Просмотр содержимого документа
«Пентамино как средство развития зрительно- пространственных функции, логического мышления детей дошкольного возраста с ТНР.»
О.А. Деева
Учитель-логопед высшей к.к.
МБ ДОУ дс кв «Кирпичики» г Асбест
Пентамино как средство развития зрительно- пространственных функции, логического мышления детей дошкольного возраста с ТНР
Наши воспитанники – дети, имеющие тяжелые нарушения речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения. Особенности речевого развития детей с ТНР оказывают влияние формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов, на развитие эмоционально-волевой сферы.
Мы живем в 21 веке, наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.
Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания осознаётся психологами и педагогами. Известный психолог Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления.
Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается, как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей, в старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация), ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы.
Современная педагогическая и методическая литература предлагает педагогам разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие дошкольников.
Развитие логического мышления ребёнка представляет процесс формирования приёмов логического мышления на эмпирическом уровне познания (наглядно-действенное мышление) и совершенствование до научно-теоретического уровня познания (логическое мышление), происходящее в деятельности.
Цель логической игры пентамино: развитие у детей образного мышления, комбинаторных способностей, практических и умственных действий. Игра развивает восприятие формы, способность выделять фигуру из фона, способность к выделению основных признаков объекта, глазомер, воображение, зрительно-моторную координацию, умение работать по правилам. Использование игры способствует воспитанию нравственно-волевых качеств: настойчивости, целеустремленности, желания думать, искать путь решения. Игра развивает речевые функции: обогащает словарный запас, грамматический строй речи, связную речь.
Когда в качестве образца используется рисунок предмета или силуэт составляется по замыслу, то для достижения цели дети вынуждены прибегать к мыслительным и практическим пробам. На этом пути детям встречаются ошибки и неудачи. Но это полезный опыт, который многому научит дошкольника. Не стоит искусственно оберегать ребёнка от неудач, подсказывая каждый раз решение. Вместе с ним необходимо преодолевать возможные разочарования, действия, не ведущие к положительному результату. Предлагая варианты игр разной степени сложности, можно поддерживать интерес к игре, достижению результата, учить преодолевать трудности. Взрослый поощряет проявления ребёнком творчества. В результате у него развивается инициативность, активность, способность к сосредоточению, усидчивость. А в активной деятельности, по словам К.Д. Ушинского, ребёнок приобщается к умственному труду.
Необходимо дать краткую характеристику логических операций, доступных для детей дошкольного возраста.
Последовательность освоения игры:
1. Рассматривание частей игры. Укладывание фигурок в коробку (лист) прямоугольной формы по чертежу.
Это самая распространённая задача в пентамино — сложить из всех фигурок, без перекрытий и зазоров, прямоугольник.
Для тренировки изобразительных умений ребенка можно обводить карандашом как отдельные геометрические фигуры, так и получаемые из них силуэты.
2. Усвоение общих способов присоединения одной части к другой. Создание силуэтов по образцу.
3. Создание силуэтов предметов окружающего мира по замыслу.
Дошкольники могут строить по схеме. Систематизируются представления детей, развивается образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д.
Пентамино —логическая игра и головоломка одновременно. Элементы в игре — плоские фигуры, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов. Всего в игре участвует 12 элементов. Составлять силуэты этой игры достаточно сложно, поэтому необходимо вместе с ребёнком внимательно рассмотреть элементы и найти внешнее сходство их с предметами, буквами и т.п.
Сделать такую игру совсем просто.
Вот посмотрите на рисунок – так выглядят детали пентамино.
Распечатайте вот этот лист и наклейте его на картон, оставьте под прессом (книги, альбомы) до высыхания. Разрежьте детали. Игра готова.
Если есть цветной принтер, можно распечатать шаблон. Кстати, на этой картинке одно из заданий – собрать из всех деталей прямоугольник без «дырочек». Это самая распространённая задача в пентамино — сложить из всех фигурок, без перекрытий и зазоров, прямоугольник. Поскольку каждая из 12 фигур включает в себя 5 квадратов, то прямоугольник должен быть площадью 60 единичных квадратов. Возможны прямоугольники 6×10, 5×12, 4×15 и 3×20.
Карточки задания. Такие фигурки можно сложить из деталей головоломки.