kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагог как организатор здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В детском саду ребенок проживает треть своей дошкольной жизни. И эту жизнь его организуют сотрудники ДОУ. И от того, как она будет организованна, зависит в немалой степени состояние здоровья детей. Большая часть этой работы приходится на педагогов. Они создают развивающую среду для детей, организуют их познавательно-продуктивную деятельность, определяют модель образовательного процесса.  В настоящее время возникает необходимость активной разработки и использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе дошкольного учреждения, стимулирующих приобретение опыта ценностного отношения к своему здоровью, создании здоровьесберегающей среды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагог как организатор здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.»

Педагог как организатор здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении


В детском саду ребенок проживает треть своей дошкольной жизни. И эту жизнь его организуют сотрудники ДОУ. И от того, как она будет организованна, зависит в немалой степени состояние здоровья детей. Большая часть этой работы приходится на педагогов. Они создают развивающую среду для детей, организуют их познавательно-продуктивную деятельность, определяют модель образовательного процесса. В настоящее время возникает необходимость активной разработки и использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе дошкольного учреждения, стимулирующих приобретение опыта ценностного отношения к своему здоровью, создании здоровьесберегающей среды. Здоровьесберегающая педагогическая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

  • условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

  • рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающая среда в общепринятом понятии – это, прежде всего, санитарно - гигиенические нормы, чистота и порядок в окружающей ребёнка среде, выполнение требований к подбору игрушек, мебели, соблюдение режима проветривания помещений, в которых находятся дети, и многое другое. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.

В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах деятельности человека и особенно остро в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей разного возраста путём совершенствования службы здравоохранения не принесла ощутимых результатов.

Физиологическая, психологическая и морально-нравственная реабилитация детей в последнее время признана первостепенной задачей.

К основным характеристикам этой здоровьесберегающей среды дошкольной организации нужно отнести: морально – психологический климат, экологию и гигиену; современный дизайн, рациональный режим жизни, труда и отдыха, современные образовательные программы, методики и технологии.

Развивающая среда создаёт благоприятные условия для обучения ребёнка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности, как умственную, так и физическую, и игровую. Она становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования. Требованиями к её организации являются: свободный, по интересам выбор детьми игрушек и материалов для привлекающего их вида деятельности; возможность играть малыми подгруппами и пространство групповой комнаты для занятий должно быть лишено казённо-школьной атрибутики.

Общепринятые принципы организации здоровьесберегающей среды являются ведущими и для нашего детского сада :

  1. Динамизм – возможность изменения, преобразования.

  2. Открытость – связь с другими социальными институтами, с социумом в целом.

  3. Гибкость – учёт возможностей, как субъектов образования, так и социально-культурного пространства.

  4. Саморазвитие и взаимосвязь педагогической подсистемы – воспитание, образование, развитие, управление.

Мы считаем, что создание здоровьесберегающего пространства способствует профилактике различного рода негативных тенденций в среде детей, успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению и социуму. Все эти требования тщательно соблюдаются в работе нашего образовательного учреждения. Однако в современное понятие “здоровьесберегающая среда” включается учёт нейропсихологических особенностей участников воспитательно-образовательного процесса.

У большинства людей (99% правшей и 23% левшей) речевые структуры локализованы в левом полушарии, где находится центр Вернике. Хотя с лингвинистическими способностями преимущественно связано левое полушарие, тем не менее, правое полушарие также обладает некоторыми языковыми функциями – может понимать письменную речь. С помощью правого полушария человек может не только “читать” вопросы, но и “отвечать” на них левой рукой, составляя слова из букв, нанесённых на карточки. Таким же образом человек может называть предметы, предъявленные ему зрительно в правое полушарие, а точнее, «писать» с помощью правого полушария, составляя слова из букв правой рукой.

В обычном спокойном состоянии левое и правое полушария головного мозга дополняют друг друга при обработке информации, выработке новых знаний, принятии решений. Во время стресса эта способность может быть утрачена, и в этот момент активно только одно полушарие – ведущее, поэтому важно исключать стрессогенные факторы при организации здоровьесберегающей среды образовательного процесса для создания благоприятных условий формирования успешности каждого ребёнка и группы в целом.

Исследования нейропсихофизиологических механизмов познавательной деятельности показывают, что эффективность восприятия учебного материала определяется не только состоянием специфических анализаторов, но и уровнем сформированности механизмов активации, регуляции, следообразования.

Возрастные и индивидуальные особенности внутриполушарной организации и межполушарного взаимодействия формируются под воздействием наследственных факторов и среды. Полагаясь на исследования ведущих учёных и практиков современной науки, дошкольное образовательное учреждение организовало динамичную предметную здоровьесберегающую среду, способствующую сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Первым шагом создания здоровьесберегающей среды было ознакомление сотрудников детского сада с проблемами нейропсихологической коррекции детей с особыми образовательными возможностями и происходило это на педагогических советах, семинарах . В течение учебного года при организации педагогического процесса учитывались все требования к организации здоровьесберегающей среды на основе нейропсихологических особенностей детей. В результате чего пришли к пониманию, что:

1.Создание здоровьесберегающей среды с позиции нейропсихологических особенностей детей возможно при соблюдении следующих условий: развивающая среда не может быть построена окончательно (примерно раз в 2 месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование); в групповой комнате нужно иметь “запасник ценных вещей”, (в неглубоких коробках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, которые позволяют самостоятельно изменять позиции своих интересов.)

2.Высокопрофессиональный педагог с активной жизненной позицией, уверенный в себе, креативный, с устойчивой мотивацией на здоровье, является создателем этой среды, примером, а также частью окружающей среды ребёнка. Личности педагога должны быть присущи психоэмоциональная устойчивость, хорошее настроение, развитые толерантность и эмпатия, а также новое педагогическое мышление. Данный вид мышления предполагает возможность достижения целей обучения различными вариантами и воспитания как одной из исходных своих посылок. Каждый педагог коррекционной группы создаёт окружающую среду с учётом интересов, потребностей и развития каждого ребёнка. Значительной особенностью нового педагогического мышления является его творчески созидательная направленность на разработку эффективных методик и технологий обучения и воспитания, имеющих альтернативный характер по отношению к традиционным. Важно отметить и наличие отношения к себе детей с позиций собственно восприятия успешной самореализации каждого ребёнка.

3.Выстраивание коммуникативного пространства с учётом нейропсихологических особенностей каждого ребёнка и группы в целом, а также нейропсихологических особенностей самого педагога. Взрослый формирует взаимоотношения между педагогом и ребёнком, между ребёнком и группой детей. Изучение нейропсихологических особенностей каждого ребёнка группы и умелое использование их взаимоотношений в детском коллективе, позволяют исключить стрессогенные факторы, провоцирующие нервозность, тревожность и другие негативные проявления, позволяют создать комфортную среду общения. Зная ведущую зону сенсорного опыта, ведущее полушарие, стрессовоустойчивость каждого ребёнка, педагогу легче предложить психологическую совместимость детей при организации игровой, учебной или коммуникативной деятельности. Наблюдения показывают что, дети, обладающие схожими нейропсихологическими особенностями, быстрее налаживают контакты, и это важно учитывать при освоении коллективных форм работы, в период адаптации и при организации индивидуальных контактов: ребёнок-ребёнок, взрослый-ребёнок.

4.Организация предметной среды. Конструирование здоровьесберегающей среды происходит с учётом нейропсихологических особенностей каждого ребёнка и группы в целом. Зная, сколько в группе визуалов, кинестетиков, аудиалов определяем необходимое количество и качество игрового материала в групповой комнате, его расположение, частоту использования детьми. Например: если в группе преобладают кинестетики, то двигательная зона более обширна, насыщена игрушками с разнообразными тактильными ощущениями. Это умело подобранный материал конструктивного направления: яркие, удобные конструкции “Лего”, различной формы и различного размера; дидактические игры: “Чудесный мешочек”, “Что в посылке?”, “Зоопарк”, настольно-печатные игры, музыкальные инструменты, магнитные доски с наборами фигур, книги с картинками – липучками, наборы вырезанных картинок, не соотносящихся по размеру, цвету и т.д.

Для детей – визуалов подбираем наглядные стимулы, яркого, неординарного изображения, размера – игрушки, различные книги с красочными иллюстрациями, видеофильмы, другие материалы развлекательного или познавательного характера, такие как “видео-азбука”, “В мире животных”, “Подводный мир”. и т.д.

Для детей – аудиалов значимы звуковые стимулы: это различные музыкальные инструменты, говорящие и поющие куклы, мягкие игрушки, аудиокассеты с записью различных сказок, рассказов, занимательных историй, аудиокнига. Аудиокнига воздействует на слуховое восприятие и может быть воспроизведена только с помощью технических средств обучения. Она содержит прозу и стихи, литературу классическую и современную, сказочную и реалистичную, фантастическую и научно-познавательную. Педагог следит за реакцией детей на звучащий текст, что помогает выстроить правильно беседу после знакомства с книгой. В нашем дошкольном учреждении все группы оснащены техническими средствами обучения, в группе дети на логопедических занятиях используют аудио - азбуку для формирования фонематического восприятия у детей с задержкой психического развития на логопедических занятиях.

5.Выстраивание образовательного пространства. Для успешного усвоения учебного материала правополушарные дети удобно располагаются полукругом перед педагогом, для них важно ощущать плечо сверстников и реакцию всех участников познавательного процесса. Левополушарные дети находятся в последовательности друг за другом и имеют “личное индивидуальное” пространство за столом на одного человека. Расположение мебели в группах предусматривает самостоятельный выбор местоположения детей во время совместной игровой деятельности.

6.Способы трансляции содержательного компонента. В силу того, что левое полушарие обрабатывает информацию на основе аналитического принципа, педагог для левополушарных детей выстраивает объяснение учебного материала, выделяя конкретные частные позиции, создавая целостное восприятие о предмете или явлении. В практике работы нашего комбинированного дошкольного учреждения широко используются приёмы мнемотехники, наглядного графического моделирования, что позволяет ребенку эффективнее воспринимать и перерабатывать информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

Правополушарные воспитанники успешны в когнитивной деятельности при условии, что знания вызывают у них определённые чувства, переживания на фоне приятной негромкой музыки с использованием всех приёмов в объяснении, вызывающих целостный образ. Правополушарные дети успешны в обучении при условии погружения в чувства, при создании образа, затем они благополучно проводят анализ, вычленяя характерные особенности познаваемого. При обучении и воспитании детей дошкольного возраста применяются различные здоровьесберегающие технологии – танцетерапия, ароматерапия, музыкотерапия, игротренинги, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, “гимнастика мозга”.

10.Психоэмоциональная комфортность во время взаимодействия ребёнка с взрослым. Педагог продумывает своё местоположение при трансляции материала как в совместной деятельности , так и при индивидуальной работе. Левополушарные дети, предрасположенные к восприятию социальных взаимоотношений, адекватно воспринимают позицию педагога, наклонившегося над ним, это не вызывает у ребёнка дискомфорта и не является стрессогенным фактором.

Правополушарные дети успешно обучаются при демократических взаимоотношениях. Они предрасположены к заниженной самооценке, к повышенной тревожности. С целью снижения стрессовости восприятия нового учебного материала, ситуации контроля, создания психоэмоциональной комфортности для них важно любое общение с взрослым в позиции рядом, на уровне глаз.

11.Подбор дидактического материала в зависимости от ведущей сферы сенсорного опыта. При изучении нового материала учитываются ведущие сферы сенсорного опыта каждого ребёнка и преобладание в целом в группе. Педагог тщательно продумывает наглядный материал для занятий с целью включения всех каналов восприятия материала для успешного усвоения новых знаний.

При организации обучения детей в совместной деятельности размещаем детей в образовательном пространстве с учётом ведущей сферы сенсорного опыта.

Дети - кинестетики воспринимают информацию с помощью всего тела, они очень подвижны и легко отвлекаются при любом побочном действии сверстников, участвующих в образовательном процессе. Наглядность для них вызывает сильные чувства, позитивные переживания. Детям с ведущей кинестетической сферой сенсорного опыта находятся на задних позициях расположения группы. В таком случае восприятие транслируемых педагогом знаний происходит для детей успешно на фоне всех присутствующих, ребёнку не приходится поворачиваться в разные стороны, чтобы отрефлексировать все “помехи”, создаваемые другими детьми.

Аудиалы воспринимают информацию в большей степени на слух, поэтому они находятся в середине образовательного процесса, где происходит сосредоточение звуковой волны. Для таких детей значимы звуковые стимулы: интонация, темп речи, сила голоса, тембр, импрессия речи. Аудиалы на слух воспринимают информацию в более полном объёме, для них важно самим проговаривать запоминаемые знания.

Визуалы воспринимают информацию лучше всего с помощью зрения, для таких детей очень важны наглядные стимулы, и поэтому для них комфортным расположением является расположение ближе к наглядности. Для них значимы изобразительные средства наглядных материалов, особенности изображения, размеры, яркость, неординарность изображения, все эти факторы способствуют быстрому эффективному усвоению знаний.

Таким образом, создание в работе дошкольного учреждения целостной здоровьесберегающей среды способствует повышению результативности образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Используемые литературные источники:

1.     Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

  1. Деннисон Г., Кэррол Т. Организация доминантной деятельности головного мозга. М.: 1995.- С.54.

3. Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.. Формирование основ здорового образа жизни //

4. Колидзей. Э.А. Двигательная деятельность ребенка в пространстве его отношений с действительностью / Балашовский гос. пед. университет. - Балашов: Изд-во БГПИ, 2001. - 140 с.

  1. Панкратова И.В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.

6.     Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2000. С.43-4 7.


7.Самборенко Л.Ф. Основные подходы к созданию развивающей среды в ДОУ. // “Методист”. Выпуск №2

8.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: 2002.- С.43.

9. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.3.

10. Формирование основ здорового образа жизни // Управление ДОУ. 2006. N 4


11.Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга. М.: 1978.- С72-77 .




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Козьменко Ольга Викторовна

Дата: 12.12.2015

Номер свидетельства: 265456


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства