Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "История Урала в сказах П.Бажова для старших групп»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Солнышко»
Педагогическийпроект на тему:
«ИсторияУралавсказахП. П. Бажова»
(Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе творчества П. П. Бажова.)
Исполнители:
Бороздина Ольга Владимировна
Севастьянова Евгения Валерьевна
Кировград, 2022г.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые
закладываются в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеем потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Родина…… Она у каждого своя. Для кого-то это целая страна, для кого-то это милый сердцу уголок-его родной город. И сколько бы ни жил человек на земле, Родина для него одна.
Воспитание патриотических чувств- задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю. Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае.
Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный и удивительный. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае. Сказы П.П. Бажова универсальны, они хорошо воспринимаются и взрослыми, и дошкольниками. Творчество П.П. Бажова отвечает естественному желанию человека знать быт и традиции, особенности человеческого общения в той социокультурной среде, которую называют родным краем или малой Родиной. Именно ему принадлежат слова «Русский человек живёт с радугой в душе». Если маленький человек, начиная с детского сада будет не безразличен к обычаям своего края, к его прошлому и настоящему, будет гордиться своей Родиной, как большой, так и малой, то радуга в его душе не погаснет.
Главное в знакомстве со сказами нашего земляка не только первоначальные представления об истории своего края, а воспитание маленького гражданина через сопереживание героям сказов, восхищение их мужеством и мастерством, развитие чувства гордости за людей, прославивших Урал. Через восприятие, знания, поиск – формирование любви к своему родному краю.
Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Он рассказал нам о жизни и быте жителей древнего Урала. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный, удивительный. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.
Знакомство детей со сказами Бажова – это знакомство с историей Урала. Не все произведения писателя доступны для понимания дошкольников. Поэтому перед педагогом возникает проблема, какие сказы писателя наиболее доступны для восприятия детей старшего дошкольного возраста?
Объектисследования:творчество П. П. Бажова.
Предметисследования:восприятие детьми старшего дошкольного возраста сказов П.П.Бажова.
Гипотеза:будет ли способствовать знакомство со сказами уральского писателя воспитанию чувств патриотизма и любви к своему родному краю?
Для детей старших группы был разработан и реализован педагогический проект «История Урала в сказах П. П. Бажова».
Цельпроекта:
- формирование личности дошкольника на основе исторического, культурного, духовно- нравственного потенциала уральского региона через сказы П.П. Бажова.
Задачи:
1. Дать первоначальное представление детям старшего дошкольного возраста о многонациональной культуре Урала через знакомство со сказами П.П. Бажова.
2. Познакомить с обычаями и традициями уральского округа.
3. Формировать простейшие навыки и умения работы с художественным словом и речевого общения через театрализованную деятельность по сказам П.П. Бажова.
4. Развивать познавательную активность, пробуждать желание создавать красоту своими руками.
5. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта.
6. Воспитывать у детей чувство патриотизма, гордость за уральский край.
Образовательные области:
- Здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Создание условий:
- пополнение методического обеспечения образовательно-воспитательного процесса;
- приобретение, изготовление необходимого дидактического материала
- создание мини музея в группе;
-создание условий для самостоятельных игр.
Средства реализации проекта:
-устное народное творчество;
-художественная литература;
-непосредственно образовательная деятельность;
-иллюстрации к сказам П.П. Бажова;
-мультимедиа (фильмы, мультфильмы, презентации);
- настольно-печатные игры;
- материалы для продуктивной изобразительной деятельности;
- коллекция камней и минералов.
Проект:
- познавательно – творческий;
- краткосрочный, ноябрь 2022г.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап: определение цели и задачи проекта, разработка плана реализации проекта, определение ожидаемого результата, подготовка наглядных пособий, оснащение уголков, пошив костюмов, создание мини-музея
2. Практический: проведение мероприятий НОД, экскурсий, бесед, наблюдений, продуктивной творческой деятельности, работа с родителями
3. Заключительный: театрализация, выставка поделок выполненных детьми совместно с родителями на тему сказов П.П. Бажова
Участники проекта:
- воспитатели;
- дети;
- родители детей.
В законе «Об образовании» Российской Федерации провозглашается приоритет общечеловеческих ценностей, утверждение гуманистического характера образования как системы воспитания и обучения, осуществляемой в интересах личности, общества, государства. В концепции модернизации Российского образования особое внимание акцентируется на подготовке разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры. В связи с этим наиболее значимым в содержании эстетического воспитания дошкольников становятся проблемы передачи детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности.
Отечественные программы по дошкольному образованию нацеливают педагогов на ознакомление детей с «золотым фондом» культуры и художественной литературы родного края, с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства своего региона.
В региональном декоративно-прикладном искусстве проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: национальная психология, гуманизм, мудрость, смелость, стремление красоте, и вместе с тем, отчетливо прослеживается его специфика: история, нравы, обычаи, образ мышления эстетические вкусы.
Календарно-тематическое планирование
Этап
Сроки реализации
Название
Участники
I этап -подготовительный
Первая неделя ноября 2022г.
Подготовка художественной литературы,
подготовка наглядных пособий, оснащение уголков, пошив костюмов создание мини-музея
Воспитатели, родители, дети
II этап - основной
2-3 неделя ноября 2022г.
Беседы с детьми: «Как люди жили на Урале», «Правда это или вымысел?», «Красоты родного края», «Уральские мастера»
Воспитатели, дети, родители
Посещение Кировградского краеведческого музея
Воспитатели, дети, родители
Чтение книг, рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова
Воспитатели, дети, родители
Просмотр презентаций «Богатство горного Урала», «Мы живем на Урале»
Воспитатели, дети, родители
Виртуальная экскурсия в дом – музей П.П.Бажов
Воспитатели, дети, родители
Просмотр мультфильмов по сказам П.П.Бажова
Воспитатели, дети, родители
Посещение детской библиотеки
Воспитатели, дети, родители
Лепка «Ящерка»
Воспитатели, дети, родители
Рисование «Даренка и Муренка», «Огневушка - Поскакушка», раскрашивание раскрасок
Воспитатели, дети, родители
Экспериментирование (свойства воды и льда) «Создание самоцветов»
- создание мини – музея в группе «Сказочный мир Павла Бажова»;
-театрализация, показ детям из других групп детского спектакля по сказу П.П. Бажова «Серебряное копытце»;
- создание выставки работ детей совместно с родителями по сказам П.П. Бажова
- создание виртуальной экскурсии в мини-музей для детей родителей и педагогов
Воспитатели, дети, родители
Результаты проекта
В ходе проекта дети расширили знания о творчестве уральского сказочника П.П. Бажова. познакомились с его произведениями; совершенствовали навыки творческой продуктивной деятельности; обогатились знания детей о России, ее истории, обычаях, языке; формировали умение активно участвовать в реализации проекта; предметно – развивающая среда пополнилась макетами и поделками по сказам П. Бажова, оформлен мини-музей; обогатилась детская мини – библиотека; активизировалась творческая совместная деятельность сообщества – дети – родители – педагоги.
Таким образом, можно констатировать, что реализация педагогического проекта способствовала не только знакомству дошкольников с творчеством знаменитого уральского сказочника, но и позволила познакомить детей с историей Урала, воспитать чувство любви к своей малой Родине.