Месяц /неделя | Тема Литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
09 1 неделя «День знаний» | «Составление описательных рассказов об овощах и фруктах» Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 с.99 | Учить детей составлять описательные рассказы об овощах (фруктах), определять последоватеть изложения, используя в качестве плана модели-картинки; уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду и способу произрастания; воспитывать умение слушать друг друга. | Фрукты и овощи – дидактический материал | Беседа, загадывание загадок, вопрос-ответ, физкульминутка, д/игра «Фрукты и овощи» | Отгадывание загадок, беседа «Чем полезны овощи и фрукты», Д/и «Разложи по корзинам фрукты и овощи», "Где что зреет» Чтение художественной литературы Э.Успенский «Как растили капусту» Лепка «Овощи и фрукты всем на радость» | Информация для родителей в заметке «Полезные советы» |
3 неделя «Неделя красоты» | «Беседа о насекомых» Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 с.100 | Закрепить представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки; формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность | Набор из серии картинок «Насекомые» | Рассматривание картинок, загадывание загадок, беседа, вопрос-ответ, физкульминутка, д/и «Назови насекомое» | Беседа «Мое любимое насекомое» Наблюдения за насекомыми. Д/игры «Угадай насекомое», «Собери насекомое», "Кто скорее соберет» Чтение художественной литературы: В.Бианки «Паучок-пилот» | Понаблюдать за насекомыми. |
10 1 неделя «Дедушка и бабушка — лучшие друзья» | «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с птичьим двором) Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. М., 2017 с.52 | Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей). | Фигурки домашних птиц, маски петушка и курицы | Рассматривание игрушек, загадывание загадок, беседа, вопрос-ответ, физкульминутка, д/и «Угадай птицу» | Рассматривание картинок из серии «Птичий двор» Загадывание загадок. Аппликация «Цыплята» Д/и «Домашние птицы», «Чей домик», беседа «Польза от домашней птицы», «Как человек ухаживает за домашней птицей» Чтение художественной литературы: Е.Благинина «Огонек» | Изготовление масок петушка и курочки |
3 неделя «Осень в мире растений» | «Сравнение комнатных растений (герань душистая и бальзамин)» Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 с.101 | Учить сранивать листья растения по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству листьев; закреплять умение использовать модели; упражнять в обследовательских действиях (обвести, погладить) | Комнатные растения: герань душистая и бальзамин | Рассматривание, загадывание загадок, физкульминутка, беседа, вопрос-ответ, д/и «Собери цветок» | Беседы « Как ухаживать за комнатными растениями», «Польза человеку от комнатных растений» Д/и «Собери комнатное растение», «Почтальон принес посылку» Чтение художественной литературы: Э.Машковская «Осень» | Информация для родителей в уголок «Какие комнатные растения стоит разводить дома» |
11 1 неделя «День народного единства» | «Как поливать растение» Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 с.105 | Закрепить знание структуры трудового процесса; обучить детей практическим навыкам поливки; воспитывать отношение к растениям как к живым существам | Комнатные растения, лейка с водой | Рассматривание комнатных растений, физкульминутка, беседа, загадывание загадок, вопрос-ответ, д/и «Волшебный цветок» | Наблюдение за комнатными растениями. Беседа «Что нам осень принесла» Рисование «Мое любимое комнатное растение» Чтение художественной литературы: Н.Сладков «Почему ноябрь пегий» | Папка – передвижка «Осень» |
3 неделя «Мой дом, моя семья» | «Как звери готовятся к зиме» Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 с.106 | Формировать представление о том что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий; закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и ка дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях. | Кукла Буратино, картинки из серии «Дикие животные», динамические модели приспособления к жизни в зимних условиях | Рассматривание иллюстраций, беседа, вопрос-ответ, физкульминутка, д/и «Дикие животные» | Беседа «Жизнь диких животных зимой». Д/и «Дикие животные», "Чей хвост», чтение р.н. сказок , д\и «Детеныши и их мамы», составление описательных рассказов о животном, составление рассказа о животном по картине | Беседа с родителями об успехах детей по данной теме и закрепление дома |
12 1 неделя «Пришла зима» | «Как живут растения зимой» Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 с.112 | Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям; развивать представления детей о необходимости света тепла, влаги почвы для роста растения; учить устанавливать простейшие связи; формировать сложные формы речи | Картины «Зимний лес», деревья с плодами (рябина, ель, сосна) | Рассматривание картинок, загадывание загадок, беседа, вопрос-ответ, физкульминутка, чтение стихотворений, д/и «Назови растение» | Беседа «С кем дружит ель» Рисование «Зимушка-зима», наблюдения на участке за растениями, д\и «Назови дерево», "Собери растение» Чтение художественной литературы: В.Зотов «Лесная мозаика» | Прогулка в зимний лес |
3 неделя «В гостях у сказки» | «Рассматривание и сравнение воробья и вороны» Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 с.114 | Расширить знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании; учить распознавать птиц (воробей, ворона) по способам передвижения издаваеым звукам; воспитывать заботливое отношение, интерес. | Предметные картинки с изображением воробья и вороны; модели частей тела, величины. | Рассматривание картинок, загадывание загадок, беседа, вопрос-ответ, физкульминутка, чтение стихотворений, д/и «Угадай птицу» | Беседа «Как помочь птицам зимой» Рисование «Зиующие птицы». Наблюдения на участке за птицами, д\и «Назови птицу», "Повторяй за мной». Чтение художественной литературы: Г.Скребицкий «Четыре художника» | Изготовление кормушек |
01 3 неделя «Зимние забавы» | «Прогулка в зимний лес» Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 с.116
| Обобщить знания о том, как проводят зиму звери, чем питаются, воспитывать интерес к повадкам зверей. Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся. | Иллюстрации зимнего леса ,картинки «Дикие животные» модели «Зима» | Рассматривание игрушек, загадывание загадок, физкульминутка, беседа, вопрос-ответ, д/и «Дикие животные и их детеныши» | Беседа «Деревья зимой» Рисование «Зимний лес». Наблюдения на участке за изменениями в природе. Чтение художественной литературы: Е.Трутнева «Елка», д/и «Кто в домике живет» | Папка-передвижка «Детям о природе» |
02 1 неделя «Неделя добрых дел» | «Как узнать растение» Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 с.118 | Обобщать представления о типичной морфологии растений; закрепить умение различать и называть части растений; формировать представления о потребностях растений | Картинки из серии «Деревья», «Травы», «Кусты»,модели части растения. | Рассматривание картинок, загадывание загадок, физкульминутка, беседа, вопрос-ответ, д/и «Угадай растение» | Беседа «Что необходимо растениям для роста», составление описательных рассказов о растениях. Чтение художественной литературы: С.Маршак «Февраль». Д/и «Что кричит, а что трещит» | Определение направление ветра с помощью ветродуя |
3 неделя «День защитника Отечества» | "Беседа о домашних животных» Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 с.119 | Формировать представления о домашних животных; развивть умственнную операцию «обобщение»; воспитывать интерес к домашним животным | Модель «Домик», игрушки: домашние животные | Рассматривание игрушек, загадывание загадок, беседа, вопрос-ответ, физкульминутка, чтение стихотворений, д/и «Кому что нужно» | Беседа «Что будет, если не убирать снег зимой» Чтение художественных произведений: Л.Воронковой «Кружка молока», «Маленький соколик» Рисование «Мое любимое домашнее животное» Д/и «Кто как кричит» | Консультация «Прививаем любовь к домашним животным» |
03 1 неделя «Мамы всякие нужны ,мамы всякие важны» | "Посадка гороха в уголке группы» Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 с.120 | Систематизировать знания о процессе посадки, учить принимать цель определять предмет труда, отбирать инструенты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий; формировать практические навыки посадки растений; учить дружескому отношению детей друг к другу в процессе труда. | Горшок с землей, грабелька, лейка с водой, пророшенный горох | Рассматривание, загадывание загадок, беседа, вопрос-ответ, чтение стихотворений, д/и «Как посадить горох» | Рассматривание картин-пейзажей: «Таяние снега», «Проталины» Беседа «Огород на подоконнике» Рисование «Пришла весна» Чтение художественной литературы: В.Алферов «Март» Д/и «Загадай-мы отгадаем» Игра с элементами драматизации «Ручейки и озера» | Наблюдения за измениями в природе весной |
3 неделя «Театральная неделя» | "Жизнь диких зверей весной» Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 с.122 | Познакомить с сезонными изменениями в жизни диких животных(весной — линька, конец спячки, забота о потомстве); развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать интерес к жизни животных | Картинки «Дикие животные», модели «Изменения в жизни диких животных весной» | Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, беседа, вопрос-ответ, физкульминутка, д/и «Дикие животные и их детеныши» | Беседа «Рассматривание серии картин «Дикие животные» Рисование «Весна» Д/и «Что изменилось», «Кто знает, пусть продолжает» Чтение поговорок о весенних месяцах | Папка – передвижка « Весна красна цветами-осень пирогами» |
04 1 неделя «Весна пришла» | «Весна в лесу». Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. М., 2017 с.87 | Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период: становится теплее, снег тает, образуется много воды, которая впитывается в землю. Формировать реалистические представления о жизни лесных животных: все звери выводят потомство (зайчат, бельчат, медвежат, волчат, лисят), птицы поют, строят гнезда; в весеннем лесу светло, красиво, пахнет молодой зеленью; учить детей поддерживать воображаемую ситуацию. | Иллюстрация «Весенний лес», картинки «Дикие животные» | Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, физкульминутка, беседа, вопрос-ответ, д/и «Приметы весны» | Беседа «Весенняя капель» Рисование «Весна – красна». Чтение стихов, заучивание пословиц, поговорок о весенних месяцах. Д/и «Что происходит с деревом весной» Аппликация «Первоцветы» | Экскурсия в весенний лес |
3 неделя «Зеленая планета» | «Птицы» Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 с.125 | Обобщать представление детей о «птицах»; у всех птиц есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, птенцы появляются из яйца; учить детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной. | Иллюстрации насекомых, картинки луговых цветов | Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, физкульминутка, беседа, вопрос-ответ, д/и «Насекомые» | Беседа «Перелетные птицы» Наблюдения за птицами. Д/игры «Угадай птицу», «Собери птицу». Чтение художественной литературы: С.Маршак «Весенняя песенка», С.Аксаков«Гнездо» Рисование «Кто прилетел на наш участок» | Понаблюдать за птицами на пргулке |
05 1 неделя «День Победы» | «Советы Айболита» Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. М., 2017 с.77 | Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью, формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны богатая витаминами пища (зеленый лук) и солнце, что растения живые и могут расти, если для них созданы необходимые условия: вода, свет, тепло; во время роста растение меняется (появляются и становятся все длиннее корни и листья) | Кукла доктор Айболит, Чиполлино, страницы календаря, трафареты, банки, луковицы. | Рассматривание предметов, загадывание загадок, физкульминутка, беседа, вопрос-ответ, д/и «Что необходимо растениям для роста» | Наблюдение за появлением одуванчиков. Беседа «Что нам нужно для здоровья?» Наблюдение за солнцем. Рисование «Я рисую солнышко», чтение стихов, заучивание пословиц. Д/и «Помоги малышам», «Четвертый лишний» | Беседа ««Зеленые» витамины полезны для здоровья» |
3 неделя «Неделя безопасности» | «Рисуем животных – создаем книгу по мотивам рассказов Е. И. Чарушина» Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. М., 2017 с.90 | Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно красиво отображать в рисунках; уточнить представления о Е. И. Чарушине как писателе и художнике; воспитывать желание участвовать в общем деле – создании интересной книги о природе. | Книги Е. И. Чарушина, листы бумаги, краски. | Рассматривание в книгах иллюстраций, загадывание загадок, физкульминутка, беседа, вопрос-ответ, д/и «Чей детеныш потерялся», рисование | Беседа «Что хорошего и что плохого бывает весной»; рисование «Одуванчики». Д/и «Соберемся на прогулку», «Чудесный мешочек» Чтение художественной литературы: Н.Павлова «Находка», Ечарушин «Воробей» | Чтение рассказов о животных |