2.Цель проекта: создание эффективных условий для художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
3.Задачи проекта:
1.изучить психолого-педагогическую литературу по художественно-творческому развитию детей посредством музейной педагогики.
2.выявить уровень художественно-эстетического развития детей.
3.разработать систему работы по художественно-эстетическому развитию детей, использую основные направления музейной педагогики, выявить наиболее эффективные формы и методы работы с дошкольниками и оформить результаты работы.
4.Срок реализации проекта: 1 год
5.Участники проекта: дети подготовительной группы и их родители.
Одной из важнейших задач современного дошкольного образования по ФГОС является формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Современная жизнь подчинена очень быстрому темпу, человек должен очень быстро ко всему адаптироваться. Особенно тяжело приходится ребенку дошкольного возраста, когда у него нет еще большого социального опыта. Такой темп жизни накладывает отпечаток на его психическое развитие и все его познавательные процессы. В связи с этим актуальным становится поиск новых моделей и форм организации всей деятельности детей в условиях воспитания и обучения в дошкольном учреждении. Обучение и воспитание дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии.
Музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения, создает условия для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы. Важное место среди них занимает художественно-эстетическое развитие детей. Для этого необходимо создать условия, при которых маленький человек будет способен заинтересованно воспринимать разнообразные явления и факты культуры, соотнося их с собственной жизнью и накопленным опытом. Именно это значение музейной педагогики и подтолкнуло меня к выбору данной темы.
Сейчас, когда на ребенка обрушивается огромное количество информации, возрастает актуальность воспитания детей на лучших образцах художественно-литературного искусства. Глубина восприятия увиденного и последующая творческая деятельность прямо пропорциональны, поэтому, чем более сильным будет воздействие произведений искусства на ребенка, тем больше возможностей для развития его творческого потенциала. Все увиденное и услышанное ребенок осмысливает и свое понимание окружающей жизни, и отношение к ней выражает в рисунке, игре, рассказе. Задача педагогов – познакомить детей с лучшими произведениями искусства и с их помощью развить творческие способности.
8.Предполагаемые результаты:
Воспитание у дошкольников и их родителей основ музейной культуры.
Формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному, природному наследию через историю родного города;
Воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма;
Развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов.
Формирование личностно-ориентированной совместной деятельности детей со взрослыми на материале музейной практики.
Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Развитие сотрудничества педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и сотрудниками музеев города.
9.Теоретическое обоснование проекта:
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, который выделил дошкольное образование в отдельную первую ступень общего образования. Дошкольное образование вышло на новый уровень своего развития. В рамках ФГОС теперь выделено 5 образовательных областей, где художественное творчество, наряду с чтением художественной литературы и музыкальной деятельностью, выделены в образовательную область художественно-эстетическое развитие. В рамках этой выпускной работы будет рассматриваться новая образовательная область – художественно-эстетическое развитие. По ФГОС художественно-эстетическое (или художественно-творческое развитие) предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Радость познания и удовольствия от рассматривания – явления сходные и одновременные. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представлениями о мире, поэтому современные родители стремятся к более раннему приобщению детей к музею.
Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию. Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Если взрослые склонны посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают.
Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний, выступает творческая работа как самый естественный для детей способ освоения информации.
Формирование творческих способностей, культурного и эстетического сознания невозможно без непосредственного соприкосновения детей с реалиями прошлого. В то же время встреча современного дошкольника с предметным миром прошлых лет не предусмотрена в программе. Поэтому музейная педагогика предполагает обязательное включение музея в единое образовательно-воспитательное пространство.
9.1.Музейная педагогика в системе художественно-эстетического развития детей.
Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.
Ф. Дзери
Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами как: музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах и России она зародилась более 100 лет назад, сам термин, «Музейная педагогика» начал употребляться в нашей стране только в 70-е годы.
Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится все более привычной в практике духовно-нравственного, художественно-эстетического, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания детей в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, его информатизации, ориентированное на сотрудничество музея и детского сада, — суть новой образовательной парадигмы XXI в.
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста. Реализуя государственный образовательный стандарт в дошкольных учреждениях по разделу: «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», а также, работая над нравственно - патриотическим воспитанием дошкольников, мы столкнулись с некоторыми трудностями. Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами. В дошкольном учреждении нет достаточной материальной базы для полноценного изучения данного раздела, нет соответствующей развивающей среды и методического обеспечения, и именно здесь нам на помощь приходит музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.
Один из самых авторитетных исследователей детского дошкольного возраста А.В.Запорожец показал, что центральными достижениями психического развития в этом периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Так вот, музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции – вопрос содержания музейных экспозиций. Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.
Цель музейно-педагогической работы с детьми — не только сообщение им определенного количества качественной информации, но и пробуждение творческой активности. Потенциал музея, экспозиция которого включает памятники материальной и духовной культуры, помогает формировать и развивать художественно-творческие способности ребенка.
9.2.Научные основы музейной педагогики
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике:
«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями». За короткое время существования сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в нашу педагогическую практику, о чем свидетельствуют многочисленные музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.
Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии.
Методология, как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности музейной педагогики, имеет важное значение. Только через междисциплинарное осмысление музея как образовательной среды можно выйти на определение понятийного ряда музейной педагогики и научную постановку её целей и задач.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
Воспитание любви к детскому саду, уважения к воспитателям, работникам ДОУ;
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Н.А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:
- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
- просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта;
Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к ней.
Функциями музеев в настоящее время выступают не только сохранение и представление обществу материальных культурных ценностей, но и создание современных социально-ориентированных программ, экспозиций нового поколения (интерактивные, мультимедиа, видео-инсталляции), разработка программ музейных занятий, учитывающих особенности восприятия, интересов, моделей поведения у детей разных возрастов.
9.3.Технология музейной педагогики
Технология музейной педагогики, как и любая другая, требует системного метода ее введения в образовательное пространство учреждения.
Здесь можно выделить три основных этапа:
1. Предварительный (аналитико-исследовательский).
На данном этапе методической службой планируется и организуется работа по изучению научно-педагогической литературы, сбор материалов и создание, составление картотеки библиотечного фонда по этому направлению, работа с интернет-ресурсами, посещение музеев города, совместная работа с музеями по организации обучающих лекций музейных специалистов для педагогов, анкетирование родителей и педагогов, семинары, семинары-практикумы.
2. Вводный, подготовительный.
Работа по введению в педагогический процесс детского образовательного учреждения музейной педагогики идет на двух уровнях: по горизонтали – с педагогами, родителями, с выстраиванием путей сотрудничества с музеями области, города. По вертикали эта работа продолжается с родителями и, наконец, с воспитанниками. Эта работа рассчитана на работу с разновозрастным детским коллективом, не привязана к жестким срокам реализации ее этапов. Переход к последующим этапам осуществляется по мере решения задач предыдущих этапов. Разработка музейного комплекса в детском саду, включающего в себя мини-музеи в групповых помещениях – это основная цель данного этапа. Реализации этой цели подчинена предварительная и сопроводительная работа с родителями и воспитанниками: беседы, анкетирование, родительские собрания по выбору тематики и направленности мини-музея в группе. Эта работа может продолжаться в течение 1-го полугодия, всего учебного года. Так это – самый ответственный момент в организации учебно-воспитательной работы педагогов, родителей и воспитанников группы.
Мини-музей по сути является основным структурным подразделением музейной педагогики. Поэтому выбор тематики представляет огромное значение, так как работа мини-музеев – это не кратковременный проект, нужно учесть озвученные желания детей, интересы родителей, ведь как раз и они станут активными участниками и разработчиками общих идей по содержанию, оснащению мини-музея, также не следует забывать и тот факт, что дети будут расти, а значит - будут изменяться и возрастные их особенности и предпочтения, таким образом следует учесть перспективы развития мини-музея по всем разделам программы воспитания и обучения детей, его учебный потенциал.
3. Практический.
Это планирование совместной работы детского сада и музеев города и области, перспективное планирование деятельности мини-музев групп, планирование работы по сотрудничеству между мини-музеями других групп; и их реализация, охватывающего все сферы деятельности педагога с детьми – учебную, совместную с педагогом, самостоятельную, свободную, с родителями.
При выборе той или иной формы, методов-приемов всегда надо исходить из их уместности и целесообразности, и, конечно, из цели и материала образовательной деятельности.
Формы работы в организованной совместной деятельности педагога с детьми:
- практические опыты;
- разработка и изготовление детских коллективных и индивидуальных работ-экспонатов;
- выставки;
- экспресс выставки;
- чтение художественной литературы;
- сюжетно-ролевые игры;
- подвижные народные игры;
- театрализованные игры;
- игры-драматизации;
- посиделки фольклорные с песнями;
- беседы;
- поисковая работа;
- запись рассказов детей на электронный носитель (аудио, видео);
- занимательные познавательные и творческие задания (ребусы, логогрифы, составление словариков и др.);
- праздники (развлечения, конкурсы, викторины и т. п.);
- проекты;
- экскурсии в музеи;
- совместные мероприятия с музеями;
Музейная информация активно усваивается в процессе игровой деятельности. Игра в жизни дошкольников – ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленного манипулирования с предметами: пробуждается творческое начало, развивается воображение. И для того чтобы ребенок обогатился новыми знаниями и впечатлениями, необходимо постоянное закрепление музейного материала, возвращение к уже увиденному и услышанному.
Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Но в тоже время подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования:
Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;
Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;
Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.
Особая проблема – отбор экспонатов. Музейная среда, как правило, чрезвычайно насыщена: это вызывает быстрое появление усталости, особенно у детей. Поэтому количество демонстрированных предметов следует ограничивать, действуя по принципу «лучше меньше, да лучше».
Специфичные для музейной педагогики приемы и методы, такие как репортажи, игры-экскурсии, рассказы детей-гидов, экскурсы в историю предметов, выставки, экспресс-выставки, где приоритетная роль и действия отводятся детям, где именно ребенок выступает главным лицом и персонажем, развивают речевое творчество, формируют духовно-нравственные ценности и социальные компетенции дошкольников. Одно из важных моментов в работе по музейной педагогике – это сотрудничество с объектами искусства и культуры, т. е. музеями. Наш детский сад активно сотрудничает с работниками музеев города. Например, в рамках программы по знакомству с творчеством художника, нашего земляка, А.Пластова проводятся регулярные поездки в областные музеи, где проводятся не только экскурсии, но и различные культурные и творческие мероприятия и мастер-классы. Важное значение, при этом, имеет сотрудничество с работниками музея, с которыми предварительно обсуждается программа мероприятий. Эта работа носит целенаправленный характер по перспективному планированию совместных мероприятий.
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;
- раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
- объяснять учебный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные нетрадиционные формы организованных образовательной и совместной с педагогом деятельности детей;
- формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире.
Музейная педагогика, изначально решая педагогические задачи по обучению и воспитанию детей, параллельно трансформирует их в психологические, когда ребенок включается в совместно-взрослую деятельность по решению поставленной проблемной ситуации, или задачи и принимает ее уже внутренне. У дошкольника зарождается интерес, и это находит свое отражение в его мыслях, предполагаемых действиях, что положительно влияет на его эмоциональную психологическую сферу. Все, что интересно ребенку, приобретает для него ценность. В итоге у ребенка повышается мотивация к обучению, уровень и качество приобретаемых знаний.
9.4. Мини-музеи
Реализуя государственный образовательный стандарт в дошкольных учреждениях по нравственно - патриотическому воспитанию и художественно-творческому развитию дошкольников, мы столкнулись с некоторыми трудностями. Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами. В дошкольном учреждении нет достаточной материальной базы для полноценного изучения данного раздела, нет соответствующей развивающей среды и методического обеспечения, и именно здесь нам на помощь приходит музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей. Поэтому хочется остановиться на организации мини- музеев в ДОУ.
В условиях нашего города много музеев, но ориентированы они в основном на школьников. Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.
Проблему решает создание мини-музеев в ДОУ т.к. они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ средств музееведения и музейной педагогики, создание в МДОУ музейно-образовательного пространства центром которого является мини-музей.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п.
Мини-музей способствует решению следующих задач:
- реализация направления «музейная педагогика»;
- обогащение предметно-развивающей среды в группе;
- обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
- формирование у дошкольников представлений о музее;
- расширение кругозора у дошкольников;
- развитие познавательной деятельности;
- развитие творческих способностей и творческой деятельности;
- формирование проектно - исследовательской деятельности у детей;
- формирование способностей самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
- Развитие творческого и логического мышления, воображения.
Формы работы в мини-музее:
1.беседы с детьми
2.экскурсии для детей и родителей
3. самостоятельное рассматривание экспонатов
4. мастер-класс по изготовлению экспонатов
5. работа творческой группы по пополнению мини-музея экспонатами.
В ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры -графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Вся эта работа не простая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей – их развитость, активность, умение ладить в коллективе, проявление их любви к своей родине, и, несомненно, широкий простор их творческих способностей.
Экскурсии:
В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог. Это обусловлено тем, что дети особенно расположены к общению. Вопросы, которые им задаются, носят отнюдь не риторический характер, каждый из них обычно подразумевает конкретный ответ, который дети дают хором или поодиночке. Его можно оспорить, с ним можно согласиться, но главное: он стимулирует дальнейший ход беседы. Предпочтение следует отдавать не вопросам на знания (хотя и они необходимы), а тем, которые требуют работы воображения, обращения к собственному жизненному опыту и, что более важно побуждает к детальному рассматриванию, наблюдению, к отгадыванию смысла и значения того, что видит ребенок.
Где расположить мини-музеи:
Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины». Даже в стесненных условиях можно найти место для организации мини-музея. Это может быть картонная ширма-раскладушка, используемая как передвижной мини-музей. У любого места расположения могут быть и плюсы и минусы. Идеальных условий нет, если это не предусмотрено в проекте застройки детского сада.
Размещение мини-музея в групповом помещении:
Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для своих сюжетных и творческих игр. Однако, расположение мини-музея в группе имеет минусы. Доступ к этому имеет одна группа. Удаленность от раздевальной комнаты ограничивает свободное общение детей с родителями по теме музея. Кроме того, родители других групп не имеют полного представления о работе музея.
Размещение мини-музея в раздевальной комнате:
Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, как и в группе. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея.
Размещение мини-музея в холлах.
В этом варианте мини-музея находятся в общедоступном месте, что дает возможность посещать их в любое удобное время. Рассматривать экспозиции могут все родители, в том числе индивидуально со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения. В тоже время открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.
Внимание детей дошкольного возраста еще не достаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет зависеть от удачного расположения и привлекательности экспонатов.
Работу по созданию мини-музея можно разделить на 3 этапа:
1.Подготовительный этап:
В начале работы коллектив группы (Дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.
2. Практический этап.
Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.
3. Подведение итогов.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
9.5. Мини-музей «Русская изба»
В нашем детском саду практически во всех группах есть мини-музеи на различную тематику, причем тематика и содержание постоянно меняется. Хочется отдельное внимание уделить мини-музею «Русская изба», все экспонаты которого были созданы из подручных материалов без особых затрат. Принимали участие и родители и дети, поэтому про каждый экспонат каждый из них может рассказать в подробностях. В каждый предмет этого музея вложена душа и детей и взрослых.
Цель:- познакомить детей с народной культурой, предметами русского быта. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи: - познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа; - познакомить детей с ведением хозяйства, предметами деревенского быта, домашней утварью, русской кухней; - дать понятия о мудрой науке строительства избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном убранстве избы, русском костюме; - дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т.д.; - закрепить знания о русских народных промыслах и их использовании в украшении быта русского человека; дать понятия о некоторых обычаях, обрядах, праздниках, традициях русских людей, о народном календаре; - привить ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства; - любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту; расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи и т.д. В нашем дошкольном учреждении созданы условия для реализации поставленных задач:- оформлены уголки по нравственно-патриотическому воспитанию в группах;- имеются выставки детских работ и иллюстративный материал по народно-прикладному искусству (творческой группой были разработаны рекомендации по оформлению этих уголков); - постоянно организуются выставки рисунков и поделок детей, имеется богатый материал по ознакомлению дошкольников с народно-прикладным творчеством;- творческой группой создан макет «Русская избы»; - особое внимание хочется обратить на мини-музей, организованный в нашем дошкольном учреждении, рассказать о системе работы в нем. В нашем мини-музее собраны предметы русского быта и предметы народного творчества.
Для решения задач необходимо объединение всего коллектива.
Формы работы с использованием мини-музея «Русская изба»:
- беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме, народные игры, игровые задания;
- экскурсии по экспозиции «Предметы русского быта», выставки детских работ, (исключительность музея в том, что дети могут не только рассмотреть предметы русского быта, но и потрогать их);
- календарные праздники, массовые мероприятия (Масленица, именины и т.д.);
- костюмированные праздники, ярмарки;
- театрализованная деятельность, драматизация русских народных сказок;
- концерты старших дошкольников, посвященных народной песне, музыке, игре на музыкальных инструментах;
Дети очень любят ходить в музей. Праздники стали живыми и интересными. Они гордятся своими предками, рассказывают друзьям, делятся с родными. Работа, которая проводится в данном направлении, помогает формировать у детей стойкий интерес к русской культуре, быту, устному народному творчеству, к русской культуре.
9.6.Анализ программы «От рождения до школы»
Наш детский сад, как и многие дошкольные учреждения, работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Программа «От рождения до школы» составлена и разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.). После разработки ФГОС Федеральные Государственные Требования являются уже не новым образовательным программным документом для дошкольных учреждений.
Реализация целей программы «От рождения до школы» осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения.
Программа содержит десять образовательных областей: «Познание», «Безопасность», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд», «Физическая культура», «Музыка», «Коммуникация» и «Социализация». И, конечно же, все образовательные области, как указывается в ФГТ, связаны друг с другом: читая, ребенок познает, познавая, черпает информацию из книг, рассказывает о том, что узнал, взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.
Образовательная область «Художественное творчество» является ведущей для художественно-эстетического развития, а также «Чтение художественной литературы» и «Музыка». Образовательная область «Художественное творчество» направлена на достижение развития у детей творческих способностей (рисование, лепка, аппликация, детское творчество, приобщение к изобразительному искусству). Художественное творчество всегда было важным направлением работы дошкольных учреждений.
Творчество для детей – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения от работы с традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности в своем творчестве. Творчество развивает не только художественные, но и интеллектуальные, универсальные способности ребенка. Поэтому важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Музейная педагогика дает широкие возможности для пробуждения творческих способностей детей. При посещении музеев дети расширяют свой кругозор, обогащают представления об окружающем мире, приобщаются к культуре своего народа и народов других стран. Они учатся рассуждать, сравнивать, исследовать, самостоятельно находить ответы или задавать вопросы. Откуда приходит к нам красота, кто и как ее создает, может ли ребенок постичь и самостоятельно создать красоту — вот те вопросы, которые поднимаются музейной педагогикой в детском саду.
9.7.Анализ программы «Детство»
Программа «Детство» под редакцией Бабаевой Т.И., Гогобидзе А.Г., Михайлова З.А. и др.: девиз программы – «Чувствовать – познавать – творить» - определяет три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность. Содержательная связь между разными разделами программ позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя – развивать интерес к творчеству, создать атмосферу коллективного творчества. Этому способствует словестное творчество и создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.
9.8.Анализ программы «Успех»
Задачи, содержание, объем образовательных областей, основные результаты освоения программы, подходы и принципы построения образовательного процесса отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской федерации в сфере дошкольного образования и являются обязательными составляющими реализации основных образовательных программ дошкольного образования. В программе также есть принцип интеграции образовательных областей, но она отличается наличием партнерской позиции взрослого.
В программе дан примерный перечень видов интеграции по всем образовательным областям, вот примерные виды интеграции области «Художественное творчество» - «Труд», «Безопасность», «Коммуникация», «Познание»(расширение кругозора в части изобразительного искусства), «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура»(развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства).
9.9.Федеральный опыт работы по развитию творческих способностей у детей
Пособие Комаровой Т.С. «Художественное творчество. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада»
В представлены программа, краткие методические рекомендации, планирование и содержание работы по освоению образовательной области «Художественное творчество» с детьми 6-7 лет.
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.
Представленные в книге темы разработаны с учетом возрастных возможностей и психологических особенностей детей 6-7 лет и основаны на следующих положениях.
Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы ДОУ и связана со всеми ее направлениями. Особо важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с разнообразными играми. Это повышает интерес к изобразительной деятельности, так и к игре.
Важное значение имеет создание эстетической развивающей среды для детей, а также уважительное отношение взрослых к результатам их художественной деятельности.
Пособие Чебан А. Я. Бурлаковой Л.Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой»
Выделяет основную цель - раскрыть воспитательные и образовательные возможности народной педагогики в процессе формирования личности ребенка, воспитать его добрым, милосердным, честным, трудолюбивым, скромным, ответственным. Пособие помогает сформировать основы нравственного поведения у детей дошкольного возраста. Пособие, разработанное на основе достижений народной педагогики, содержит интеграцию данного направления по реализации задач образовательных областей в ДОУ. Дано календарное тематическое планирование для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с разработанным приложением к нему.
10.Методика обследования
10.1. Обследование родителей
В основном все родители заинтересованы в воспитании своих детей. 83% родителей являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Однако 17% можно отнести к малоактивным семьям, а это значит, мы должны заинтересовать их, привлечь к совместной деятельности. Поэтому сначала мне хотелось уточнить представления родителей омузейной педагогике и уточнить их желание участвовать в педагогическом проекте. Анкета для родителей включала в себя следующие вопросы:
1. Планируете ли Вы досуг ребенка? (Да. Нет)
2. Посещаете ли вы с семьей театры? (Да. Нет)
3. Знает ли Ваш ребенок, что такое «театр»? (Да Нет)
4. Знаете ли вы о театрах Ульяновска, где идут детские постановки? (Да Нет)
5. Планируете ли Вы в ближайшее время посетить с ребенком детский театр?
(Да Нет)
6. Нужна ли Вам информация о театрах, где идут спектакли для детей 6-7 лет?
(Да Нет)
7. Ваш ребенок знает, что такое «музей»? (Да Нет)
8. Посещали ли Вы с ребенком музеи? (Да Нет)
9. Знаете ли Вы о музеях Ульяновска, где организованы детские экскурсионные программы? (Да Нет)
10. Нужна ли Вам информация о музеях, которые можно посетить с ребенком 4-5 лет? (Да Нет)
11. Собираете ли вы коллекции? (Да. Нет)
Чтобы проще было оценивать интересы родителей, я использовала два варианта ответа – «Да» и «Нет».
10.2. Обследование детей
В проекте участвовали дети подготовительной к школе группы в возрасте 6-7 лет. Мною была составлена таблица диагностики уровня развития детского творчества, где в правом столбце список детей подготовительной группы и 6 столбцов – критерии диагностики, по которым проводилось обследование детей. Изучив большое количество методической литературы, я не смогла прийти к выбору педагогического обследования дошкольников одного автора. Поэтому моя диагностика содержит разработки мониторинга нескольких авторов. Критерии мониторинга я взяла у В.Н.Косаревой и Е.Н.Ермолаевой, а оценочную систему для выявления у детей уровня развития детского творчества - у Котляковой Т.А.( см. литература). Разработки этих авторов мне кажутся наиболее удачными и подходят к требованиям диагностики творческих способностей детей.
Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставлялись баллы в каждой ячейке указанного критерия, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку:
Среднее значение = все баллы сложить по строке и разделить на количество критериев
(округлять до десятых)
Это – итоговый показатель по каждому ребенку.
Затем подсчитывалось количество детей с низким, средним, достаточным и высоким уровнем развития творческих способностей детей. По итогам составлена диаграмма с их процентными значениями.
11.Входная диагностика.
По результатам анкетирования родителей на начало проекта ответов «Нет», конечно же, было больше чем ответов «Да». Сомнения и неуверенность родителей сделали свое дело. Каждый человек ведет себя неуверенно, когда сталкивается с неизвестностью. Но по ходу проекта мнение родителей меняется в лучшую сторону.
Вариант ответа «Да» составил 33,1 % , а вариант ответа «Нет» - 66,9 %.
Наибольшее количество ответов «Да» было на вопрос – «Планируете ли вы досуг ребенка?». Конечно, каждый родитель думает о том, чем заняться с ребенком в свободное время. Но интересы и желания у всех разные.
Наибольшее количество ответов «Нет» на вопрос - «Собираете ли вы коллекции?», «Знаете ли вы о музеях нашего города, где организованы детские выставки?» и «Нужна ли вам информация о них?» Родители мало знакомы с информацией о музеях, и лишь небольшое количество родителей собирают коллекции различной направленности и приобщают к этому своих детей.
Диаграмма №1. Анализ анкет родителей на начало проекта (октябрь).
Кол-во ответов
Вопросы
Диаграмма №2. Сравнительный анализ анкет родителей на начало проекта (октябрь)
Кв.1 – ответы «Нет», Кв.2 – ответы «Да».
Диаграмма №3.Сравнительный анализ итоговых показателей уровня развития творческих способностей у детей на начало проекта (октябрь)
По итоговому показателю уровня развития творческих способностей детей на начало проекта наибольшее количество детей имели средний уровень развития – 64,3 % детей к общему числу детей (18 человек). Примерно одинаковое количество детей – 17,8% и 17,9% (по 5 человек) - имели достаточный и низкий уровень развития. А вот высокий уровень развития творческих способностей ни один ребенок не показал.
12. Направление работы, этапы, планирование.
Направление работы – познавательное, эстетическое, художественное.
Этапы работы:
Первый этап – подготовительный
Изучение методической литературы по теме;
Составление анкеты для родителей и проведение анкетирования;
Составление плана работы с родителями;
Составление перспективного плана работы с детьми;
Педагогическое обследование детей (входная диагностика);
Разработка и составление конспектов интегрированных занятий;
Составление дидактических игр;
Привлечение родителей к сбору и изготовлению материалов для мини-музея «Русская изба»;
Оформление картотеки народных подвижных игр, малых фольклорных форм (потешки, пословицы, поговорки);
Второй этап – основной
Оформление календарного плана работы с детьми;
Проведение досуга «Любят в праздники рядиться наши русские девицы»;
Организация мини-музея «Русская изба»;
Экскурсия в мини-музей «Русская изба» и в мини-музеи других групп;
Проведение интегрированных занятий по знакомству с русским бытом, ремеслами, национальным костюмом, национальной кухней, национальными праздниками и т.д.
Разучивание народных подвижных игр;
Использование составленных дидактических настольно-печатных игр по изучению русской народной культуры в педагогическом процессе;
Проведение музыкально-литературного вечера «Литературная гостиная»;
Составление и проведение консультаций для родителей по организации мини-музея;
Посещение музея народного творчества, Картинной галереи народного художника СССР А.А. Пластова;
Проведение совместного с работниками музея А.А.Пластова мероприятия по знакомству с предметами русского быта в рамках нашего детского сада;
Подготовка детей к роли экскурсовода.
Третий этап - заключительный
Открытие мини-музея «Русская изба»;
Выставка – галерея «Наши бабушки и дедушки»;
Проведение педагогического обследования детей (заключительная диагностика);
Анкетирование родителей на конец проекта;
Участие в проведении открытого образовательного салона «Волга – река мира и согласия» (Формирование толерантного отношения к народам Среднего Поволжья у подрастающего поколения);
Проведение викторины «Знатоки русской культуры».
Работа с детьми:
Интегрированные занятия: «Русский национальный костюм», «Быт русского народа»;
«Мы матрешки» (ФЭМП);
«Любят в праздники рядиться наши русские девицы» (Музыка, Познание);
Игры-развлечения «Достопримечательности нашего города», «Барыню сударыню принимайте в гости», «Мода из бабушкиного сундука»;
игры-путешествия «Зачем зерно в землю сажают», «Откуда родом самовар»;
Разучивание малых фольклорных форм и русских народных песен;
Экскурсия к памятнику А.А.Пластова;
Подготовка экскурсоводов в мини-музее «Русская изба»;
Рассматривание наглядно-демонстрационного материала, открыток, альбомов, фотографий по русской народной культуре в Ульяновской области и по творчеству художника А.А.Пластова;
Рисование о впечатлениях, полученных в музее народного творчества, в музее А.А. Пластова;
Лепка «Предметы русского быта» (коллективная работа), «Баранки» (выпечка к столу), «Филимоновские игрушки»;
Привлечение родителей к сбору материалов для мини-музея «Русская изба»;
Посещение музея народного творчества и музея А.А.Пластова;
Составление консультация для родителей;
Экскурсия к памятнику А.А. Пластова;
Привлечение родителей к сбору материала для составления картотеки народных подвижных игр, малых фольклорных форм; к сбору фотографий, открыток и составления альбомов.
13. Описание работы:
Для реализации проекта была проведена большая подготовительная работа. Был изучен большой объем методической литературы по теме проекта и составлен план работы по реализации проекта.
Важное значение имело привлечение родителей к участию проекта. Была составлена анкета и проведено анкетирование родителей, чтобы уточнить знания родителей о музейной педагогике.
В реализации проекта были использованы различные формы работы. Были организованы интегрированные занятия: «Русский национальный костюм», «Быт русского народа», «Мы матрешки» (ФЭМП), «Любят в праздники рядиться наши русские девицы» (Музыка, Познание). Проведен целый ряд бесед с детьми: «Бабушкин сундук», «Народные умельцы», «Филимоновские игрушки», «Золотая хохлома», «Голубая гжель», «А.А.Пластов из Прислонихи», «Кукла – оберег», «Наши бабушки», «Путешествие в прошлое предмета». Организованы и проведены игры-развлечения «Достопримечательности нашего города», «Барыню сударыню принимайте в гости», «Мода из бабушкиного сундука», а также игры-путешествия «Зачем зерно в землю сажают», «Откуда родом самовар». Также для организации занятий и свободной деятельности детей в утренние и вечерние моменты были составлены дидактические игры: «Угадай и назови», «Сундучок», «Собери картину», «Собери узор», «Угадай-ка», «Русская изба», «Найди отличия», «Матрешка», «Русский быт» и т.д. Особо понравилось детям разучивать народные песни, хороводы, наряжаться в национальные костюмы и демонстрировать свои актерские творческие способности в вечерах развлечения и музыкальных досугах.
Детям очень нравится, когда в музее можно не только рассмотреть предметы русского быта, но и потрогать их. Тем более, если все в этом музее набиралось и создавалось руками детей и их родителей. Дети могут рассказать про каждый экспонат мини-музея все: историю возникновения, применение, значение и кто участвовал в создании. Всем детям понравилось быть экскурсоводами, как взрослые знать обо всем и быть главными в музее.
Огромные впечатления дети получили после посещения музея народного творчества и галереи народного художника А.А. Пластова. Детям так понравилось, что они хотели прийти в музей еще раз.
Значительную помощь в организации работы с родителями оказали консультации для родителей. Глядя на своих детей, у родителей появился интерес к совместной работе с детьми. Родители стали интересоваться информацией о музеях и театрах нашего города, куда можно в свободное время пойти со своим ребенком.
Итоговым мероприятием стала викторина «Знатоки русской культуры», где дети смогли продемонстрировать все свои знания о культуре русского народа, о своем городе, раскрыли свои творческие способности. Родители и дети получили огромное удовольствие.
14. Заключительная диагностика.
По результатам анкетирования родителей на конец проекта ответов «Нет» стало меньше чем ответов «Да». Мнение родителей изменилось кардинально. Вариант ответа «Да» составил 84,7 % , а вариант ответа «Нет» - 15,3 %.
Наибольшее количество ответов «Да» на вопросы:
- «Планируете ли вы досуг ребенка?»,
- «Планируете ли Вы в ближайшее время посетить с ребенком детский театр?»,
- «Нужна ли Вам информация о театрах, где идут спектакли для детей 6-7 лет?»,
- «Ваш ребенок знает, что такое «музей»?»,
- «Посещали ли Вы с ребенком музеи?»,
- «Знаете ли Вы о музеях Ульяновска, где организованы детские экскурсионные программы?».
Наибольшее количество ответов «Нет» на вопрос:
- «Посещаете ли вы с семьей театры?»,
- «Знает ли Ваш ребенок, что такое «театр»?»,
- «Собираете ли вы коллекции?»(8 - 9 ответов из 28 возможных).
Диаграмма №4. Анализ анкет родителей на конец проекта (апрель).
Количество ответов
Вопросы
Диаграмма №5. Сравнительный анализ анкет родителей на конец проекта (апрель)
Кв.1. – ответы «Нет»;
Кв.2. – ответы «Да».
Диаграмма №4. Сравнительный анализ итоговых показателей уровня развития творческих способностей у детей на конец проекта (апрель)
По итоговому показателю уровня развития творческих способностей детей на конец проекта наибольшее количество детей показали достаточный уровень развития – 57,1 % детей к общему числу детей (16 человек). 32,2% детей (9 человек) показали высокий уровень развития, а средний уровень развития у 3 детей – это 10,7%. Детей с низким уровнем развития нет.
15. Сравнительный анализ результатов диагностики в начале и в конце проекта:
По результатам анкетирования родителей в начале проекта родители были мало заинтересованы в участии проекта, а также родители были мало знакомы с технологией музейной педагогики и значением музеев и театров в развитии их детей. Поэтому ответы с вариантом «Нет» значительно превышали ответы с вариантом «Да»(66,9% к 33,1%). Но на конец проекта ответы с вариантом «Да» в два раза превышали ответы с вариантом «Нет»(84,7% к 15,3%).
Высоким достижением стали показатели развития творческих способностей детей. На конец проекта 9 детей (32,2%) показали высокий уровень развития творческих способностей, тогда как на начало проекта с высоким уровнем развития не было ни одного ребенка. Количество детей с достаточным уровнем развития увеличилось в 3 раза - от 5(17,8%) детей до 16(57,1%). Количество детей со средним уровнем развития уменьшилось в 6 раз - от 18 детей (64,3%) до 3 детей (10,7%). Детей с низким уровнем развития творческих способностей на конец проекта совсем нет.
16. Отчет по проекту.
На конец проекта у детей проявляется устойчивый интерес в работе с мини-музеем. Им нравиться участвовать в его создании. Дети предлагают новые идеи по дальнейшей работе с мини-музеями в группе. Дети приобрели достаточный объем знаний о русской народной культуре – о предметах быта в русской избе, народных обычаях и традициях, и стараются передать свои знания детям других групп, проводя экскурсии по нашему музею. А также повысился уровень творческих способностей детей, которые они проявляют во всем. Дети стали любознательными, внимательными, творчески активными. В их творчестве проявляется художественный вкус, изюминка, индивидуальность. Дети хорошо овладели техниками и приемами в рисовании, лепке, аппликации, ручном труде. Родители активно стали участвовать в педагогическом процессе, в совместной деятельности с детьми, в общественной жизни детского сада.
17. Результаты проекта.
В какой-то момент наши дети начинают задавать совсем не детские вопросы: «Что такое искусство?», «В чем секрет красоты», «Почему все люди и народы на планете Земля разные?» и т.д. Бывает не просто ответить ребенку на подобные вопросы. И для решения этой проблемы на помощь приходит музейная педагогика.
По результатам изучения психолого-педагогической литературы, музейная педагогика, хоть и молодая отрасль педагогической науки, имеет свои проблемы. Несмотря на это, роль музейной педагогики настолько велика, что в скором времени без нее невозможно будет представить образовательную деятельность вообще.
В целом показатели результативности проекта говорят о положительной тенденции в работе средствами музейной педагогики. Методы музейной педагогики и формы работы с детьми положительно влияют на всестороннее развитие детей, в частности на художественно-эстетическое развитие детей. Об этом говорят все показатели диагностики. Конечно, не все предполагаемые результаты в ходе проекта были достигнуты.
В результате бесед с родителями и занятий с детьми, пришла к выводу, что современные родители заинтересованы в приобщении детей к историческим и культурным ценностям нашей страны. Я постоянно поддерживаю связь с родителями, ищу различные пути вовлечения их в процесс творческого развития детей. Стараюсь научить родителей умению наблюдать вместе с детьми, помогать им творчески видеть окружающий мир, вместе с ними переживать и размышлять. По-настоящему эффективной работа по развитию творческих способностей может быть только в том случае, если не только в детском саду, музее, но и дома внимание детей постоянно обращается на интересные явления в природе и окружающей жизни. В этом отношении чрезвычайно важна помощь родителей. Общение с родными для ребенка важнее всего, именно эти впечатления стремится он отобразить в своем творчестве.
Цель всей нашей работы – воспитать в детях любовь к культуре, искусству, развить творческое мышление, а также раскрыть индивидуальные способности детей и сформировать художественный вкус. Работа в музее идет, и я надеюсь, что дети пронесут через всю жизнь чувство прекрасного, потребность в общении с искусством, будут видеть только красоту в окружающем их мире.
Я хочу, чтобы лица моих воспитанников радостно сияли, музыка радовала их слух, произведения искусства радовали глаз, руки были ловкими и умелыми. Хочу, чтобы они были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.
Литература:
«Аркадий Александрович Пластов» А.М. Авдонин-Бирючевский.- У.: Корпорация технологий продвижения, 2006.
«Аленький цветочек: методическое пособие по нравственно - эстетическому развитию детей 3-7 лет в сельском ДОУ» Т.А. Котлякова, Н.Ю. Бурмистрова - У.: УИПК ПРО, 2012.
«Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.- СП: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2011
«Дошкольник. Образование. Социум». Методические рекомендации Афанасьевой Е.А. У.: 2007.
«Дошкольное воспитание» № 4. 2006. «Секреты музейной педагогики» М. Трунова.
«Дошкольное воспитание» № 10.2007. Ст. «Музейная педагогика для дошкольников» Т. В. Чумалова.
«Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в ДОУ» А.Н.Чуковская.- М.: Аркти, 2011.
«Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ» Е.А. Сыпченко.- СП: «Издательство Детство-Пресс», 2012.
«Как понять детский рисунок и развивать творческие способности ребенка» О.Л. Иванова, И.И. Васильева – М.: Сфера, 2010.
«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Подготовительная группа.-Волгоград: Учитель, 2012.
«Край родной, навек любимый…» Сборник метод.материалов по ознакомлению старших дошкольников с родным краем. У.:2009.
«Мини-музей в детском саду» Н.Я Рыжова., Л.В Логинова., А.И. Данюкова М.: Линка-Пресс, 2008.
«Музей в детском саду : беседы, экскурсии, творческие мастерские» Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной. М.: ТЦ Сфера, 2011.
«Музейная педагогика» М.: ТЦ Сфера, 2006.
«Музейная педагогика и школьный музей» Т.Б. Табардинова, Н.А. Аредакова. Учебно-методическое пособие. У.: УИПКПРО, 2009.
«Народная культура и традиции» В.Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2014.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013 № 1014.
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников». О.Л Князева, М.Д. Маханева. - Н. Новгород, 2007.
«Проблемы детского творчества и условия его развития в современном ДОУ: методические рекомендации» Т.А. Котлякова – У.: УИПК ПРО, 2012.
«Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Цветные ладошки» А.И. Лыкова – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
«Распахни окно в мир прекрасного» Выпуск 6: Музейная педагогика в образовательном процессе дошкольного учреждения: методическое пособие. У.: Корпорация технологий продвижения, 2007.
«Русские детские подвижные игры» Е.А. Покровский - М.: Сфера, 2009.
Указ президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг.» от 1.06.2012г.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации от 21.10.2012 г.
«Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет» В.Н. Косарева - Волгоград: Учитель, 2013.
«Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника» К.Ю Белая. М.: Школьная пресса, 2007.