kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогика народной игрушки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена детской любовью к ней, детской игрой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогика народной игрушки.»

ПЕДАГОГИКА НАРОДНОЙ ИГРУШКИ.

Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена детской любовью к ней, детской игрой.

Игрушка каждого народа имеет свои педагогические, худо­жественные и технические традиции. Эти традиции носят черты, с одной стороны, интернациональные, с другой — определяемые национальным своеобразием культуры, быта, педагогики. Игрушка явилась предметом научного исследования лишь конце XIX — начале XX в. Интерес к игрушке прежде всего проявили не искусствоведы и не педагоги, а этнографы, которые стали собирать и изучать игрушку как памятник материальной культуры и быта, начиная от древнейших народов, первобытной культуры и до наших времен. Замечательны коллекции игрушек народов Азии, Африки, Америки, коллекции укол в Парижском педагогическом музее, в музеях Нюрнберга, Берлина, Стокгольма, Парижа и др. Из русских исследователей народной игрушки следует отметить Л. Г. Оршанского и Н. Д. Бартрама, основателя Музея игрушки в Москве. Но, странно, наибольшая отсталость или неверная оценка игрушки была свойственна педагогам и психологам (детскую игру и игрушку они рассматривали как пустую забаву либо стремились к ее утилитарному использованию — игрушку обращали в наглядное учебное пособие). Такие тенденции мы находим даже у Дж. Локка, у Ф. Фребеля. В особенности ошибочной является оценка игрушки у психолога Пере, который читал воспитательное вредными основные детские игрушки — куклу и изображение животных. Подобных ошибок не избе­гала и советская педагогика на первом этапе. Более широкий верный взгляд на игру и игрушку мы находим у русских классиков педагогики Кто был создателем игрушки? История возникновения игрушки в условиях первобытной культуры и у современных народов, стоящих на' низкой ступени развития, говорит о том, что основным и первым создателем игрушки был сам ребенок (детская самоделка). Взрослые часто были его соучастниками. В объединенном творчестве взрослых детей создавались игрушки всех основных типов, со всеми их специфическими чертами и воспитательным влиянием на ребенка. Затем игрушки стали делать не только для своих детей, но для продажи. Постепенно стал развиваться кустарный промысел игрушки. Вначале дети обращали в игрушку камушки, ракушки, прутья, черепки, лоскут и т. д. Кукла была основной игрушкой, часто вводили в игру религиозно-обрядовые «куклы» — божки, которые постепенно в детских руках приобретали нужные ребенку черты динамики (подвижность частей, костюм и т. п.). Игрушка рождалась из потребности ребенка познать мир, з активного стремления овладеть окружающим, творчески его изменять. Поэтому окружающая жизнь, быт и труд семьи, подражание взрослым являлось основным содержанием игрушки.

Игрушки детей Севера — предметы рыболовства, охоты, оле­неводства для мальчиков; для девочек основные игрушки — предметы домашнего хозяйства.

В народной игрушке нет надуманности. Игрушка формиро­валась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг другу, когда творчество тех и других имело -много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость. Игрушка была интересна и детям, и взрослым. В нее не только играл ребенок, но она часто слу­жила взрослым (кукла прикреплялась на шест к дому, собира­ла взрослых на праздник).

Величайшая правда и простота народной игрушки, ее боль­шая выразительность и целесообразность сделали ее полезной для воспитания детей: она радовала, развивала, учила пони­мать окружающую жизнь, помогала развитию игры. Эти ка­чества сохраняются в народной игрушке и в дальнейшем, с воз­никновением и развитием кустарного промысла.

И современный народный мастер, творец игрушки, по-преж­нему любит ее, живет ею, любовно и заботливо работает над ней.

В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое уме­ние— в этом большая сила ее влияния на ребенка. Через на­родную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком без фальши, правдиво и мудро. Сила этой народ­ной любви к ребенку говорит устами бабки, забавляющей свое­го внучонка.

Какие же воспитательные ценности несет с собой наша народная игрушка?

В нашей русской народной игрушке много теплоты и любви к ребенку, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении; ее краски ласкают и греют ребенка: брызжущая красками глиняная дымковская игрушка, солнечная деревян­ная семеновская игрушка, праздничные, яркие, красные горо-децкие кони.

Народная русская игрушка — бодрая, жизнерадостная (все кони — загорские, городецкие и др. —• ретивы, еле стоят на мес­те в отличие от понурых коней фабричного производства); мно­го подлинного юмора вложил народ в свок игрушку (те же барыни дымковские в огромных шляпах и кринолинах, замеча­тельные свистульки — бойкой лошадке или петуху дуют в хвост, а иногда «в хвост и в гриву», они пронзительно пи­щат). Веселые клоуны, паяц на веревочке, бодающиеся бара­ны, летающие птички с вращающимися при этом перышками на хвосте и многие другие приводят ребенка в восторг. И об этой радости, детском смехе от неожиданности движения, зву­чания знает мастер, да и ему самому весело создавать эти иг­рушки.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка и смысловым образом, и незамысловатой, но остроумной тех­никой движения, звучания и своей сказочной, декоративной трактовкой. Многие игрушки —• это подлинная сказка. Таковы все дымковские звери, птицы (индюки и гуси в золоте и в яр­ких оборках, пятнистые и .полосатые кони).

Народная игрушка говорит о том, что народ — тонкий пси­холог, умеющий видеть и понимать ребенка таким, каков он есть, с его интересами и потребностями.

Мастера народной игрушки создали все основные типы иг­рушек для каждого возраста. Погремушки для грудника с шумом, движением, яркой окраской; замечательные каталки для малыша 2—4 лет (городецкие коньки, семеновские петуш­ки, кировские вертушки и др.). Лошадей и других животных — игрушек поставили на колеса, чтобы удовлетворить потреб­ность ребенка в движении. Размер игрушки для младшего до­школьного возраста дан крупно (кони, звери), так как ребе­нок-малыш в игре с игрушкой — центральное действующее лицо, главный актер. Для более старших — наборы сложнее по содержанию. Богородские резчики, загорские мастера па­пье-маше дали наборы игрушек (животные, стадо). Появились типы разборной архитектурной игрушки (дома, «Троице-Сер-гиевская лавра» и др.).

Мяч, обруч являются древнейшими народными игрушками, созданными одновременно у разных народов. Их мы встре­чаем в древнем Египте, в античных игрушках, в средние века. Бабинские токари создали своеобразную культуру дидакти­ческой разборной игрушки: пирамидки, матрешки, складные яйца, бочонки и т. о. Эта игрушка по цвету, форме, размеру не имеет себе равной.

Внимание к возрасту проявляется и в оформлении игрушки (более упрощенная, условная по форме, цвету для малышей — свистульки, городецкие кони; и более реалистическая для стар­ших — богородская резьба).

Народная игрушка не только радует, забавляет, не только эстетически развивает, но и дает простор творческой игре, ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и тех­нике. Даже веселая игрушка иногда подсказывает ребенку сю­жеты из трудово-й жизни (кузнецы куют, хозяйка кормит кур и т. д.), не говоря о «самоделке», на которой ребенок учится работать с различными материалами и видами труда: шитье на кукол, создание мальчиками орудий для охотничьего-, ры­боловного промысла и игры с ними, всевозможное плетение корзинок, резьба узорных «бурачков», коробочек из бересты и т. п. Все это через игрушку постепенно вводит ребенка в тру­довую жизнь взрослых.

Эстетическое в игрушке, без нарочитого намерения приспо­собляться к вкусам детей, несет ребенку большую художест-264

венную культуру народного творчества. Это дает народная иг­рушка каждой национальности, одна в большей, другая в мень­шей степени. Русская народная игрушка полна традициями национального русского искусства: упрощенность и четкая рит­мичность формы, декоративность росписи, орнаментальность; то неудержимая яркость, то благородная сдержанность в под­боре цвета, что связано с местными традициями в народном искусстве.

Следует помнить, что, пожалуй, никакой другой вид народ­ного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ре­бенке национальных черт, эстетического чувства, как народ­ная игрушка, которую он любит, с которой он охотно играет.

Техника народной игрушки всегда проста, доступна детско­му разумению и часто очень остроумна, построена на простей­ших законах техники и механики. Эта техника возбуждает в детях большой интерес и толкает на собственное техническое изобретательство. По сравнению с техникой народной игрушки лучшие игрушки фабричного производства часто сложны и не­интересны.

В народной русской игрушке интересно разрешена проб­лема реализма. Реализм в искусстве для детей — ценней­шее начало. Взволнованность автора, живое чувство, часто наивное, но вполне искреннее, дает тот реализм, на котором базируется и сказка, и декоративно-праздничная, нарядная дымковская, и семеновская, и Городецкая игрушка. Реальная основа сказки и здесь налицо. Упрощенность, неполнота изо­бражения (городецкие коньки), яркость вовсе не лишают игрушку ощущения реального образа, даже напротив, для дет­ской психики делают его ощутимее, так как концентрируют внимание ребенка на основном и с предельной четкостью.

Мудрая народная педагогика, проникая в сущность детской игры, поняла, что наивный реализм детской игры достигается не столько внешне натуралистическими чертами формы, сколь­ко реальной динамикой, присущей предмету. Поэтому, ища реальный образ в игре, народный творец игрушки поставил коня на колеса, т. е. ввел зрительную условность, сделав ее более реальной. Конь, который в руках ребенка «не бежит», т. е. лишен свойства движения, — не конь и не игрушка. «Пло­хой,— заявляет ребенок.—Падает, таких конев не бывает». Таким образом, идея реализма разрешена в игрушке легко и просто.

Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, пер­восортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, так как это правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребен­ка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь. Лишенная тенденциозности, фальши и позирования, народная игрушка, забавляя и радуя ребенка, просто и прямо учит его творчеству и труду. Эти качества, так ярко выступающие в русской народ- пой игрушке (хотя многие из них принадлежат и игрушкам других народов), требуют от нас самого внимательного ее изу­чения, возрождения народной игрушки, широкого ее использо­вания в педагогической практике.

Конечно, помимо ценных художественных и педагогических традиций, в дальнейшем развитии народной игрушки важно со­блюсти основной принцип —• близость к современной жизни. Художнику и педагогу в объединении с мастером предстоит большая работа по обновлению и восстановлению народной игрушки.

В этом деле необходимо подлинное знание народной игруш­ки (ее художественного и педагогического содержания), вели­чайшее уважение к ней, большой такт. Прав В. Острогорский, который в начале XX в., намечая линию возрождения народной игрушки, ратует за «художественно-народническое» обновле­ние игрушки, в котором должна быть «непрерывность народной традиции, с одной стороны, и близость к современной жизни — с другой». Это обеспечит «жизнеспособность» данного пути в возрождении и обновлении народной национальной игрушки. Здесь еще придется выяснить ее взаимоотношение с фабричной игрушкой, которая иногда страдает антихудожественностыо. Эту игрушку особенно нужно облагородить и оживить тради­цией народной игрушки, учитывая все своеобразие в органи­зации труда и техники фабричного производства. И здесь роль художника и педагога окажется еще более решающей. Научно-техническому совету по игрушке, в объединении со всеми за­интересованными организациями, надлежит заново- и серьезно поставить дело- собирания и изучения русской народной игруш­ки, ее педагогических и художественных традиций (с провер­кой на детях).

На основе исследования следует выделить группы народ­ных игрушек, могущих быть использованными детьми в дан­ном виде (расширить их производство), как игрушку или пред­мет эстетического быта; наметить новую тематику, желатель­ную для тех или иных типов народной игрушки; тщательно изучить приемы и технику народной игрушки с целью ее ис­пользования в творческой работе над новым образцом. Эти вопросы требуют срочной специальной практической разра­ботки.

Мы уверены в том, что народная игрушка является при тщательном ее изучении неисчерпаемым источником мудрой п творческой народной 'педагогики. Несомненно, что идеи рус­ских классиков-педагогов и советской педагогики связаны с- этим источником непрерывной нитью своеобразного нацио­нального творчества в педагогике.

Доклад «Педагогика народной игрушки» имеет агитацион­ную цель: усилить интерес к воспитательной оценке народной игрушки, внимание к ее собиранию и изучению, к поддержанию

и развитию кустарного промысла, широкого использования этой игрушки детскими учреждениями и семьей, изучения и исполь­зования традиций народной игрушки художниками и мастера­ми новой современной игрушки. Народная игрушка как произведение народного искусства должна быть оценена и использована как великое художественно-педагогическое на­следство народа, создавшего его.

Тезисы доклада на Всероссийском совещании по игрушке. 1943 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педагогика народной игрушки.

Автор: Фёдорова Галина Васильевна

Дата: 07.12.2020

Номер свидетельства: 565791

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Проект "Русская народная игрушка""
    ["seo_title"] => string(36) "proiekt_russkaia_narodnaia_ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "363964"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1480437941"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Народная кукла в патриотическом воспитании дошкольников."
    ["seo_title"] => string(59) "narodnaia_kukla_v_patriotichieskom_vospitanii_doshkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "468940"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1525886127"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ "
    ["seo_title"] => string(57) "narodnaia-piedagogika-v-dukhovno-nravstviennom-vospitanii"
    ["file_id"] => string(6) "134964"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416838612"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Формирование этнокультурной толерантности у учащихся начальной школы. "
    ["seo_title"] => string(78) "formirovaniie-etnokul-turnoi-tolierantnosti-u-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "109184"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1404198722"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Создание предметно- развивающей среды по ознакомлению детей младшего и среднего возраста с декоративно- прикладным искусством."
    ["seo_title"] => string(129) "sozdaniiepriedmietnorazvivaiushchieisriedypooznakomlieniiudietieimladshieghoisriednieghovozrastasdiekorativnoprikladnymiskusstvom"
    ["file_id"] => string(6) "286593"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454354026"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства