что и почему хорошо или плохо. «Почему надо здороваться при встрече? Хорошо ли в гостях обижаться и капризничать?»
Следует выбрать правильный тон общения воспитателя и воспитанника. Обращаться к детям желательно по имени, их же приучать к обращению ко взрослым по имени и отчеству.
Испытывая радость от общения с воспитателем, дети верят в правоту его слов. В дошкольном возрасте важно формировать понимание своего места в мире. Отец и сын, старый и малый, воспитатель и воспитанник, - между ними нет равенства. Первые имеют опыт, знания и т.д. Вторые только начинают жить, приступают к познанию жизни. Воспитатель с детьми разбирает такие вопросы, как: кто ты в нашей группе, кем являются для тебя другие дети и воспитатель, с кем можно играть, кого следует слушаться, можно ли спорить, отстаивать свою точку зрения, надо ли помогать и ждать помощи от других и т.д.
Обучение дошкольников правилам этикета осуществляется в 2 этапа: на первом формируются первоначальные представления о правилах поведения; на втором в старшей и подготовительной группах даются понятия: «правила поведения их нравственная и эстетическая основа».
Для формирования этикетного поведения необходимы следующие условия:
Позитивный настрой. Нельзя обижать своих воспитанников, для чего используются обращения по именам, внимание, похвалы и т.д.
Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок оценивает взрослых, прощает или не прощает ошибки, допущенные ими.
Связь с семьей. Это условие позволяет выработать единство требований к ребенку.
Какие же способы педагогического воздействия на детей при обучении правилам этикета целесообразно использовать?
ПРИУЧЕНИЕ. Детям задают образец поведения и затем контролируют точность того или иного правила, например, за столом во время игры.
УПРАЖНЕНИЯ. То или иное действие многократно повторяется. При этом следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого действия.
Организация ВОСПИТЫВАЮЩИХ СИТУАЦИЙ. Приближает ребенок реальным жизненным ситуациям, условиям. (Например есть вилкой или ножом).
ПООЩРЕНИЕ. Широко используемый метод, реализуемый различными способами.
НАКАЗАНИЕ. Должно применяться только при условии невозможности использования других мер воздействия. Цель наказания – пробудить желание поступать хорошо, на основе норм этикета.
ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ. Является своеобразным наглядным образцом. Примером могут быть воспитатели, родители, дети, сказочные герои.
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ помогут более осознанному пониманию поведенческих правил, но применяя их, следует избегать скучных нотаций.
Нельзя забывать и о том, что обучение правильному поведению способствует речевому развитию детей.
Знать и уметь соблюдать правила этикета надо, а чтобы они вошли в привычку, обучать этому необходимо с самого раннего возраста.