Просмотр содержимого документа
«Песочная терапия, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста.»
«Чудесный песок»
Пояснительная записка
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.
Основная цель - снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя. Для реализации поставленной цели используются различные игры и упражнения с кинетическим песком: «Песочный дождик», «Следы на дорожке», «Волшебный холмик», «Воротца и заборчики», «Найди и назови», превращает коррекционно-развивающее занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети эмоционально раскрепощаясь, активно и свободно выражают свои эмоции и настроение в постройках из песка.
Использование данного терапевтического средства, как кинетический песок способствует коррекции ассоциального поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гиперрактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе. Кинетический песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильные ощущения, а также успокаивает и расслабляет мышцы рук. Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют снятию психоэмоционального напряжения, а также развитию межполушарного взаимодействия.
Kinetic Sand – песок, являющийся чем-то средним между пластилином и песком из песочницы. Из него можно лепить различные фигуры либо вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки превратится обратно в рассыпчатую песчаную массу. Кинетический песок на 98% состоит из натурального песка, а на 2% из полимера, но эти 2% имеют огромное значение. Песок не застывает и не вызывает аллергических реакций. Он не рассыпается на мелкие крупинки и не оставляет жирных следов как пластилин. Волшебная текстура массы настолько приятна на ощупь и невероятна по эффектам, что завораживает детей и взрослых не менее чем строительство замков из песка на морском побережье. Дети остаются довольны от интересной игры, а взрослые не переживают за испачканную мебель, комнату и руки ребенка.
Песочная терапия полезна, если у ребенка:
• плохой сон, ночные кошмары;
• плохо развита мелкая моторика;
• истерики, непослушание, капризы;
• логоневроз (заикание, задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;
• застенчивость, неуверенность в себе;
• агрессия, тревожность;
• нет взаимопонимания с родителями;
• расстройства невротического характера;
• психосоматические заболевания;
• страх перед школой, садиком;
• частая плаксивость (без повода);
• ребенок пережил сильный стресс.
Результаты индивидуальны и зависят от целей, поставленных в начале коррекционного курса:
• Улучшится общее эмоциональное состояние ребенка;
• Уйдут страхи, негативные эмоции, переживания;
• Развитие воображения, творческого потенциала;
• Развитие мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики;
• Развитие самооценки и уверенности в себе;
• Адаптация в новой среде (детский сад);
• Улучшение взаимоотношений с родителями и сверстниками;
• Формирование положительных черт характера.
Перспективный план работы «Чудесный песок».
Сентябрь
2-я неделя
1.«О чем рассказала Фея песка»
(Знакомство с песочницей)
Познакомить детей с песочницей.
Закрепить, уточнить, систематизировать знания о природном материале- песке.
Развивать интерес к играм с песком.
Создать у детей радостное настроение.
Песочница, кукла Фея.
4-я неделя
2. «В гостях у Феи песка»
(Беседа о правилах игры с песком)
Закрепить с детьми правила поведения в песочнице. Создать положительный эмоциональный настрой.
Развивать диалогическую речь.
Воспитывать аккуратность.
Песочница, кукла Фея, салфетки
Октябрь
2-я неделя
1. Игра – упражнение «Здравствуй, песок!»
Снижение психофизического напряжения.
Развитие чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение
Развивать мелкую моторику.
Песочница, салфетки.
4-я неделя
2. Исследовательская деятельность:
«Сыпем – лепим»
Формировать знания детей о свойствах сухого и сырого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формочки.
Учить способам обследования.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику рук.
Песочница, совочки, формочки, сита, салфетки
Тема
Цель
Материалы
Ноябрь
2-я неделя 1.
Игра с песком и водой
«Ручеек течет»
Познакомить детей с приемами увлажнения песка.
Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, аккуратность в играх с природными материалами.