kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пентамино как средство развития зрительно- пространственных функции, логического мышления детей дошкольного возраста с ТНР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена игра-головоломка пентамино. Методы и приемы использования игры в работе с дошкольниками с ТНР.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пентамино как средство развития зрительно- пространственных функции, логического мышления детей дошкольного возраста с ТНР.»

О.А. Деева

Учитель-логопед высшей к.к.

МБ ДОУ дс кв «Кирпичики» г Асбест


Пентамино как средство развития зрительно- пространственных функции, логического мышления детей дошкольного возраста с ТНР


Наши воспитанники – дети, имеющие тяжелые нарушения речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения. Особенности речевого развития детей с ТНР оказывают влияние формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов, на развитие эмоционально-волевой сферы.

Мы живем в 21 веке, наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.

Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания осознаётся психологами и педагогами. Известный психолог Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления.

Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается, как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей, в старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация), ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы.

Современная педагогическая и методическая литература предлагает педагогам разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие дошкольников.

Развитие логического мышления ребёнка представляет процесс формирования приёмов логического мышления на эмпирическом уровне познания (наглядно-действенное мышление) и совершенствование до научно-теоретического уровня познания (логическое мышление), происходящее в деятельности.

Цель логической игры пентамино: развитие у детей образного мышления, комбинаторных способностей, практических и умственных действий. Игра развивает восприятие формы, способность выделять фигуру из фона, способность к выделению основных признаков объекта, глазомер, воображение, зрительно-моторную координацию, умение работать по правилам. Использование игры способствует воспитанию нравственно-волевых качеств: настойчивости, целеустремленности, желания думать, искать путь решения. Игра развивает речевые функции: обогащает словарный запас, грамматический строй речи, связную речь.

Когда в качестве образца используется рисунок предмета или силуэт составляется по замыслу, то для достижения цели дети вынуждены прибегать к мыслительным и практическим пробам. На этом пути детям встречаются ошибки и неудачи. Но это полезный опыт, который многому научит дошкольника. Не стоит искусственно оберегать ребёнка от неудач, подсказывая каждый раз решение. Вместе с ним необходимо преодолевать возможные разочарования, действия, не ведущие к положительному результату. Предлагая варианты игр разной степени сложности, можно поддерживать интерес к игре, достижению результата, учить преодолевать трудности. Взрослый поощряет проявления ребёнком творчества. В результате у него развивается инициативность, активность, способность к сосредоточению, усидчивость. А в активной деятельности, по словам К.Д. Ушинского, ребёнок приобщается к умственному труду.

Необходимо дать краткую характеристику логических операций, доступных для детей дошкольного возраста.

Последовательность освоения игры:

1. Рассматривание частей игры. Укладывание фигурок в коробку (лист) прямоугольной формы по чертежу.

Это самая распространённая задача в пентамино — сложить из всех фигурок, без перекрытий и зазоров, прямоугольник.

Для тренировки изобразительных умений ребенка можно обводить карандашом как отдельные геометрические фигуры, так и получаемые из них силуэты.

2. Усвоение общих способов присоединения одной части к другой. Создание силуэтов по образцу.

3. Создание силуэтов предметов окружающего мира по замыслу.

Дошкольники могут строить по схеме. Систематизируются представления детей, развивается образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д.

Пентамино —логическая игра и головоломка одновременно. Элементы в игре — плоские фигуры, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов. Всего в игре участвует 12 элементов. Составлять силуэты этой игры достаточно сложно, поэтому необходимо вместе с ребёнком внимательно рассмотреть элементы и найти внешнее сходство их с предметами, буквами и т.п.

Сделать такую игру совсем просто. 

Вот посмотрите на рисунок – так выглядят детали пентамино.

Распечатайте вот этот лист и наклейте его на картон, оставьте под прессом (книги, альбомы) до высыхания. Разрежьте детали. Игра готова.

Если есть цветной принтер, можно распечатать шаблон. Кстати, на этой картинке одно из заданий – собрать из всех деталей прямоугольник без «дырочек». Это самая распространённая задача в пентамино — сложить из всех фигурок, без перекрытий и зазоров, прямоугольник. Поскольку каждая из 12 фигур включает в себя 5 квадратов, то прямоугольник должен быть площадью 60 единичных квадратов. Возможны прямоугольники 6×10, 5×12, 4×15 и 3×20.

Карточки задания. Такие фигурки можно сложить из деталей головоломки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Деева Ольга Алексеевна

Дата: 30.08.2020

Номер свидетельства: 556717


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства