Песочная терапия, как здоровьесберегающая технология
Песочная терапия, как здоровьесберегающая технология
В данной разработке дано описание одной из здоровьесберегающих технологий, а именно песочной терапии. Раскрыта суть данного метода. Приведены правила игры в песке, описаны возможности и предложены игры с детьми для разного младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Песочная терапия, как здоровьесберегающая технология»
Песочная терапия, как здоровьесберегающая технология
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
К.Д. Ушинский
Главной задачей ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоциональное благополучие. Поэтому, часто возникает вопрос об использовании в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, среди которых можно выделить песочную терапию.
Какова идея песочной терапии?
Для многих людей, а в особенности для ребенка очень трудно выражать словами свои чувства, переживания, ощущения. Возможно, сложность заключается не только в том, что человек не может подобрать нужных слов, а скорее в том, что рассказ о своей внутренней жизни - это всегда риск, это всегда очень волнительно и порой небезопасно.
К.Г. Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике»
Игра с песком позволяет активизировать воображение и выразить возникающие при этом образы. Играющий человек может осмыслить содержание своего бессознательного, создавая песчаные ландшафты один за другим. Образы целительны потому, что они способствуют включению неосознаваемых психических содержаний в сознание. Человек "отрабатывает" свои проблемы и таким образом преодолевает внутренний конфликт.
В процессе игр с пеком ребенок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Песочница обладает для детей психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Песочная терапия — это прежде всего возможность самовыражения. Песок, вода и несколько маленьких фигурок, людей, животных (игрушки из шоколадных яиц Kinder Surprise), предметов способны помочь ребенку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно выразить словами.
Правила игры с песком
- Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
- Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
- У детей всегда должны быть чистые ручки. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки взрослому.
- Все игрушки любят, когда их ставят на место. После игры в песке надо убрать все игрушки на свои места.
Игры с песком в младшей группе
«Чувствительные ладошки»
Горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое. Взрослый просит малыша притронуться к песку и спрашивает его, что он чувствует. Какой песок на ощупь: теплый, холодный, мокрый, сухой, мягкий, твердый и т.д.
«Отпечатки наших рук»
Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки.
Игра «Секретик»
Что спрятано в песке? Взрослый прячет в песке любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка — откопать «секретик», а потом сделать похожий тайник для взрослого.
Игра «Рисунки на песке»
С помощью палочки можно рисовать картинки (солнышко, домик, цветочек, тучку, рыбку и буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.
Игра «Разноцветные паровозики»
Взрослый предлагает ребенку собрать паровоз из разноцветных пластиковых крышечек или камушков. Можно предложить собрать по цветам паровозик, а можно предложить собрать по счету из четырех, пяти, шести вагончиков и т. д.
Игры с песком в средней группе
Игра «Домики для мышки»
Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, взрослый берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем его «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.
Игра «Я пеку, пеку, пеку»
Ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол, взрослых.
Игра «Заборчики»
Ребенок руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Также устроить гонки маленьких машинок.
Игра «Волшебные отпечатки на песке»
Взрослый и ребенок оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т, д.
Игра «Цирк на песке»
Ребенок с помощью взрослого мастерит из песка арену на которой по очереди все участники прогулки на песке, показывают цирковые номера с помощью различных маленьких игрушек (игрушки из киндер-сюрприз, солдатики, игрушки из лего конструкторов и т.д.).
Игры с песком в старшей группе
Игра «Секретики»
Взрослый прячет геометрическую фигуру, букву, цифру и предлагает «рассекретить» на ощупь что спрятано в песке.
Игра проводится согласно возрасту и умениям, знаниям ребенка, можно усложнять, изучив новую букву или цифру, закреплять пройденное.
Игра «Угадайка»
В песке спрятаны буквы (количество варьируется). Ребенок находит буквы и составляет слова на песке.
Игра «Страна слов»
На поверхности песка написано слово с пропущенной буквой. Ребенку предлагается пальчиком или палочкой написать пропущенную букву.
Игра «Сапер»
Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находится в песке в любом положении. Задача другого играющего — «сапера», откопать «мину» не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками или перышками.
Игра «Раскопки»
Нужно заранее закопать в песок маленькие предметы: ложку, пробку, ручку и т.п. Ребенок должен их раскопать и вместе со взрослым придумать историю о том, кому принадлежали эти вещи.
Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии — учится понимать себя и других.