Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Наши храбрые мальчишки, наши нежные девчонки»
Педагогический проект
«Наши храбрые мальчишки, наши нежные девчонки
Дёмина М.Г
«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо
Проект для средней группы
«Наши храбрые мальчишки, наши нежные девчонки»
Тип проекта: Познавательно - творческий
Участники проекта: дети данной группы, педагоги, родители.
Сроки реализации: краткосрочный (март 2016)
Конечный продукт проекта:
Оформление стенда «Мы мальчишки и девчонки»
Оформление картотеки «Сюжетно-ролевые игры по гендерному воспитанию в ДОО»
Развлечение "Мальчики и девочки путешествуют по сказкам"
Проблема:
Наблюдая за детьми в группе, мы заметили, что многие наши девочки лишены нежности, скромности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Некоторые мальчики же, в свою очередь, не могут постоять за себя, слабы физически, лишены эмоциональной устойчивости и выносливости, у них отсутствовала культура поведения по отношению к девочкам.
Актуальность темы:
Социальные изменения в обществе привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Когда-то в России гендерное воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
В современном обществе существует такой вариант воспитания: и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели.
Научно доказано, что мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что, став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Паспорт педагогического проекта
«Наши храбрые мальчишки, наши нежные девчонки»
Цель проекта
Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерных особенностей.
Задачи реализации проекта
Образовательная
Формировать нравственно-волевые качества и способы поведения, характерные для мальчиков и девочек.
Дать представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины.
Воспитательная
Воспитание у детей положительного отношения к своему гендеру.
Воспитание культуры отношений между мальчиками и девочками.
Развивающая
Развивать умения использовать эти знания в различных жизненных ситуациях.
Развивать интерес к культуре своего народа, формировать представление о традициях воспитания мальчиков и девочек.
Взаимодействие с родителями
Консультации «Воспитываем мальчиков», «Какой мальчик не любит поиграть, какая девочка не любит поболтать!», «Пять заповедей отцовства»
Анкетирование для родителей – «Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин), уделяем ли внимание своему ребенку?»
План проекта
1. Подготовительный этап
Выбор темы проекта путем 3-х вопросов:
Что мы знаем о мальчиках, о девочках?
Что хотим узнать?
Откуда можно узнать?
Подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме проекта;
— подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности:
— подготовка справочно–информационного материала для педагогов и родителей.
Диагностическая беседа с детьми для выявления уровня знаний ребенка об осознании будущей социальной семейной роли – женщины – мамы, мужчины – папы.
Тест-опрос детей «Любимые игры мальчиков (девочек?»
Рисуночный тест для детей «Кем я хочу стать»
2. Основной этап
Планирование совместной работы с детьми, родителями;
Сюжетно-ролевые игры: «Джентльмены и леди»
для мальчиков «Моряки», «Военные», «Автомобилисты», «Мастерская», «Строители»;
для девочек «Салон красоты», «Кукольный уголок» , игровая зона «Семья», «Умелые ручки»
Сбор фотографий на тему «Моя семья»;
Беседы:
- «Наша дружная семья»
- «Кем работают мои родители»
- «Как я помогаю маме, как я помогаю папе»
- «Дом в котором я живу»,
- «На кого я похож»,
- «Я хозяин, я хозяйка»,
- «Семейные традиции во все времена»
ЧХЛ:
- Э. Успенский «Я один у мамы сын»,
- А. Барто «Помощница»,
- Сказка «Кукушка»
- «Чем пахнут ремесла» Д. Родари.
- «Кем быть» В. Маяковский.
- А. Барто «Любочка»
- А. Барто «Вовка добрая душа»
Моделирование ситуаций:
- «Я и моя семья»,
- «Кто живет в твоем сердце».
- «Сказки моей бабушки», -
- «Мой выходной день»
- «Правила хорошего тона»
Проведение игр-занятий гендерной направленности:
«Мальчики и девочки-какие они?»
«Я и ты. Кто мы?»
Дидактические игры:
- «Сундучок хозяюшки»,
- «Действия – мужчина, действия – женщина»,
- «Кто кем был?»,
- «Одень куклу»,
- «Кто что делает»,
- «Благородные поступки»,
- «Кем я буду и каким?».
Трудовая деятельность
- «пришивание пуговиц»,
- «забей гвоздь»
-постираем одежду для кукол, помоем машинки,
- отремонтируем кукольную мебель,
3. Заключительный этап
Оформление стенда «Мы мальчишки и девчонки»
Оформление картотеки «Дидактические игры по гендерному воспитанию в ДОО»
Развлечение "Мальчики и девочки путешествуют по сказкам"
Презентация проекта. Рефлексия.
Ожидаемые результаты проекта:
У детей:
• определена гендерная позиция по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
• осознание собственного Я – мальчика (девочки), развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);
• приобретены навыки положительных взаимоотношений с противоположным полом;
У родителей:
• Получены необходимые знания для воспитания личности мальчика и девочки в семье;
• проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
У педагогов:
• расширены представления об особенностях поло ролевого развития детей
Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. − 1987. − № 5. − С. 70–78.
Абубакирова Н.И. Что такое гендер? // Общественные науки и современность. – 1996. − №6. – С. 123-125.
Александрова Н.В. Гендерные стратегии в Европейском образовании: Германия и Франция/ Н.В. Александрова// Гуманитарное образование и социальный контекст: гендерные проблемы: Материалы Международной научной конференции.– СПб 25-28 июня 2007 г., 2007.
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с.
Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм, 2001. – 320 с.
Введение в гендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. И.В. Костиковой. − М.: Изд-во МГУ, 2000. − С. 201-215.
Гидденс Э. Социология. – М., 1999. − С. 152–153.
Гусева Ю.Е. Формирование гендерных представлений и полоролевого поведения у дошкольников в семье и детском саду // Гендерные проблемы в современном обществознании. Материалы первой межвузовской студенческой конференции. – СПб.: СЗАГС, НИЯК, 2001. − С. 141–146.
Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 212 с.