"Педагогическое сопровождение семей воспитывающих ребёнка с ОВЗ".
"Педагогическое сопровождение семей воспитывающих ребёнка с ОВЗ".
В работе даются рекомендации, помогающие семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья активно включаться в коррекционно- развивающую работу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Педагогическое сопровождение семей воспитывающих ребёнка с ОВЗ".»
Педагогическое сопровождение семей воспитывающих ребёнка с ОВЗ.
В жизни каждого ребенка бывают моменты, когда ему больше обычного нужны родительская помощь и поддержка.
Дети с ограниченными возможностями здоровья ничем не хуже других своих сверстников. Просто они – другие.
При этом граница между тем, что можно считать «нормальным» в развитии ребенка, и тем, что является «патологией», очень и очень условна.
Конечно, все мы разные – как и наши дети, но всех родителей объединяет одно желание: чтобы малыши успешно преодолели все трудности, выросли здоровыми, успешными и сильными людьми. И для этого мы готовы приложить любые усилия.
Много усилий и терпения требуется педагогу, чтобы убедить родителей объективно
посмотреть на своего малыша и понять – у ребенка своя жизнь, своя судьба, свои интересы и предпочтения – с самого раннего возраста. И научить родителей уважать стремления ребенка зачастую тоже оказывается непросто.
Сопровождение семьи – практика, предполагающая активное включение близких взрослых ребёнка (не только родителей) во все мероприятия коррекционно – развивающей работы, т.к. полноценное общение с близкими взрослыми является необходимым условием полноценного психического развития ребёнка. Система ранней помощи может обеспечивать максимально возможный охват детей с ограниченными возможностями здоровья на ранних этапах онтогенеза.
Работа с ребенком начинается с работы родителей над собой.
В связи с рождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребенку — не такому, как все, к другим людям и к жизни вообще.
Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. «Обычный» ребёнок, как правило, живо откликается на все новое: ему интересно учиться.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья все гораздо сложнее. Чтобы учиться и развиваться, всем им в той или иной степени необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых. У них имеются проблемы, ограничивающие их способность к развитию, и, как правило, они не могут решить их без помощи взрослых. Зачастую им требуются особые методы и приемы, чтобы подняться на новый уровень или применить полученные знания и умения в новых условиях. Взрослые могут помочь перейти на новый уровень, постепенно расширяя рамки игровой деятельности и помогая справиться со специфическими трудностями. Родители ребёнка с ОВЗ должны хорошо понимать, на какой стадии развития он находится и каковы его ближайшие задачи, чтобы иметь возможность шаг за шагом вести его к полному осуществлению потенциала.
Важными факторами неправильного воспитания ребёнка с ОВЗ являются:
1. Непонимание своеобразия личностного развития детей. Например, родители считают их упрямыми, в то время как речь идет о сохранении элементарного чувства собственного достоинства, или родители думают, что ребенок не хочет, а он не может, и так далее.
2. Непринятие детей — это непринятие индивидуальности ребенка, его своеобразия, особенностей характера.
3. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Это ведущий патогенный фактор, вызывающий нервно-психическое перенапряжение у детей.
4. Негибкость родителей в отношениях с детьми, навязыванием своих мнений.
5. Неравномерность отношения родителей в различные годы жизни детей. Недостаток заботы сменяется ее избытком или, наоборот.
6. Непоследовательность в обращении с детьми.
7.Несогласованность отношений между родителями, обусловленная наличием конфликта, усиленного контрастными чертами их темперамента.
Эти факторы не способствуют медицинской и социальной реабилитации ребёнка, наоборот приводят к появлению ряда вторичных нарушений, к формированию патологически развивающейся личности, а тем самым задерживают и интеллектуальное развитие ребёнка. Оберегая ребёнка от трудностей, освобождая от ответственности, родители должны понимать, дети вступят в мир, в котором они должны будут работать, общаться с людьми. Как сложится их дальнейшая жизнь, во многом зависит от личных качеств, которые формируются в детстве, в семье, в детском учреждении.
Задачи педагога:
1.Способствовать реабилитации ребёнка за счет использования эффективных коррекционных и воспитательных средств.
2. Обеспечить эмоциональную поддержку семье; оказать содействие в преодолении её изоляции.
3.Способствовать формированию позитивных изменений во взаимоотношениях всех членов семьи.
5.Информировать родителей в наибольшем объеме по поводу особенностей нарушений у ребёнка, методов реабилитации, методов организации жизни дома, юридических, социальных и медицинских аспектов реабилитации
5. Выстраивать партнерские отношения, говорить с родителями, обсуждать возникающие ситуации обладать эмпатией.
Советы педагога семьям, воспитывающим ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
1.Принимайте любую помощь от семьи, друзей, социальных служб и.т.д.
2.Рассмотрите все возможности, доступные для вашего ребёнка, - такие как центры реабилитации, компенсирующие группы, новый опыт может оказаться полезен ребёнку.
3.Свяжитесь с местными родительскими объединениями. Существует немало способов познакомиться с другими родителями, испытывающими подобные проблемы: социальные центры развития ребёнка, группы в социальных сетях, можно попросить врачей помочь наладить контакты с родителями детей, имеющих схожие проблемы.
4. Не забывайте о себе. Время от времени отдыхайте и набирайтесь сил, доверьте присмотр за ребёнком родным, ребёнок от этого только выиграет. Свежие и отдохнувшие, вы будете более уверенны в себе и сможете больше дать ребёнку.
5. Не чувствуйте себя виновным оттого, что в чем-то отказываете ребёнку. Вы не всегда можете сделать то, что он хочет, и не всегда этого хотите – и это ваше право.
6. Не следует сомневаться в себе и в своих родительских способностях. Не бойтесь полагаться на интуицию. Родитель знает своего ребёнка так, как не знает его ни один специалист.
Хочется отметить развивающиеся в последнее время интернет – технологии в консультировании семей по различным вопросам. Интернет дает возможность общаться людям, имеющим схожие проблемы из разных уголков страны и мира. Получать квалифицированную помощь специалистов и, главное, понять, что они не одни, что есть люди, к которым можно обратиться за помощью и советом.
Взаимодействие родителей и профессионалов дает наилучшие результаты в занятиях с ребёнком.
Как облегчить путь к успеху? Необходимо выбирать такие виды и способы деятельности, в которых ребёнок может добиться успеха.
1. Разбивать задачу на маленькие шаги.
2.Начинать с лёгкого. Вначале пути использовать простые и лёгкие задания, постепенно усложняя их.
3.Учитывать уровень развития ребёнка. Предлагать те задания, которые он сможет выполнить, возможно, с помощью взрослых. Если задания слишком сложные, ребёнок огорчается и быстро теряет к ним интерес.
Формы работы с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.
1. Вовлечение семьи в процесс обучения, установление партнерских отношений;
- развитие родительской компетентности;
- помощь в разрешении семейных проблем;
- создание условий для переноса ребёнком умений и навыков в обычную жизнь.
2.Информационная поддержка (книги, журналы, Интернет-ресурсы, консультации);
- информация о защите прав ребёнка.
3.Преодоление изоляции семей воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья;
- создание групп родителей, реализующих социальные инициативы.
4. Общие родительские собрания;
- индивидуальные беседы с педагогами группы;
- привлечение родителей к организации праздников, развлечений, конкурсов и выставок, проводимых в дошкольном учреждении.