Просмотр содержимого документа
«Педагогические рекомендации по использованию ТИКО»
педагогические рекомендации по использованию ТИКО
Использование ТИКО является началом формирования у детей 4-5 лет понятий и представлений из области геометрии, а также предполагает широкое приобщение к творческой конструкторской деятельности. Изучая форму и конструкцию предметов окружающего мира, дети знакомятся с понятиями «многоугольник», «пирамида», «призма», «ребро», «грань», «угол», «основание». Кроме того, они получают первоначальные представления о взаимосвязи формы геометрического тела с этими понятиями.
Все эти знания не должны рассматриваться как самоцель. Главная задача воспитателя состоит не в заучивании специальных терминов и формулировок, а в том, чтобы постепенно формировать у воспитанников созидательное отношение к вещи и окружающему миру в целом. Знакомство с объемными геометрическими формами на этом этапе происходит через изучение и конструирование предметов окружающего мира. С этой целью учащиеся включаются в процесс моделирования предметов с ярко выраженной формой.
Параллельно с решением разнообразных логических задач программа предусматривает и творчество иного плана – художественно-эстетического. Эти задания предполагают обязательное обогащение чувственного опыта ребенка. Поскольку успешность любых видов творчества прямо пропорциональна этому опыту и запасу впечатлений, их целенаправленное обогащение – один из главных компонентов программы. Прежде всего, на этом этапе дети учатся внимательно всматриваться в особенности объектов окружающего мира, определять их форму, сравнивать, мысленно преобразовывать, видеть прекрасное в обыденном.
Наблюдения: рассматривание объектов окружающего мира на предмет наличия симметрии и асимметрии, ритма элементов в их конструкциях; рассматривание предметов, поиск новых образов и образного сходства в формах различных объектов (на основе ассоциативно-образного мышления).
Логические задачи, задания на пространственное мышление:
Конструирование одних геометрических фигур из других; составление логического квадрата; достраивание симметричных форм; трансформация плоской фигуры в объемное тело; составление фигур различного периметра; поиск закономерностей в конструировании плоскостных узоров и орнаментов; классификация фигур по 2 – 3 признакам (цвет, форма, размер).
Тематическое конструирование:
в модуле «Объемное моделирование» разрабатываются и реализуются проекты по темам: «Животный мир», «Растительный мир», «Мой дом», «Мебель», «Посуда», «Детская площадка», «Техника», «Мячи», «Космодром».
Модуль «Плоскостное моделирование»
Исследование форм и свойств многоугольников (4 ч)
Поиск заданных фигур. Сравнение и конструирование четырехугольников.
Сказка «Геометрический лес» - находим в геометрическом лесу заданные фигуры. Игра «Найди пару». Понятия «многоугольник», «прямоугольник», «ромб». Конструирование по схеме «Автомобиль». (см. приложение № 1)
Сравнение и классификация (5 ч)
Классификация по 1 – 2 свойствам. Учить конструировать по контурной схеме. Развивать умение находить взаимосвязь между климатическими изменениями и характерными природными особенностями. Развивать речь детей с помощью игрового общения. Конструирование по контурной схеме «Жираф». (см. приложение №2)
Выявление закономерностей (5 ч)
Чередование по форме и по размеру.
Конструирование узора с чередованием фигур разного размера и формы. Диктант для конструирования «Робот». (см. приложение №3)
Комбинаторика (4 ч)
Комбинирование трех фигур.
Понятие «вариант». Вычисление всех возможных вариантов комбинирования с использованием трех фигур. Конструирование по схеме «Ворона». ( см. приложение № 1)
Пространственное ориентирование (9 ч)
Понятия «вправо», «влево».
Инсценировка сказки «Красная Шапочка». Изготовление декораций для сказки. Конструирование дорожки с несколькими поворотами «вправо» и «влево».
Выделение части и целого (4 ч)
Выделение заданного количества фигур из множества.
Работа с множеством чисел от 0 до 10. Поиск фигур определенного количества и формы. Конструирование по заданным условиям. 10