Участники проекта: дети средней группы «Гномики», родители, воспитатели.
Пояснительная записка:
Чтение книги - особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирования Человека в человеке. Взрослые должны удерживать позиции книги в духовном мире детей. Забота о детском чтении - это забота о будущем Казахстана и поэтому надо осознать проблему чтения, как общегосударственную проблему развития культуры, науки, благосостояния нации.
В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребёнка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Интерес к книге надо формировать у дошкольника с ранних лет, приобщая его к фольклору: потешкам, прибауткам, колыбельным песням, сказкам. На примере такого репертуара с первых лет жизни малыш знакомится с доступными ему образцами художественной литературы.
Дети дошкольного возраста отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за пределы той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. К общению с ней они готовы: эмоционально реагируют на услышанное произведение, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им.
Дошкольник и книга, как сделать их встречи яркими, запоминающимися? Как влюбить ребёнка - дошкольника в художественную литературу? Как удержать в них радостное увлечение? Необходимо выбрать книгу, увлечь ею, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность, вызвать эмоциональную отзывчивость - ответственная задача родителей и педагогов, имеющая большое значение на отбор художественных произведений и формирование литературного вкуса. А главное не принуждать, не заставлять, а заинтересовать, приглашая ребёнка к сотрудничеству, взаимопониманию, для этого существуют интересные формы приобщениядетейккниге:
- выразительное чтение вслух - воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение к книге.
- иллюстрирование дошкольниками художественных произведений детской литературы - предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет, что способствует развитию не только литературного вкуса, но и развитию творческих способностей, фантазии, воображения.
- литературные викторины - их организацию следует продумать досконально, придавая особое значение подготовительному этапу: чтению книг, организации книжной выставки, предварительному ознакомлению с вопросами.
- кукольные драматизации - дошкольники под руководством взрослого занимаются изготовлением кукол, могут быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля.
Кукольный театр помогает ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, следить за развитием действия.
- литературная игра - оказывает огромное значение на развитие интереса к книге у дошкольников, является одним из эффективных приёмов, проверки и корректировки знаний по художественной литературе; тренирует память, способствует развитию речи, чувства юмора.
Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Возможности семьи в воспитании любви к книге, культуры чтения безграничны. Если в доме есть небольшая библиотека, где у ребёнка своя полка и покупка книги - это праздник, то почва подготовлена.
Актуальность:
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни современного общества.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребёнку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать как свои, радости и горечи героев.
Детский сад знакомит с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Процесс развития у детей эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Художественное произведение привлекает ребёнка не только смысловым содержанием, но и манерой общения персонажей. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, давать мотивированную оценку действиям героев.
К сожалению, в настоящее время существует проблема - дети не очень любят слушать и читать художественную литературу, они увлечены компьютерными играми. Поэтому мы решили совместить проблему с увлечением, разработав проект «Приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок »
Предлагаемый проект позволяет ребёнку ближе познакомиться с миром художественной литературы. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.
Цель проекта:
1. Развивать устойчивый интерес к художественной литературе, как к источнику знаний.
2.Создавать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей.
Задачи реализации проекта:
Работа с детьми: 1.Способствовать накоплению эстетического опыта , читая и обсуждая литературныепроизведения.
2. Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
обогащать и расширять словарный запас детей.
3.Поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам произведений , в инсценировках.
6.Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
7.Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей.
Взаимодействие с родителями:
1. Познакомить детей с историей создания книги, видами книг, способами поиска необходимой информации.
2.Участвовать в создании (книг, рисунков, поделок), подготовке выставки в группе.
3.Способствовать зарождению традиции семейного чтения.
Основные формы реализации проекта:
С детьми:беседы, целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, игры-драматизации, досуг и развлечения, выставки, оформление книжек-малышек, презентации.
С родителями: анкетирование, консультации, рекомендации, участие в выставках.
Предполагаемый результат:
1.Оснащение развивающей среды в группе: подбор фонотеки сказок, оформление уголка книг и библиотеки; выставка творческих рисунков по сказкам.
2. Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.
3.Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Популяризация семейного чтения.
5. Развитие интереса к литературе, творчеству русских писателей.
6. Использование сказок в активной речи детей.
7. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
8.Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться , помогать друг другу.
Этапы реализации проекта:
Этап проекта
Совместная деятельность
1 этап:
информационно-подготовительный
Формулируется проблема, цель и задачи проекта.
Подбор и изучение методической литературы.
Составление перспективного плана работы по проекту.
Предварительная работа с детьми по теме.
Ознакомление родителей воспитанников с проектом.
Анкетирование родителей
2 этап:
организационно - практический
Проведение запланированных мероприятий для реализации проекта.
Организация непосредственно-организованной образовательной деятельности воспитанников в ходе реализации проекта.
Оформление дидактического материала.
Создание развивающей предметно-пространственной среды в рамках проекта.
Просмотр видео, фотоматериалов.
Чтение сказок.
Изготовление книжек-малышек
Рисование и аппликация по теме проекта.
Конструирование с крупным строительным материалом по теме.
Драматизация сказок.
Выставки книг.
Проведение развлечений.
Консультации с родителями.
3 этап:
итоговый
Подведение итогов.
Оформление проектной папки.
Выставка продуктов детской деятельности: книжки-малышки, рисунки, лепка, поделки.
Презентация проекта.
3 этап:
итоговый
Подведение итогов.
Оформление проектной папки.
Выставка продуктов детской деятельности: книжки-малышки, рисунки, лепка, поделки.
Презентация проекта.
Перспективный план работы:
Сентябрь
1. Опрос детей по темам «Моя любимая сказка» и
«Мой любимый сказочный герой»
2. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»
3. Просмотр с детьми казахских книг со сказками в группе.
Беседа на тему «Бережное хранение книг».
Проведение игры «Книжкина больница».
4.Чтение казахской народной сказки «Дочь дровосека»
Октябрь
1. Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей»
2.Чтение сказок: казахских народных сказок «Ер Тостик», «Дочь хана и визирь», русские народные «Теремок», «Волк и семеро козлят»
3. Акция «Подари книгу»
3. Слушание аудио-сказок
4. Утренняя гимнастика со сказочными героями.
Ноябрь
1. Консультация для родителей «Роль сказок в жизни ребенка»
2. Инсценировка сказки « Волк и семеро козлят»
3.Чтение сказок: казахская народная сказка «Жадный бай и алдар-косе», русская народная «Заяц хвастун», украинская народная «Рукавичка», немецкой сказки « Три поросенка», «Заяц и еж» Братьев Гримм, «Маленькая Баба Яга» О. Пройслера
4. Оформление книжного уголка в группе.
Декабрь
1. Консультация-презентация игры для педагогов ДО на тему «Интерактивные дидактические игры по русским народным сказкам».
3.Чтение сказок: казахская народная сказка «Бай и пастух», русские народные «Репка», «Заюшкина избушка», английская сказка «Три поросенка», «Дюймовочка» Х.-К. Андерсена
4. Просмотр иллюстаций к сказкам
5.Ежедневное чтение сказок на зимнюю тему
Январь
1. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского ( подбор литературы , иллюстраций)
2.Дидактические игры по сказкам.
1.Выставка книг «Сказочный домик»
3.Настольный театр «Теремок»
4.Кукольный театр «Три поросенка»
Февраль
1. Просмотр кукольного театра по сказкам.
2. Досуг «Путешествие по сказкам»
3. Изготовление масок и атрибутов к сказкам (родители совместно с детьми)
Март
1. Литературная гостиная «Творчество В.А.Осеевой»
2. Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой»
3.Создание « Библиотеки семейного чтения»
Апрель
1. Литературная гостиная « Познакомимся со сказкой А.С. Пушкина»
2. Викторина « Мои любимые сказки»
3. Изготовление родителями «Книжек-малышек по сказкам»
Май
1. Участие в драматизации сказок.
3. Отчет-презентация по проекту «Путешествие по сказкам»