kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический проект на тему:«Музейная педагогика в системе художественно-творческого развития детей»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект»

















Педагогический проект


на тему:


«Музейная педагогика в системе художественно-творческого развития детей»























Содержание


1.Вид проекта…………………………………………………………………………………........3

2.Цель проекта……………………………………………………………………………………...3

3.Задачи проекта……………………………………………………………………………………3

4.Срок реализации проекта………………………………………………………………………..3

5. Участники проекта………………………………………………………………………………3

6.Образовательная область………………………………………………………………………...3

7.Актуальность темы……………………………………………………………………………….3

8. Предполагаемые результаты…………………………………………………………………….4

9.Теоретическое обоснование проекта……………………………………………………………5

10.Методика обследования……………………………………………………………………….22

11.Входная диагностика…………………………………………………………………………..23

12.Направления работы, этапы, планирование…………………………………………………27

13.Описание работы………………………………………………………………………………29

14.Заключительная диагностика…………………………………………………………………31

15.Сравнительный анализ результатов…………………………………………………………..33

16.Отчет по проекту………………………………………………………………………………35

17.Результат проекта……………………………………………………………………………...35

18.Литература……………………………………………………………………………………..37

19.Приложение



















Педагогический проект


1.Вид проекта: исследовательский.


2.Цель проекта: создание эффективных условий для художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.


3.Задачи проекта:


1.изучить психолого-педагогическую литературу по художественно-творческому развитию детей посредством музейной педагогики.


2.выявить уровень художественно-эстетического развития детей.


3.разработать систему работы по художественно-эстетическому развитию детей, использую основные направления музейной педагогики, выявить наиболее эффективные формы и методы работы с дошкольниками и оформить результаты работы.


4.Срок реализации проекта: 1 год


5.Участники проекта: дети подготовительной группы и их родители.


6.Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».


7.Актуальность темы:

Одной из важнейших задач современного дошкольного образования по ФГОС является формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Современная жизнь подчинена очень быстрому темпу, человек должен очень быстро ко всему адаптироваться. Особенно тяжело приходится ребенку дошкольного возраста, когда у него нет еще большого социального опыта. Такой темп жизни накладывает отпечаток на его психическое развитие и все его познавательные процессы. В связи с этим актуальным становится поиск новых моделей и форм организации всей деятельности детей в условиях воспитания и обучения в дошкольном учреждении. Обучение и воспитание дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии.

Музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения, создает условия для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы. Важное место среди них занимает художественно-эстетическое развитие детей. Для этого необходимо создать условия, при которых маленький человек будет способен заинтересованно воспринимать разнообразные явления и факты культуры, соотнося их с собственной жизнью и накопленным опытом. Именно это значение музейной педагогики и подтолкнуло меня к выбору данной темы.

Сейчас, когда на ребенка обрушивается огромное количество информации, возрастает актуальность воспитания детей на лучших образцах художественно-литературного искусства. Глубина восприятия увиденного и последующая творческая деятельность прямо пропорциональны, поэтому, чем более сильным будет воздействие произведений искусства на ребенка, тем больше возможностей для развития его творческого потенциала. Все увиденное и услышанное ребенок осмысливает и свое понимание окружающей жизни, и отношение к ней выражает в рисунке, игре, рассказе. Задача педагогов – познакомить детей с лучшими произведениями искусства и с их помощью развить творческие способности. 



8.Предполагаемые результаты:

  • Воспитание у дошкольников и их родителей основ музейной культуры.

  • Формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному, природному наследию через историю родного города;

  • Воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма;

  • Развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов.

  • Формирование личностно-ориентированной совместной деятельности детей со взрослыми на материале музейной практики.

  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

  • Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

  • Развитие сотрудничества педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и сотрудниками музеев города.


9.Теоретическое обоснование проекта:


С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, который выделил дошкольное образование в отдельную первую ступень общего образования. Дошкольное образование вышло на новый уровень своего развития. В рамках ФГОС теперь выделено 5 образовательных областей, где художественное творчество, наряду с чтением художественной литературы и музыкальной деятельностью, выделены в образовательную область художественно-эстетическое развитие. В рамках этой выпускной работы будет рассматриваться новая образовательная область – художественно-эстетическое развитие. По ФГОС художественно-эстетическое (или художественно-творческое развитие) предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Радость познания и удовольствия от рассматривания – явления сходные и одновременные. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представлениями о мире, поэтому современные родители стремятся к более раннему приобщению детей к музею.

Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию. Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Если взрослые склонны посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают.

Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний, выступает творческая работа как самый естественный для детей способ освоения информации.

Формирование творческих способностей, культурного и эстетического сознания невозможно без непосредственного соприкосновения детей с реалиями прошлого. В то же время встреча современного дошкольника с предметным миром прошлых лет не предусмотрена в программе. Поэтому музейная педагогика предполагает обязательное включение музея в единое образовательно-воспитательное пространство.



9.1.Музейная педагогика в системе художественно-эстетического развития детей.


Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.

Ф. Дзери

Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами как: музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах и России она зародилась более 100 лет назад, сам термин, «Музейная педагогика» начал употребляться в нашей стране только в 70-е годы.

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится все более привычной в практике духовно-нравственного, художественно-эстетического, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания детей в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, его информатизации, ориентированное на сотрудничество музея и детского сада, — суть новой образовательной парадигмы XXI в.

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста. Реализуя государственный образовательный  стандарт в дошкольных учреждениях по разделу: «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», а также, работая над нравственно - патриотическим воспитанием дошкольников, мы столкнулись с некоторыми трудностями. Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами. В дошкольном учреждении нет достаточной материальной базы для полноценного изучения данного раздела, нет соответствующей развивающей среды и методического обеспечения,  и именно здесь нам на помощь  приходит музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.

Один из самых авторитетных исследователей детского дошкольного возраста А.В.Запорожец показал, что центральными достижениями психического развития в этом периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Так вот, музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции – вопрос содержания музейных экспозиций.  Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.

Цель музейно-педагогической работы с детьми — не только сообщение им определенного количества качественной информации, но и пробуждение творческой активности. Потенциал музея, экспозиция которого включает памятники материальной и духовной культуры, помогает формировать и развивать художественно-творческие способности ребенка.


9.2.Научные основы музейной педагогики

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике:

«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями». За короткое время существования сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в нашу педагогическую практику, о чем свидетельствуют многочисленные музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии.

Методология, как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности музейной педагогики, имеет важное значение. Только через междисциплинарное осмысление музея как образовательной среды можно выйти на определение понятийного ряда музейной педагогики и научную постановку её целей и задач. 

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи музейной педагогики:

  • Воспитание любви к детскому саду, уважения к воспитателям, работникам ДОУ;

  • Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

  • Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

  • Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

  • Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

  • Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

Н.А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:

- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

- просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта;

Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к ней.

Функциями музеев в настоящее время выступают не только сохранение и представление обществу материальных культурных ценностей, но и создание современных социально-ориентированных программ, экспозиций нового поколения (интерактивные, мультимедиа, видео-инсталляции), разработка программ музейных занятий, учитывающих особенности восприятия, интересов, моделей поведения у детей разных возрастов.



9.3.Технология музейной педагогики

Технология музейной педагогики, как и любая другая, требует системного метода ее введения в образовательное пространство учреждения.

Здесь можно выделить три основных этапа:

1. Предварительный (аналитико-исследовательский).

На данном этапе методической службой планируется и организуется работа по изучению научно-педагогической литературы, сбор материалов и создание, составление картотеки библиотечного фонда по этому направлению, работа с интернет-ресурсами, посещение музеев города, совместная работа с музеями по организации обучающих лекций музейных специалистов для педагогов, анкетирование родителей и педагогов, семинары, семинары-практикумы.

2. Вводный, подготовительный.

Работа по введению в педагогический процесс детского образовательного учреждения музейной педагогики идет на двух уровнях: по горизонтали – с педагогами, родителями, с выстраиванием путей сотрудничества с музеями области, города. По вертикали эта работа продолжается с родителями и, наконец, с воспитанниками. Эта работа рассчитана на работу с разновозрастным детским коллективом, не привязана к жестким срокам реализации ее этапов. Переход к последующим этапам осуществляется по мере решения задач предыдущих этапов. Разработка музейного комплекса в детском саду, включающего в себя мини-музеи в групповых помещениях – это основная цель данного этапа. Реализации этой цели подчинена предварительная и сопроводительная работа с родителями и воспитанниками: беседы, анкетирование, родительские собрания по выбору тематики и направленности мини-музея в группе. Эта работа может продолжаться в течение 1-го полугодия, всего учебного года. Так это – самый ответственный момент в организации учебно-воспитательной работы педагогов, родителей и воспитанников группы.

Мини-музей по сути является основным структурным подразделением музейной педагогики. Поэтому выбор тематики представляет огромное значение, так как работа мини-музеев – это не кратковременный проект, нужно учесть озвученные желания детей, интересы родителей, ведь как раз и они станут активными участниками и разработчиками общих идей по содержанию, оснащению мини-музея, также не следует забывать и тот факт, что дети будут расти, а значит - будут изменяться и возрастные их особенности и предпочтения, таким образом следует учесть перспективы развития мини-музея по всем разделам программы воспитания и обучения детей, его учебный потенциал.

3. Практический.

Это планирование совместной работы детского сада и музеев города и области, перспективное планирование деятельности мини-музев групп, планирование работы по сотрудничеству между мини-музеями других групп; и их реализация, охватывающего все сферы деятельности педагога с детьми – учебную, совместную с педагогом, самостоятельную, свободную, с родителями.

При выборе той или иной формы, методов-приемов всегда надо исходить из их уместности и целесообразности, и, конечно, из цели и материала образовательной деятельности.

Формы работы в организованной совместной деятельности педагога с детьми:

- практические опыты;

- разработка и изготовление детских коллективных и индивидуальных работ-экспонатов;

- выставки;

- экспресс выставки;

- чтение художественной литературы;

- сюжетно-ролевые игры;

- подвижные народные игры;

- театрализованные игры;

- игры-драматизации;

- посиделки фольклорные с песнями;

- беседы;

- поисковая работа;

- запись рассказов детей на электронный носитель (аудио, видео);

- занимательные познавательные и творческие задания (ребусы, логогрифы, составление словариков и др.);

- праздники (развлечения, конкурсы, викторины и т. п.);

- проекты;

- экскурсии в музеи;

- совместные мероприятия с музеями;

Музейная информация активно усваивается в процессе игровой деятельности. Игра в жизни дошкольников – ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленного манипулирования с предметами: пробуждается творческое начало, развивается воображение. И для того чтобы ребенок обогатился новыми знаниями и впечатлениями, необходимо постоянное закрепление музейного материала, возвращение к уже увиденному и услышанному.

Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Но в тоже время подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования:

  • Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;

  • Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;

  • Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.

Особая проблема – отбор экспонатов. Музейная среда, как правило, чрезвычайно насыщена: это вызывает быстрое появление усталости, особенно у детей. Поэтому количество демонстрированных предметов следует ограничивать, действуя по принципу «лучше меньше, да лучше».

Специфичные для музейной педагогики приемы и методы, такие как репортажи, игры-экскурсии, рассказы детей-гидов, экскурсы в историю предметов, выставки, экспресс-выставки, где приоритетная роль и действия отводятся детям, где именно ребенок выступает главным лицом и персонажем, развивают речевое творчество, формируют духовно-нравственные ценности и социальные компетенции дошкольников. Одно из важных моментов в работе по музейной педагогике – это сотрудничество с объектами искусства и культуры, т. е. музеями. Наш детский сад активно сотрудничает с работниками музеев города. Например, в рамках программы по знакомству с творчеством художника, нашего земляка, А.Пластова проводятся регулярные поездки в областные музеи, где проводятся не только экскурсии, но и различные культурные и творческие мероприятия и мастер-классы. Важное значение, при этом, имеет сотрудничество с работниками музея, с которыми предварительно обсуждается программа мероприятий. Эта работа носит целенаправленный характер по перспективному планированию совместных мероприятий.

Музейная педагогика дает возможность:

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;

- раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала;

- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

- объяснять учебный материал на простых и наглядных примерах;

- организовать интересные нетрадиционные формы организованных образовательной и совместной с педагогом деятельности детей;

- формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире.

Музейная педагогика, изначально решая педагогические задачи по обучению и воспитанию детей, параллельно трансформирует их в психологические, когда ребенок включается в совместно-взрослую деятельность по решению поставленной проблемной ситуации, или задачи и принимает ее уже внутренне. У дошкольника зарождается интерес, и это находит свое отражение в его мыслях, предполагаемых действиях, что положительно влияет на его эмоциональную психологическую сферу. Все, что интересно ребенку, приобретает для него ценность. В итоге у ребенка повышается мотивация к обучению, уровень и качество приобретаемых знаний.


9.4. Мини-музеи


Реализуя государственный образовательный стандарт в дошкольных учреждениях по нравственно - патриотическому воспитанию и художественно-творческому развитию дошкольников, мы столкнулись с некоторыми трудностями. Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами. В дошкольном учреждении нет достаточной материальной базы для полноценного изучения данного раздела, нет соответствующей развивающей среды и методического обеспечения,  и именно здесь нам на помощь  приходит музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей. Поэтому хочется остановиться на организации мини- музеев в ДОУ.

В условиях нашего города много музеев, но ориентированы они в основном на школьников. Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.

Проблему решает создание мини-музеев в ДОУ т.к. они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ средств музееведения и музейной педагогики, создание в МДОУ музейно-образовательного пространства центром которого является мини-музей.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п.


Мини-музей способствует решению следующих задач:

- реализация направления «музейная педагогика»;

- обогащение предметно-развивающей среды в группе;

- обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;

- формирование у дошкольников представлений о музее;

- расширение кругозора у дошкольников;

- развитие познавательной деятельности;

- развитие творческих способностей и творческой деятельности;

- формирование проектно - исследовательской деятельности у детей;

- формирование способностей самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

- Развитие творческого и логического мышления, воображения.

Формы работы в мини-музее:

1.беседы с детьми

2.экскурсии для детей и родителей

3. самостоятельное рассматривание экспонатов

4. мастер-класс по изготовлению экспонатов

5. работа творческой группы по пополнению мини-музея экспонатами.

В ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры -графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.

Вся эта работа не простая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей – их развитость, активность, умение ладить в коллективе, проявление их любви к своей родине, и, несомненно, широкий простор их творческих способностей.


Экскурсии:

В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог. Это обусловлено тем, что дети особенно расположены к общению. Вопросы, которые им задаются, носят отнюдь не риторический характер, каждый из них обычно подразумевает конкретный ответ, который дети дают хором или поодиночке. Его можно оспорить, с ним можно согласиться, но главное: он стимулирует дальнейший ход беседы. Предпочтение следует отдавать не вопросам на знания (хотя и они необходимы), а тем, которые требуют работы воображения, обращения к собственному жизненному опыту и, что более важно побуждает к детальному рассматриванию, наблюдению, к отгадыванию смысла и значения того, что видит ребенок.

Где расположить мини-музеи:

Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины». Даже в стесненных условиях можно найти место для организации мини-музея. Это может быть картонная ширма-раскладушка, используемая как передвижной мини-музей. У любого места расположения могут быть и плюсы и минусы. Идеальных условий нет, если это не предусмотрено в проекте застройки детского сада.

Размещение мини-музея в групповом помещении:

Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для своих сюжетных и творческих игр. Однако, расположение мини-музея в группе имеет минусы. Доступ к этому имеет одна группа. Удаленность от раздевальной комнаты ограничивает свободное общение детей с родителями по теме музея. Кроме того, родители других групп не имеют полного представления о работе музея.

Размещение мини-музея в раздевальной комнате:

Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, как и в группе. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея.

Размещение мини-музея в холлах.

В этом варианте мини-музея находятся в общедоступном месте, что дает возможность посещать их в любое удобное время. Рассматривать экспозиции могут все родители, в том числе индивидуально со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения. В тоже время открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.

Внимание детей дошкольного возраста еще не достаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет зависеть от удачного расположения и привлекательности экспонатов.

Работу по созданию мини-музея можно разделить на 3 этапа:

1.Подготовительный этап:

В начале работы коллектив группы (Дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

2. Практический этап.

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.

3. Подведение итогов.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.



9.5. Мини-музей «Русская изба»

В нашем детском саду практически во всех группах есть мини-музеи на различную тематику, причем тематика и содержание постоянно меняется. Хочется отдельное внимание уделить мини-музею «Русская изба», все экспонаты которого были созданы из подручных материалов без особых затрат. Принимали участие и родители и дети, поэтому про каждый экспонат каждый из них может рассказать в подробностях. В каждый предмет этого музея вложена душа и детей и взрослых.

Цель:- познакомить детей с народной культурой, предметами русского быта. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи: - познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа; - познакомить детей с ведением хозяйства, предметами деревенского быта, домашней утварью, русской кухней; - дать понятия о мудрой науке строительства избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном убранстве избы, русском костюме; - дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т.д.; - закрепить знания о русских народных промыслах и их использовании в украшении быта русского человека; дать понятия о некоторых обычаях, обрядах, праздниках, традициях русских людей, о народном календаре; - привить ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства; - любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту; расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи и т.д. В нашем дошкольном учреждении созданы условия для реализации поставленных задач:- оформлены уголки по нравственно-патриотическому воспитанию в группах;- имеются выставки детских работ и иллюстративный материал по народно-прикладному искусству (творческой группой были разработаны рекомендации по оформлению этих уголков); - постоянно организуются выставки рисунков и поделок детей, имеется богатый материал по ознакомлению дошкольников с народно-прикладным творчеством;- творческой группой создан макет «Русская избы»; - особое внимание хочется обратить на мини-музей, организованный в нашем дошкольном учреждении, рассказать о системе работы в нем. В нашем мини-музее собраны предметы русского быта и предметы народного творчества.

Для решения задач необходимо объединение всего коллектива.

Формы работы с использованием мини-музея «Русская изба»:

- беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме, народные игры, игровые задания;

- экскурсии по экспозиции «Предметы русского быта», выставки детских работ, (исключительность музея в том, что дети могут не только рассмотреть предметы русского быта, но и потрогать их);

- календарные праздники, массовые мероприятия (Масленица, именины и т.д.);

- костюмированные праздники, ярмарки;

- театрализованная деятельность, драматизация русских народных сказок;

- концерты старших дошкольников, посвященных народной песне, музыке, игре на музыкальных инструментах;

- изготовление поделок (игрушек, кукол, роспись, аппликация).

Дети очень любят ходить в музей. Праздники стали живыми и интересными. Они гордятся своими предками, рассказывают друзьям, делятся с родными. Работа, которая проводится в данном направлении, помогает формировать у детей стойкий интерес к русской культуре, быту, устному народному творчеству, к русской культуре.









9.6.Анализ программы «От рождения до школы»


Наш детский сад, как и многие дошкольные учреждения, работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Программа «От рождения до школы» составлена и разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.). После разработки ФГОС Федеральные Государственные Требования являются уже не новым образовательным программным документом для дошкольных учреждений.

Реализация целей программы «От рождения до школы» осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения.

Программа содержит десять образовательных областей: «Познание», «Безопасность», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд», «Физическая культура», «Музыка», «Коммуникация» и «Социализация». И, конечно же, все образовательные области, как указывается в ФГТ, связаны друг с другом: читая, ребенок познает, познавая, черпает информацию из книг, рассказывает о том, что узнал, взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

Образовательная область «Художественное творчество» является ведущей для художественно-эстетического развития, а также «Чтение художественной литературы» и «Музыка». Образовательная область «Художественное творчество» направлена на достижение развития у детей творческих способностей (рисование, лепка, аппликация, детское творчество, приобщение к изобразительному искусству). Художественное творчество всегда было важным направлением работы дошкольных учреждений.

Творчество для детей – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения от работы с традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности в своем творчестве. Творчество развивает не только художественные, но и интеллектуальные, универсальные способности ребенка. Поэтому важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Музейная педагогика дает широкие возможности для пробуждения творческих способностей детей. При посещении музеев дети расширяют свой кругозор, обогащают представления об окружающем мире, приобщаются к культуре своего народа и народов других стран. Они учатся рассуждать, сравнивать, исследовать, самостоятельно находить ответы или задавать вопросы. Откуда приходит к нам красота, кто и как ее создает, может ли ребенок постичь и самостоятельно создать красоту — вот те вопросы, которые поднимаются музейной педагогикой в детском саду.



9.7.Анализ программы «Детство»


Программа «Детство» под редакцией Бабаевой Т.И., Гогобидзе А.Г., Михайлова З.А. и др.: девиз программы – «Чувствовать – познавать – творить» - определяет три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность. Содержательная связь между разными разделами программ позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя – развивать интерес к творчеству, создать атмосферу коллективного творчества. Этому способствует словестное творчество и создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.


9.8.Анализ программы «Успех»


Задачи, содержание, объем образовательных областей, основные результаты освоения программы, подходы и принципы построения образовательного процесса отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской федерации в сфере дошкольного образования и являются обязательными составляющими реализации основных образовательных программ дошкольного образования. В программе также есть принцип интеграции образовательных областей, но она отличается наличием партнерской позиции взрослого.

В программе дан примерный перечень видов интеграции по всем образовательным областям, вот примерные виды интеграции области «Художественное творчество» - «Труд», «Безопасность», «Коммуникация», «Познание»(расширение кругозора в части изобразительного искусства), «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура»(развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства).



9.9.Федеральный опыт работы по развитию творческих способностей у детей


Пособие Комаровой Т.С. «Художественное творчество. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада»


В представлены программа, краткие методические рекомендации, планирование и содержание работы по освоению образовательной области «Художественное творчество» с детьми 6-7 лет.

Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.

Представленные в книге темы разработаны с учетом возрастных возможностей и психологических особенностей детей 6-7 лет и основаны на следующих положениях.

Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы ДОУ и связана со всеми ее направлениями. Особо важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с разнообразными играми. Это повышает интерес к изобразительной деятельности, так и к игре.

Важное значение имеет создание эстетической развивающей среды для детей, а также уважительное отношение взрослых к результатам их художественной деятельности.


Пособие Чебан А. Я. Бурлаковой Л.Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой»

Выделяет основную цель - раскрыть воспитательные и образовательные возможности народной педагогики в процессе формирования личности ребенка, воспитать его добрым, милосердным, честным, трудолюбивым, скромным, ответственным. Пособие помогает сформировать основы нравственного поведения у детей дошкольного возраста. Пособие, разработанное на основе достижений народной педагогики, содержит интеграцию данного направления по реализации задач образовательных областей в ДОУ. Дано календарное тематическое планирование для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с разработанным приложением к нему.


10.Методика обследования

10.1. Обследование родителей

В основном все родители заинтересованы в воспитании своих детей. 83% родителей являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Однако 17% можно отнести к малоактивным семьям, а это значит, мы должны заинтересовать их, привлечь к совместной деятельности. Поэтому сначала мне хотелось уточнить представления родителей о музейной педагогике и уточнить их желание участвовать в педагогическом проекте. Анкета для родителей включала в себя следующие вопросы:

1. Планируете ли Вы досуг ребенка? (Да. Нет)

2. Посещаете ли вы с семьей театры? (Да. Нет)

3. Знает ли Ваш ребенок, что такое «театр»? (Да Нет)

4. Знаете ли вы о театрах Ульяновска, где идут детские постановки? (Да Нет)

5. Планируете ли Вы в ближайшее время посетить с ребенком детский театр?

(Да Нет)

6. Нужна ли Вам информация о театрах, где идут спектакли для детей 6-7 лет?

(Да Нет)

7. Ваш ребенок знает, что такое «музей»? (Да Нет)

8. Посещали ли Вы с ребенком музеи? (Да Нет)

9. Знаете ли Вы о музеях Ульяновска, где организованы детские экскурсионные программы? (Да Нет)

10. Нужна ли Вам информация о музеях, которые можно посетить с ребенком 4-5 лет? (Да Нет)

11. Собираете ли вы коллекции? (Да. Нет)

Чтобы проще было оценивать интересы родителей, я использовала два варианта ответа – «Да» и «Нет».


10.2. Обследование детей


В проекте участвовали дети подготовительной к школе группы в возрасте 6-7 лет. Мною была составлена таблица диагностики уровня развития детского творчества, где в правом столбце список детей подготовительной группы и 6 столбцов – критерии диагностики, по которым проводилось обследование детей. Изучив большое количество методической литературы, я не смогла прийти к выбору педагогического обследования дошкольников одного автора. Поэтому моя диагностика содержит разработки мониторинга нескольких авторов. Критерии мониторинга я взяла у В.Н.Косаревой и Е.Н.Ермолаевой, а оценочную систему для выявления у детей уровня развития детского творчества - у Котляковой Т.А.( см. литература). Разработки этих авторов мне кажутся наиболее удачными и подходят к требованиям диагностики творческих способностей детей.

Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставлялись баллы в каждой ячейке указанного критерия, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку:


Среднее значение = все баллы сложить по строке и разделить на количество критериев

(округлять до десятых)

Это – итоговый показатель по каждому ребенку.

Затем подсчитывалось количество детей с низким, средним, достаточным и высоким уровнем развития творческих способностей детей. По итогам составлена диаграмма с их процентными значениями.



11.Входная диагностика.


По результатам анкетирования родителей на начало проекта ответов «Нет», конечно же, было больше чем ответов «Да». Сомнения и неуверенность родителей сделали свое дело. Каждый человек ведет себя неуверенно, когда сталкивается с неизвестностью. Но по ходу проекта мнение родителей меняется в лучшую сторону.

Вариант ответа «Да» составил 33,1 % , а вариант ответа «Нет» - 66,9 %.

Наибольшее количество ответов «Да» было на вопрос – «Планируете ли вы досуг ребенка?». Конечно, каждый родитель думает о том, чем заняться с ребенком в свободное время. Но интересы и желания у всех разные.

Наибольшее количество ответов «Нет» на вопрос - «Собираете ли вы коллекции?», «Знаете ли вы о музеях нашего города, где организованы детские выставки?» и «Нужна ли вам информация о них?» Родители мало знакомы с информацией о музеях, и лишь небольшое количество родителей собирают коллекции различной направленности и приобщают к этому своих детей.



Диаграмма №1. Анализ анкет родителей на начало проекта (октябрь).


Кол-во ответов

Вопросы





Диаграмма №2. Сравнительный анализ анкет родителей на начало проекта (октябрь)

Кв.1 – ответы «Нет», Кв.2 – ответы «Да».


Диаграмма №3.Сравнительный анализ итоговых показателей уровня развития творческих способностей у детей на начало проекта (октябрь)

Кв.1 – высший уровень; Кв.3 – средний уровень;

Кв.2 – достаточный уровень; Кв.4 – низкий уровень.



По итоговому показателю уровня развития творческих способностей детей на начало проекта наибольшее количество детей имели средний уровень развития – 64,3 % детей к общему числу детей (18 человек). Примерно одинаковое количество детей – 17,8% и 17,9% (по 5 человек) - имели достаточный и низкий уровень развития. А вот высокий уровень развития творческих способностей ни один ребенок не показал.











12. Направление работы, этапы, планирование.


Направление работы – познавательное, эстетическое, художественное.

Этапы работы:

Первый этап – подготовительный

  • Изучение методической литературы по теме;

  • Составление анкеты для родителей и проведение анкетирования;

  • Составление плана работы с родителями;

  • Составление перспективного плана работы с детьми;

  • Педагогическое обследование детей (входная диагностика);

  • Разработка и составление конспектов интегрированных занятий;

  • Составление дидактических игр;

  • Привлечение родителей к сбору и изготовлению материалов для мини-музея «Русская изба»;

  • Оформление картотеки народных подвижных игр, малых фольклорных форм (потешки, пословицы, поговорки);

Второй этап – основной

  • Оформление календарного плана работы с детьми;

  • Проведение досуга «Любят в праздники рядиться наши русские девицы»;

  • Организация мини-музея «Русская изба»;

  • Экскурсия в мини-музей «Русская изба» и в мини-музеи других групп;

  • Проведение интегрированных занятий по знакомству с русским бытом, ремеслами, национальным костюмом, национальной кухней, национальными праздниками и т.д.

  • Разучивание народных подвижных игр;

  • Использование составленных дидактических настольно-печатных игр по изучению русской народной культуры в педагогическом процессе;

  • Разучивание стихотворений, загадок, потешек, хороводов;

  • Разучивание русских народных песен;

  • Проведение музыкально-литературного вечера «Литературная гостиная»;

  • Составление и проведение консультаций для родителей по организации мини-музея;

  • Посещение музея народного творчества, Картинной галереи народного художника СССР А.А. Пластова;

  • Проведение совместного с работниками музея А.А.Пластова мероприятия по знакомству с предметами русского быта в рамках нашего детского сада;

  • Подготовка детей к роли экскурсовода.


Третий этап - заключительный

  • Открытие мини-музея «Русская изба»;

  • Выставка – галерея «Наши бабушки и дедушки»;

  • Проведение педагогического обследования детей (заключительная диагностика);

  • Анкетирование родителей на конец проекта;

  • Участие в проведении открытого образовательного салона «Волга – река мира и согласия» (Формирование толерантного отношения к народам Среднего Поволжья у подрастающего поколения);

  • Проведение викторины «Знатоки русской культуры».



Работа с детьми:


  • Интегрированные занятия: «Русский национальный костюм», «Быт русского народа»;

  • «Мы матрешки» (ФЭМП);

  • «Любят в праздники рядиться наши русские девицы» (Музыка, Познание);

  • Беседы:

«Бабушкин сундук», «Народные умельцы», «Филимоновские игрушки», «Золотая хохлома», «Голубая гжель», «А.А.Пластов из Прислонихи», «Кукла – оберег», «Наши бабушки», «Путешествие в прошлое предмета»;

  • Игры-развлечения «Достопримечательности нашего города», «Барыню сударыню принимайте в гости», «Мода из бабушкиного сундука»;

  • игры-путешествия «Зачем зерно в землю сажают», «Откуда родом самовар»;

  • Разучивание малых фольклорных форм и русских народных песен;

  • Экскурсия к памятнику А.А.Пластова;

  • Подготовка экскурсоводов в мини-музее «Русская изба»;

  • Рассматривание наглядно-демонстрационного материала, открыток, альбомов, фотографий по русской народной культуре в Ульяновской области и по творчеству художника А.А.Пластова;

  • Рисование о впечатлениях, полученных в музее народного творчества, в музее А.А. Пластова;

  • Лепка «Предметы русского быта» (коллективная работа), «Баранки» (выпечка к столу), «Филимоновские игрушки»;

  • Рисование «Золотая хохлома», «Голубая гжель», «Яркие матрешки»;

  • Ручной труд «Русская печка» (коллективная работа для мини-музея), кукла-оберег «Ангел»;

  • СРИ «Музей», изготовление билетов в музей;

  • Создание мини-музея «Русская изба»;

  • Составление дидактических игр:

«Угадай и назови», «Сундучок», «Собери картину», «Собери узор», «Угадай-ка», «Русская изба», «Найди отличия», «Матрешка», «Русский быт»;

  • Викторина «Знатоки русской культуры».


Работа с родителями:


    1. Анкетирование родителей;

    2. Привлечение родителей к сбору материалов для мини-музея «Русская изба»;

    3. Посещение музея народного творчества и музея А.А.Пластова;

    4. Составление консультация для родителей;

    5. Экскурсия к памятнику А.А. Пластова;

    6. Привлечение родителей к сбору материала для составления картотеки народных подвижных игр, малых фольклорных форм; к сбору фотографий, открыток и составления альбомов.


13. Описание работы:

Для реализации проекта была проведена большая подготовительная работа. Был изучен большой объем методической литературы по теме проекта и составлен план работы по реализации проекта.

Важное значение имело привлечение родителей к участию проекта. Была составлена анкета и проведено анкетирование родителей, чтобы уточнить знания родителей о музейной педагогике.

В реализации проекта были использованы различные формы работы. Были организованы интегрированные занятия: «Русский национальный костюм», «Быт русского народа», «Мы матрешки» (ФЭМП), «Любят в праздники рядиться наши русские девицы» (Музыка, Познание). Проведен целый ряд бесед с детьми: «Бабушкин сундук», «Народные умельцы», «Филимоновские игрушки», «Золотая хохлома», «Голубая гжель», «А.А.Пластов из Прислонихи», «Кукла – оберег», «Наши бабушки», «Путешествие в прошлое предмета». Организованы и проведены игры-развлечения «Достопримечательности нашего города», «Барыню сударыню принимайте в гости», «Мода из бабушкиного сундука», а также игры-путешествия «Зачем зерно в землю сажают», «Откуда родом самовар». Также для организации занятий и свободной деятельности детей в утренние и вечерние моменты были составлены дидактические игры: «Угадай и назови», «Сундучок», «Собери картину», «Собери узор», «Угадай-ка», «Русская изба», «Найди отличия», «Матрешка», «Русский быт» и т.д. Особо понравилось детям разучивать народные песни, хороводы, наряжаться в национальные костюмы и демонстрировать свои актерские творческие способности в вечерах развлечения и музыкальных досугах.

Детям очень нравится, когда в музее можно не только рассмотреть предметы русского быта, но и потрогать их. Тем более, если все в этом музее набиралось и создавалось руками детей и их родителей. Дети могут рассказать про каждый экспонат мини-музея все: историю возникновения, применение, значение и кто участвовал в создании. Всем детям понравилось быть экскурсоводами, как взрослые знать обо всем и быть главными в музее.

Огромные впечатления дети получили после посещения музея народного творчества и галереи народного художника А.А. Пластова. Детям так понравилось, что они хотели прийти в музей еще раз.

Значительную помощь в организации работы с родителями оказали консультации для родителей. Глядя на своих детей, у родителей появился интерес к совместной работе с детьми. Родители стали интересоваться информацией о музеях и театрах нашего города, куда можно в свободное время пойти со своим ребенком.

Итоговым мероприятием стала викторина «Знатоки русской культуры», где дети смогли продемонстрировать все свои знания о культуре русского народа, о своем городе, раскрыли свои творческие способности. Родители и дети получили огромное удовольствие.






14. Заключительная диагностика.

По результатам анкетирования родителей на конец проекта ответов «Нет» стало меньше чем ответов «Да». Мнение родителей изменилось кардинально. Вариант ответа «Да» составил 84,7 % , а вариант ответа «Нет» - 15,3 %.

Наибольшее количество ответов «Да» на вопросы:

- «Планируете ли вы досуг ребенка?»,

- «Планируете ли Вы в ближайшее время посетить с ребенком детский театр?»,

- «Нужна ли Вам информация о театрах, где идут спектакли для детей 6-7 лет?»,

- «Ваш ребенок знает, что такое «музей»?»,

- «Посещали ли Вы с ребенком музеи?»,

- «Знаете ли Вы о музеях Ульяновска, где организованы детские экскурсионные программы?».

Наибольшее количество ответов «Нет» на вопрос:

- «Посещаете ли вы с семьей театры?»,

- «Знает ли Ваш ребенок, что такое «театр»?»,

- «Собираете ли вы коллекции?»(8 - 9 ответов из 28 возможных).


Диаграмма №4. Анализ анкет родителей на конец проекта (апрель).


Количество ответов


Вопросы





Диаграмма №5. Сравнительный анализ анкет родителей на конец проекта (апрель)


Кв.1. – ответы «Нет»;

Кв.2. – ответы «Да».


Диаграмма №4. Сравнительный анализ итоговых показателей уровня развития творческих способностей у детей на конец проекта (апрель)


Кв.1 – высший уровень; Кв.2 – достаточный уровень;

Кв.3 – средний уровень; Кв.4 – низкий уровень.

По итоговому показателю уровня развития творческих способностей детей на конец проекта наибольшее количество детей показали достаточный уровень развития – 57,1 % детей к общему числу детей (16 человек). 32,2% детей (9 человек) показали высокий уровень развития, а средний уровень развития у 3 детей – это 10,7%. Детей с низким уровнем развития нет.


15. Сравнительный анализ результатов диагностики в начале и в конце проекта:

По результатам анкетирования родителей в начале проекта родители были мало заинтересованы в участии проекта, а также родители были мало знакомы с технологией музейной педагогики и значением музеев и театров в развитии их детей. Поэтому ответы с вариантом «Нет» значительно превышали ответы с вариантом «Да»(66,9% к 33,1%). Но на конец проекта ответы с вариантом «Да» в два раза превышали ответы с вариантом «Нет»(84,7% к 15,3%).

Высоким достижением стали показатели развития творческих способностей детей. На конец проекта 9 детей (32,2%) показали высокий уровень развития творческих способностей, тогда как на начало проекта с высоким уровнем развития не было ни одного ребенка. Количество детей с достаточным уровнем развития увеличилось в 3 раза - от 5(17,8%) детей до 16(57,1%). Количество детей со средним уровнем развития уменьшилось в 6 раз - от 18 детей (64,3%) до 3 детей (10,7%). Детей с низким уровнем развития творческих способностей на конец проекта совсем нет.
















16. Отчет по проекту.

На конец проекта у детей проявляется устойчивый интерес в работе с мини-музеем. Им нравиться участвовать в его создании. Дети предлагают новые идеи по дальнейшей работе с мини-музеями в группе. Дети приобрели достаточный объем знаний о русской народной культуре – о предметах быта в русской избе, народных обычаях и традициях, и стараются передать свои знания детям других групп, проводя экскурсии по нашему музею. А также повысился уровень творческих способностей детей, которые они проявляют во всем. Дети стали любознательными, внимательными, творчески активными. В их творчестве проявляется художественный вкус, изюминка, индивидуальность. Дети хорошо овладели техниками и приемами в рисовании, лепке, аппликации, ручном труде. Родители активно стали участвовать в педагогическом процессе, в совместной деятельности с детьми, в общественной жизни детского сада.



17. Результаты проекта.

В какой-то момент наши дети начинают задавать совсем не детские вопросы: «Что такое искусство?», «В чем секрет красоты», «Почему все люди и народы на планете Земля разные?» и т.д. Бывает не просто ответить ребенку на подобные вопросы. И для решения этой проблемы на помощь приходит музейная педагогика.

По результатам изучения психолого-педагогической литературы, музейная педагогика, хоть и молодая отрасль педагогической науки, имеет свои проблемы. Несмотря на это, роль музейной педагогики настолько велика, что в скором времени без нее невозможно будет представить образовательную деятельность вообще.

В целом показатели результативности проекта говорят о положительной тенденции в работе средствами музейной педагогики. Методы музейной педагогики и формы работы с детьми положительно влияют на всестороннее развитие детей, в частности на художественно-эстетическое развитие детей. Об этом говорят все показатели диагностики. Конечно, не все предполагаемые результаты в ходе проекта были достигнуты.

В результате бесед с родителями и занятий с детьми, пришла к выводу, что современные родители заинтересованы в приобщении детей к историческим и культурным ценностям нашей страны. Я постоянно поддерживаю связь с родителями, ищу различные пути вовлечения их в процесс творческого развития детей. Стараюсь научить родителей умению наблюдать вместе с детьми, помогать им творчески видеть окружающий мир, вместе с ними переживать и размышлять. По-настоящему эффективной работа по развитию творческих способностей может быть только в том случае, если не только в детском саду, музее, но и дома внимание детей постоянно обращается на интересные явления в природе и окружающей жизни. В этом отношении чрезвычайно важна помощь родителей. Общение с родными для ребенка важнее всего, именно эти впечатления стремится он отобразить в своем творчестве.

Цель всей нашей работы – воспитать в детях любовь к культуре, искусству, развить творческое мышление, а также раскрыть индивидуальные способности детей и сформировать художественный вкус. Работа в музее идет, и я надеюсь, что дети пронесут через всю жизнь чувство прекрасного, потребность в общении с искусством, будут видеть только красоту в окружающем их мире.

Я хочу, чтобы лица моих воспитанников радостно сияли, музыка радовала их слух, произведения искусства радовали глаз, руки были ловкими и умелыми. Хочу, чтобы они были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.



























Литература:

    1. «Аркадий Александрович Пластов» А.М. Авдонин-Бирючевский.- У.: Корпорация технологий продвижения, 2006.

    2. «Аленький цветочек: методическое пособие по нравственно - эстетическому развитию детей 3-7 лет в сельском ДОУ» Т.А. Котлякова, Н.Ю. Бурмистрова - У.: УИПК ПРО, 2012.

    3. «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.- СП: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2011

    4. «Дошкольник. Образование. Социум». Методические рекомендации Афанасьевой Е.А. У.: 2007.

    5. «Дошкольное воспитание» № 4. 2006. «Секреты музейной педагогики» М. Трунова.

    6. «Дошкольное воспитание» № 10.2007. Ст. «Музейная педагогика для дошкольников» Т. В. Чумалова.

    7. «Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в ДОУ» А.Н.Чуковская.- М.: Аркти, 2011.

    8. «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ» Е.А. Сыпченко.- СП: «Издательство Детство-Пресс», 2012.

    9. «Как понять детский рисунок и развивать творческие способности ребенка» О.Л. Иванова, И.И. Васильева – М.: Сфера, 2010.

    10. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Подготовительная группа.-Волгоград: Учитель, 2012.

    11. «Край родной, навек любимый…» Сборник метод.материалов по ознакомлению старших дошкольников с родным краем. У.:2009.

    12. «Мини-музей в детском саду» Н.Я Рыжова., Л.В Логинова., А.И. Данюкова М.: Линка-Пресс, 2008.

    13. «Музей в детском саду : беседы, экскурсии, творческие мастерские» Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной. М.: ТЦ Сфера, 2011.

    14. «Музейная педагогика» М.: ТЦ Сфера, 2006.

    15. «Музейная педагогика и школьный музей» Т.Б. Табардинова, Н.А. Аредакова. Учебно-методическое пособие. У.: УИПКПРО, 2009.

    16. «Народная культура и традиции» В.Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2014.

    17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013 № 1014.

    18. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников». О.Л Князева, М.Д. Маханева. - Н. Новгород, 2007.

    19. «Проблемы детского творчества и условия его развития в современном ДОУ: методические рекомендации» Т.А. Котлякова – У.: УИПК ПРО, 2012.

    20. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Цветные ладошки» А.И. Лыкова – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

    21. «Распахни окно в мир прекрасного» Выпуск 6: Музейная педагогика в образовательном процессе дошкольного учреждения: методическое пособие. У.: Корпорация технологий продвижения, 2007.

    22. «Русские детские подвижные игры» Е.А. Покровский - М.: Сфера, 2009.

    23. Указ президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг.» от 1.06.2012г.

    24. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

    25. Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации от 21.10.2012 г.

    26. «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет» В.Н. Косарева - Волгоград: Учитель, 2013.

    27. «Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника» К.Ю Белая. М.: Школьная пресса, 2007.

    28. «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа» Н.В. Ермолаева – СП: «Издательство Детство-Пресс», 2011.













Приложения


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педагогический проект

Автор: Костина Екатерина Михайловна

Дата: 19.02.2021

Номер свидетельства: 573627

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "piedagogichieskii_proiekt_modiel_ispol_zovaniia_mniemotiekhniki_v_tsieliakh_razv"
    ["file_id"] => string(6) "415684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494874816"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Педагогический проект "Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках географии" "
    ["seo_title"] => string(114) "piedaghoghichieskii-proiekt-ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "228734"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441470869"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Презентация педагогического проекта Профилактика суицидального поведения  подростков в школе"
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiia-piedaghoghichieskogho-proiekta-profilaktika-suitsidal-nogho-poviedieniia-podrostkov-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "276478"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452746675"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "Педагогический проект: Развитие творческих и исследовательских способностей на уроках технологии и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(172) "piedaghoghichieskii-proiekt-razvitiie-tvorchieskikh-i-issliedovatiel-skikh-sposobnostiei-na-urokakh-tiekhnologhii-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "152205"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420814175"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Педагогический проект "Пейте, дети, молоко - будете здоровы!" (для детей второй младшей группы) "
    ["seo_title"] => string(103) "piedaghoghichieskii-proiekt-pieitie-dieti-moloko-budietie-zdorovy-dlia-dietiei-vtoroi-mladshiei-ghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "141651"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418145925"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства