Просмотр содержимого документа
«Педагогические условия формировании словаря детей младшего дошкольного возраста»
Педагогические условия формировании словаря детей младшего дошкольного возраста
Языковая коммуникация в ее различных видах может осуществляться только при наличии определенного запаса слов и умения пользоваться им. Без слов – основной структурно-семантической единицы языка – невозможна речевая деятельность. Слово выступает строительным материалом – «кирпичом» – из которого выстраивается речь человека. Словарный состав языка исключительно богат и разнообразен. И при этом, он постоянно пополняется новыми единицами. Освоение словаря – необходимое условие правильного и точного выражения своих мыслей и чувств. Любое неверно использованное слово может вести к неясности или искажению мысли.
Периодом активного усвоения ребенком словарного состава родного языка, является младший дошкольный возраст. Своевременное формирование лексического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь как форма манифестации языка выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планирование и организация его поведения, формирование социальных связей. Все это – важнейшее средство опосредствованных психических процессов: памяти, восприятия, эмоций. Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, овладевают новыми словами, в процессе познания окружающего мира. Однако, при стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное развитие словаря. Значение словарной работы, куда включается и работа по усвоению дошкольником словарем существительных, в развитии личности ребенка осознавали теоретики и практики дошкольного образования. Закономерности усвоения словаря были раскрыты в трудах Л.А. Колуновой, Г.И. Николайчук, Ф.А.Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Э. Федеравичене и др. исследователей.
Благодаря усилиям ученых сегодня раскрыты цели и задачи словарной работы, ее основные принципы и методика осуществления. Исследователи А.М. Бородич В.В. Гербова, М.М. Конина, В.И. Логинова, О.И. Соловьева, М.Ф. Фомичева и др. показывают специфику словарной работы на занятиях и вне, открывают возможности использования всего многообразия наглядных, практических и словесных методов и приемов. Важнейшим методом развития словаря являются лексические упражнений. Они используются в решении всех задач словарной работы. Но наиболее существенен их вес в закреплении и активизации словаря детей. Словарные упражнения способствуют освоению слов в их обобщённых значениях, развитию как видовых, так и родовых понятий. Эффективность лексических упражнений в словарной работе, на наш взгляд, зависит от системности и планомерности их использования. Простота и легкость применения метода делает его универсальным как в плане внедрения в разные формы непосредственно-образовательной деятельности, так и применения в быту, в процессе осуществления всех режимных моментов. Обращение к лексическим упражнениям во время занятий должно, конечно же, связываться с его темой, содержанием, игровым сюжетом, в который вовлекает детей педагог и т.д. Здесь, на наш взгляд, многое определяется способностью воспитателя учитывать все имеющиеся на занятии возможности активизации речи каждого в отдельности ребенка. При этом с целью реализации вариативного компонента программы, наряду с федеральными программами и пособиями можно обратиться к материалам, отражающим региональную специфику дошкольного образования [1; 2]. Повседневный быт также предоставляет большие возможности обращения к лексическим упражнениям. Например, в умывальной комнате можно предложить детям сказать: вода какая? Мыло какое? Что можно мыть мылом? Полотенце какое? Руки теперь какие? И т.д. В процессе прогулки, привлекая внимание детей к тому или иному предмету, явлению, воспитатель может спросить: а небо сегодня какое? Деревья какие? Снег на теперь какой? Что делает ветер? и т.д. При этом самое главное – не охват детей всей группы, не «вытягивание» нужных ответов, а положительные эмоции, объединяющие детей и воспитателя едиными переживаниями красоты окружающего мира природы. Важно, чтобы дети почувствовали – воспитатель тоже «ищет» нужные слова, как и они, педагог тоже отправился «в поиск» за точным обозначением наблюдаемого.
Лексическими упражнениями важно охватить все части речи - активизировать имена существительные, прилагательные, глаголы и т.д. Данный метод практически незаменим в работе над смысловой стороной слова. Они подводят детей к осознанию того, что один и тот же предмет можно по-разному назвать (например, кошку – кисой, кисонькой, киской), а одно слово может назвать разные предметы (например, носик может быть чайника, у куклы). В целом, в младшем дошкольном возрасте, на наш взгляд, можно обратиться к следующим видам лексических упражнений: 1) подбор эпитетов к предмету. Например: мяч какой? – большой красивый, красный…; 2) узнавание предмета по эпитетам. Например: большой, лохматый, косолапый – кто это?; 3) подбор действий к предмету Например: погремушка – гремит, лежит, веселит…; 4) подбор слов-названий к словам-действиям. Например: едет, перевозит грузы, сигналит – машина; 5) составные части целого. Например: из чего состоит пирамидка? (колечки, стержень-палочка, колпачок-наконечник); 6) части целого. Например: кабина, кузов, колеса – что это? Машина. Организация дидактических лексических упражнений является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого умелого подхода в его использовании.
ЛИТЕРАТУРА 1. Артемьева Т. В., Михайлова С.Г., Н.В. Иванова. Ачасене шкулччен вĕрентмелли тĕслĕх программа. Пуплеве аталантарасси. Илемлĕ литературăпа паллаштарасси. Вырăс (тăван мар) чĕлхене вĕрентесси. – Шупашкар : Чăваш кĕнеке издательстви: 2015. - 95 с. 2. Артемьева Т. В., Михайлова С. Г. О литературном образовании в современных чувашских национальных дошкольных образовательных учреждениях // Культурогенезные функции образования : развитие инновационных моделей : сб.науч.ст. / под ред Т.Н. Семеновой. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед.ун-т, 2015. – С. 35 – 37.