Просмотр содержимого документа
«Педагогика народной игрушки.»
ПЕДАГОГИКА НАРОДНОЙ ИГРУШКИ.
Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена детской любовью к ней, детской игрой.
Игрушка каждого народа имеет свои педагогические, художественные и технические традиции. Эти традиции носят черты, с одной стороны, интернациональные, с другой — определяемые национальным своеобразием культуры, быта, педагогики. Игрушка явилась предметом научного исследования лишь конце XIX — начале XX в. Интерес к игрушке прежде всего проявили не искусствоведы и не педагоги, а этнографы, которые стали собирать и изучать игрушку как памятник материальной культуры и быта, начиная от древнейших народов, первобытной культуры и до наших времен. Замечательны коллекции игрушек народов Азии, Африки, Америки, коллекции укол в Парижском педагогическом музее, в музеях Нюрнберга, Берлина, Стокгольма, Парижа и др. Из русских исследователей народной игрушки следует отметить Л. Г. Оршанского и Н. Д. Бартрама, основателя Музея игрушки в Москве. Но, странно, наибольшая отсталость или неверная оценка игрушки была свойственна педагогам и психологам (детскую игру и игрушку они рассматривали как пустую забаву либо стремились к ее утилитарному использованию — игрушку обращали в наглядное учебное пособие). Такие тенденции мы находим даже у Дж. Локка, у Ф. Фребеля. В особенности ошибочной является оценка игрушки у психолога Пере, который читал воспитательное вредными основные детские игрушки — куклу и изображение животных. Подобных ошибок не избегала и советская педагогика на первом этапе. Более широкий верный взгляд на игру и игрушку мы находим у русских классиков педагогики Кто был создателем игрушки? История возникновения игрушки в условиях первобытной культуры и у современных народов, стоящих на' низкой ступени развития, говорит о том, что основным и первым создателем игрушки был сам ребенок (детская самоделка). Взрослые часто были его соучастниками. В объединенном творчестве взрослых детей создавались игрушки всех основных типов, со всеми их специфическими чертами и воспитательным влиянием на ребенка. Затем игрушки стали делать не только для своих детей, но для продажи. Постепенно стал развиваться кустарный промысел игрушки. Вначале дети обращали в игрушку камушки, ракушки, прутья, черепки, лоскут и т. д. Кукла была основной игрушкой, часто вводили в игру религиозно-обрядовые «куклы» — божки, которые постепенно в детских руках приобретали нужные ребенку черты динамики (подвижность частей, костюм и т. п.). Игрушка рождалась из потребности ребенка познать мир, з активного стремления овладеть окружающим, творчески его изменять. Поэтому окружающая жизнь, быт и труд семьи, подражание взрослым являлось основным содержанием игрушки.
Игрушки детей Севера — предметы рыболовства, охоты, оленеводства для мальчиков; для девочек основные игрушки — предметы домашнего хозяйства.
В народной игрушке нет надуманности. Игрушка формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг другу, когда творчество тех и других имело -много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость. Игрушка была интересна и детям, и взрослым. В нее не только играл ребенок, но она часто служила взрослым (кукла прикреплялась на шест к дому, собирала взрослых на праздник).
Величайшая правда и простота народной игрушки, ее большая выразительность и целесообразность сделали ее полезной для воспитания детей: она радовала, развивала, учила понимать окружающую жизнь, помогала развитию игры. Эти качества сохраняются в народной игрушке и в дальнейшем, с возникновением и развитием кустарного промысла.
И современный народный мастер, творец игрушки, по-прежнему любит ее, живет ею, любовно и заботливо работает над ней.
В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение— в этом большая сила ее влияния на ребенка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком без фальши, правдиво и мудро. Сила этой народной любви к ребенку говорит устами бабки, забавляющей своего внучонка.
Какие же воспитательные ценности несет с собой наша народная игрушка?
В нашей русской народной игрушке много теплоты и любви к ребенку, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении; ее краски ласкают и греют ребенка: брызжущая красками глиняная дымковская игрушка, солнечная деревянная семеновская игрушка, праздничные, яркие, красные горо-децкие кони.
Народная русская игрушка — бодрая, жизнерадостная (все кони — загорские, городецкие и др. —• ретивы, еле стоят на месте в отличие от понурых коней фабричного производства); много подлинного юмора вложил народ в свок игрушку (те же барыни дымковские в огромных шляпах и кринолинах, замечательные свистульки — бойкой лошадке или петуху дуют в хвост, а иногда «в хвост и в гриву», они пронзительно пищат). Веселые клоуны, паяц на веревочке, бодающиеся бараны, летающие птички с вращающимися при этом перышками на хвосте и многие другие приводят ребенка в восторг. И об этой радости, детском смехе от неожиданности движения, звучания знает мастер, да и ему самому весело создавать эти игрушки.
Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка и смысловым образом, и незамысловатой, но остроумной техникой движения, звучания и своей сказочной, декоративной трактовкой. Многие игрушки —• это подлинная сказка. Таковы все дымковские звери, птицы (индюки и гуси в золоте и в ярких оборках, пятнистые и .полосатые кони).
Народная игрушка говорит о том, что народ — тонкий психолог, умеющий видеть и понимать ребенка таким, каков он есть, с его интересами и потребностями.
Мастера народной игрушки создали все основные типы игрушек для каждого возраста. Погремушки для грудника с шумом, движением, яркой окраской; замечательные каталки для малыша 2—4 лет (городецкие коньки, семеновские петушки, кировские вертушки и др.). Лошадей и других животных — игрушек поставили на колеса, чтобы удовлетворить потребность ребенка в движении. Размер игрушки для младшего дошкольного возраста дан крупно (кони, звери), так как ребенок-малыш в игре с игрушкой — центральное действующее лицо, главный актер. Для более старших — наборы сложнее по содержанию. Богородские резчики, загорские мастера папье-маше дали наборы игрушек (животные, стадо). Появились типы разборной архитектурной игрушки (дома, «Троице-Сер-гиевская лавра» и др.).
Мяч, обруч являются древнейшими народными игрушками, созданными одновременно у разных народов. Их мы встречаем в древнем Египте, в античных игрушках, в средние века. Бабинские токари создали своеобразную культуру дидактической разборной игрушки: пирамидки, матрешки, складные яйца, бочонки и т. о. Эта игрушка по цвету, форме, размеру не имеет себе равной.
Внимание к возрасту проявляется и в оформлении игрушки (более упрощенная, условная по форме, цвету для малышей — свистульки, городецкие кони; и более реалистическая для старших — богородская резьба).
Народная игрушка не только радует, забавляет, не только эстетически развивает, но и дает простор творческой игре, ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и технике. Даже веселая игрушка иногда подсказывает ребенку сюжеты из трудово-й жизни (кузнецы куют, хозяйка кормит кур и т. д.), не говоря о «самоделке», на которой ребенок учится работать с различными материалами и видами труда: шитье на кукол, создание мальчиками орудий для охотничьего-, рыболовного промысла и игры с ними, всевозможное плетение корзинок, резьба узорных «бурачков», коробочек из бересты и т. п. Все это через игрушку постепенно вводит ребенка в трудовую жизнь взрослых.
Эстетическое в игрушке, без нарочитого намерения приспособляться к вкусам детей, несет ребенку большую художест-264
венную культуру народного творчества. Это дает народная игрушка каждой национальности, одна в большей, другая в меньшей степени. Русская народная игрушка полна традициями национального русского искусства: упрощенность и четкая ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность; то неудержимая яркость, то благородная сдержанность в подборе цвета, что связано с местными традициями в народном искусстве.
Следует помнить, что, пожалуй, никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребенке национальных черт, эстетического чувства, как народная игрушка, которую он любит, с которой он охотно играет.
Техника народной игрушки всегда проста, доступна детскому разумению и часто очень остроумна, построена на простейших законах техники и механики. Эта техника возбуждает в детях большой интерес и толкает на собственное техническое изобретательство. По сравнению с техникой народной игрушки лучшие игрушки фабричного производства часто сложны и неинтересны.
В народной русской игрушке интересно разрешена проблема реализма. Реализм в искусстве для детей — ценнейшее начало. Взволнованность автора, живое чувство, часто наивное, но вполне искреннее, дает тот реализм, на котором базируется и сказка, и декоративно-праздничная, нарядная дымковская, и семеновская, и Городецкая игрушка. Реальная основа сказки и здесь налицо. Упрощенность, неполнота изображения (городецкие коньки), яркость вовсе не лишают игрушку ощущения реального образа, даже напротив, для детской психики делают его ощутимее, так как концентрируют внимание ребенка на основном и с предельной четкостью.
Мудрая народная педагогика, проникая в сущность детской игры, поняла, что наивный реализм детской игры достигается не столько внешне натуралистическими чертами формы, сколько реальной динамикой, присущей предмету. Поэтому, ища реальный образ в игре, народный творец игрушки поставил коня на колеса, т. е. ввел зрительную условность, сделав ее более реальной. Конь, который в руках ребенка «не бежит», т. е. лишен свойства движения, — не конь и не игрушка. «Плохой,— заявляет ребенок.—Падает, таких конев не бывает». Таким образом, идея реализма разрешена в игрушке легко и просто.
Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, так как это правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребенка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь. Лишенная тенденциозности, фальши и позирования, народная игрушка, забавляя и радуя ребенка, просто и прямо учит его творчеству и труду. Эти качества, так ярко выступающие в русской народ- пой игрушке (хотя многие из них принадлежат и игрушкам других народов), требуют от нас самого внимательного ее изучения, возрождения народной игрушки, широкого ее использования в педагогической практике.
Конечно, помимо ценных художественных и педагогических традиций, в дальнейшем развитии народной игрушки важно соблюсти основной принцип —• близость к современной жизни. Художнику и педагогу в объединении с мастером предстоит большая работа по обновлению и восстановлению народной игрушки.
В этом деле необходимо подлинное знание народной игрушки (ее художественного и педагогического содержания), величайшее уважение к ней, большой такт. Прав В. Острогорский, который в начале XX в., намечая линию возрождения народной игрушки, ратует за «художественно-народническое» обновление игрушки, в котором должна быть «непрерывность народной традиции, с одной стороны, и близость к современной жизни — с другой». Это обеспечит «жизнеспособность» данного пути в возрождении и обновлении народной национальной игрушки. Здесь еще придется выяснить ее взаимоотношение с фабричной игрушкой, которая иногда страдает антихудожественностыо. Эту игрушку особенно нужно облагородить и оживить традицией народной игрушки, учитывая все своеобразие в организации труда и техники фабричного производства. И здесь роль художника и педагога окажется еще более решающей. Научно-техническому совету по игрушке, в объединении со всеми заинтересованными организациями, надлежит заново- и серьезно поставить дело- собирания и изучения русской народной игрушки, ее педагогических и художественных традиций (с проверкой на детях).
На основе исследования следует выделить группы народных игрушек, могущих быть использованными детьми в данном виде (расширить их производство), как игрушку или предмет эстетического быта; наметить новую тематику, желательную для тех или иных типов народной игрушки; тщательно изучить приемы и технику народной игрушки с целью ее использования в творческой работе над новым образцом. Эти вопросы требуют срочной специальной практической разработки.
Мы уверены в том, что народная игрушка является при тщательном ее изучении неисчерпаемым источником мудрой п творческой народной 'педагогики. Несомненно, что идеи русских классиков-педагогов и советской педагогики связаны с- этим источником непрерывной нитью своеобразного национального творчества в педагогике.
Доклад «Педагогика народной игрушки» имеет агитационную цель: усилить интерес к воспитательной оценке народной игрушки, внимание к ее собиранию и изучению, к поддержанию
и развитию кустарного промысла, широкого использования этой игрушки детскими учреждениями и семьей, изучения и использования традиций народной игрушки художниками и мастерами новой современной игрушки. Народная игрушка как произведение народного искусства должна быть оценена и использована как великое художественно-педагогическое наследство народа, создавшего его.
Тезисы доклада на Всероссийском совещании по игрушке. 1943 г.