kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта:

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах обучения детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания.

Задачи:

1. Провести анкетирование родителей на выявление уровня знаний об  обучении ребенка культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания.

2.  Познакомить родителей с понятием культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, способствовать взаимодействию родителей с детьми в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков.

3. Разработать цикл мероприятий, посвященных повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»»

11


Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования

Академия современных образовательных практик




Программа профессиональной

переподготовки

«Педагогическая деятельность

воспитателя дошкольного образования»




Итоговый аттестационный экзамен

Педагогический проект


«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»




Слушателя курсов

профессиональной переподготовки

Муниципального автономного

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №412» г. Перми

воспитатель

Колчанова Ольга Александровна

Научный руководитель:

Любимова Людмила Валентиновна,

к.п.н., доцент

АНО ДПО АСОП




Татьяна Алексеевна Графская,

преподаватель АНО ДПО АСОП







Пермь, 2016

СОДЕРЖАНИЕ


Основания для разработки проекта ……………………………………….

3

Описание проекта…….……………………………………………………..

4

План реализации проекта и его методическое сопровождение…………

5

Ожидаемые результаты и критерии их оценки …………………………....

9

Список используемой литературы …………………………………………

10

Приложения ………………………………………………………………….

13
















ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА


Происходящее в настоящее время реформирование дошкольного образования определяет позиции педагогов и родителей в педагогическом процессе. Проанализировав современные нормативные и концептуальные документы об образовании, мы пришли к выводу, что проблема повышения психолого-педагогической культуры родителей является актуальной, так как родитель признан полноправным субъектом педагогического процесса.

Конвенция о правах ребенка ст.27: «Родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка».

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и занимают определяющую позицию в воспитательном процессе. Поэтому родители должны обладать определенным уровнем психолого-педагогической культуры, для становления которой необходимо как «семейное самообразование, так и непосредственное содействие педагогов образовательных учреждений» [9].

В концепции дошкольного образования (от 17 июня 1989 года) и ФГОС ДО заявлено, что «важным условием преемственности образования является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректи­руется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при любом обучении ребенка. Эффективность обучения детей культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания напрямую зависит от отношения семьи и дошкольного учреждения.

Теоретические аспекты исследования проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей представлены в работах Е.П.Арнаутовой, Т.И.Бабаевой, Т.А.Березиной, Ю.М.Тонковой, Л.В.Коломийченко и других.

Гармоничное развитие ребенка младшего дошкольного возраста без активного участия его родителей в образовательном процессе детского сада практически невозможно. Методы эффективного взаимодействия детского сада с семьей раскрыты в работах таких авторов как Е.П. Арнаутова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Т.А. Куликова, Л.В. Коломийченко и других.

Важным фактором, влияющим на данное взаимодействие, являются ожидания, как педагогов, так и родителей по отношению друг к другу.

Сформированность культурно-гигиенических навыков у ребенка зависит от многих факторов, среди которых огромное значение имеет семейное воспитание, общение с близкими взрослыми. Семья – первый социальный институт, в который включается ребенок в процессе социализации. Семейное воспитание с раннего возраста направляет сознание, чувства, волю ребенка. В общении с родителями дети приобретают свой первый жизненный опыт, элементарные знания и представления об окружающем, отношение к различным аспектам действительности. Развитие у ребенка навыков самообслуживания часто сопровождается типичными ошибками, которые допускают взрослые. Первая из них заключается в том, что родители не поддерживают стремление ребенка к познанию нового, не придавая этому серьезного значения. Вторая состоит в том, что задача формирования культурно-гигиенических навыков перекладывается на детский сад. Часто эти ошибки сочетаются.

На наш взгляд, на практике недостаточно внимания уделяется развитию навыков самообслуживания, поскольку родителям проще самим выполнять за ребенка процедуры умывания, одевания, раздевания, кормления и так далее. Возможно, это связано с недостаточным уровнем психолого-педагогической культуры родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков и отсутствием методически разработанного плана работы в данном направлении для педагогов.

В результате анализа данных анкетирования родителей было установлено, что 55 % родителей не в полной мере довольны уровнем взаимодействия детского сада с семьями воспитанников по вопросам формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. По результатам анкет не нашлось ни одного родителя, который бы не нуждался в помощи педагога.

Проведенный анализ актуализирует разработку проекта по повышению психолого-педагогической культуры родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.


ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Название проекта:

Формирование культурно-гигиенических навыков младшего дошкольного возраста.

Вид проекта: просветительский, среднесрочный.

Участники:

Воспитатели 2-младшей группы Колчанова О.А., Дудина Л.А, педагог-психолог Кирилюк У.С., медицинский работник Карымова Е.В., родители детей 2-младшей группы, (возможно участие детей).

Цель проекта:

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах обучения детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания.

Задачи:

1. Провести анкетирование родителей на выявление уровня знаний об обучении ребенка культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания.

2. Познакомить родителей с понятием культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, способствовать взаимодействию родителей с детьми в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков.

3. Разработать цикл мероприятий, посвященных повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Этапы и механизмы реализации:

Проект будет реализован в МАДОУ «Детский сад № 412» г. Перми в младшей группе. Общее количество воспитанников – 26 человек.

Проект состоит их трех этапов: подготовительный (декабрь), основной (январь–апрель), заключительный (май).



ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

И ЕГО МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ



1 этап – подготовительный (декабрь)

Ответственные: воспитатели Колчанова О.А.., Дудина Л.А.

Проведение родительского собрания. Цель: Обозначение задач по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Презентация проекта.

Анкетирование родителей с целью выявления уровня сформированности психолого-педагогической культуры родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Обработка результатов анкетирования

Составление плана проведения мероприятий.

2 этап – основной (январь-апрель)

Ответственные: воспитатели Колчанова О.А., Дудина Л.А., педагог-психолог Кирилюк У.С., медицинский работник Карымова Е.В.


Содержание

Задачи

Формы, методы

Сроки

Родительское собрание «Воспитание культурно-гигиенических навыков»

Способствовать пониманию значимости формирования культурно-гигиенических навыков на данном этапе развития ребенка

Наглядные, словесные методы, демонстрация презентации «Наши дети»

январь

Оформление информации в группе интернет сообщества

Способствовать ознакомлению родителей с информацией в удобное время. Осуществить более полный охват родителей группы.

Дублировать информацию интернет-сообществе.

Использование интернет-сообщества для ознакомления с информацией, неформального общения, индивидуальных и групповых консультаций

январь - май

Оформление информационного стенда «Семья и ребенок: культурно-гигиенические навыки»

Способствовать обогащению знаний о роли семьи в формировании культурно-гигиенических навыков.

Наглядные методы, оформление стенда.

январь

Памятки для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков»

Способствовать установлению взаимопонимания между родителями и детьми.

Выпуск памятки для родителей

январь

Семинар для родителей «Игровые методы обучения ребенка навыкам самообслуживания»

Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Проведение семинара в игровой форме с психологом ДОУ.

февраль

Оформление фотовыставки «Мы вместе…»

Привлекать к совместной деятельности ребенка и родителей на тему культурно-гигиенических навыков.

Выполнение задания, полученного на семинаре, оформление фотовыставки

февраль

Оформление стенда «Ребенок младшего дошкольного возраста и гигиена» с использованием фотографий детей группы

Привлечь внимание родителей к проблеме обучения навыкам самообслуживания и развитию самостоятельности.

Наглядные методы с использованием приема привлечения внимания, оформление информационных материалов.

февраль

Практическое занятие «Разложи одежду правильно» (игровой тренинг для родителей)

Познакомить родителей с приемами и методами формирования у ребенка навыков самообслуживания.

Наглядные, словесные и практические методы.

март

Оформление выставки рисунков «Чистюля»

Привлечь родителей к оформлению выставки для детей с целью формирования культурно-гигиенических навыков.

Совместная деятельность педагогов и родителей в оформлении выставки.

март

Мастер-класс «Чистые зубки» (проведение родителем группы стоматологом детской поликлиники)

Привлекать родителей к педагогическому процессу. Обогащение знаний о гигиене полости рта. Проведение игры с детьми.

Участие в тренинге, словесные, игровые методы.

апрель

Оформление информационной папки «Чистота и гигиена», в конце недели после демонстрации материала изготовление «Семицветика» с лепестками знаний (в центре - групповое фото детей)

Обобщить и повторить знания родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, привлечь всех родителей оформить «Семицветик» - каждый лепесток – определенная «умелость» детей.

Наглядные методы, практические методы

апрель

Индивидуальные консультации по формированию навыков самообслуживания (по запросу родителей)



Регулярно (по мере обращения)

Инсценировка сказки «Мойдодыр» родителями группы


Привлекать родителей к педагогическому процессу, формировать заинтересованность родителей в воспитании ребенка

Словесные, наглядные, практические

Апрель-май

Анкетирование для

родителей

Провести итоговое анкетирование с целью определения уровня психолого-педагогических знаний родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

анкетирование






май





3 этап заключительный (май)

Ответственные: воспитатели Колчанова О.А., Дудина Л.А..

Подведение итогов проекта. Оформление.

Методические рекомендации по реализации проекта:

Перспективный план предполагает систематическую планомерную деятельность по его реализации.

В течение одного месяца предполагается проведение одной основной формы работы и нескольких вспомогательных, формы работы предполагают возможность посещения не каждой активной формы родителями, осваивать материал они могут и в рамках вспомогательных форм.

Для реализации плана необходимо общение между участниками доверительное и доброжелательное.

В рамках реализации плана возможно вовлечение детей, т.к. он предполагает совместные формы работы (выставки, тренинги, мастер-классы).

Все материалы дублируются на интернет-ресурсе в сообществе родителей для более широкого охвата и удобства ознакомления с информацией.

Возможные риски и пути их преодоления.

Низкая активность родителей. Для повышения активности родителей возможно предусмотреть систему поощрений для участников мероприятий.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ

1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, овладение диагностикой оценивания и техниками эффективного взаимодействия с ребенком при формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания (по результатам итогового анкетирования).

2. Разработка плана работы с родителями по теме, применение педагогами эффективных форм и методов взаимодействия с семьей.

3. Привлечение родителей к педагогическому процессу.

4. Создание картотеки игр для формирования культурно-гигиенических навыков, картотеки загадок, картотеки литературы для родителей, посвященной данной проблеме, консультаций для родителей, создание алгоритмов самообслуживания.

5. Интерес воспитателей и родителей других групп.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

1.Диагностика уровня сформированности психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков, сравнительный анализ начального и итогового анкетирования.

2. Количество родителей и других членов семей, принявших участие в проекте.

3. Отзывы о мероприятиях в журнале отзывов и в социальных сетях.

Если проект будет успешно реализован, то мы планируем транслировать свой опыт для педагогов других групп и других ДОУ, возможна публикация на интернет-ресурсах, участие в семинарах и конференциях.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.: Карапуз, 2002. – 263 с.

  2. Арнаутова Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада./ Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 213 с.

  3. БабаеваТ.И. У школьного порога: [подготовка к школе] – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.

  4. Баринова Н.М. Детский сад и семья: детско-родительский клуб. – М.: Перспектива, 2013. – 92 с.

  5. Дуброва В.П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада с семьей: Учебное пособие. – Минск, 1997. – 32 с.

  6. Евдокимова Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей./ Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. - М.: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.

  7. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. /Зверева О.Л., Кротова Т.В. – М.: Сфера, 2005 – 88 с.

  8. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) – URL: http://www.consultant.ru/cons/document/cons_doc_LAW_9959/

  9. Концепция дошкольного образования (постановление Минобразования от 16 июня 1989 года № 7/1). – URL: http://dovosp.ru/lows/concept/postanovlenie-minobrazovanija-rf-ot-16-ijunja-1989-goda-71-programmno-metodicheskoe-obespechenie-doshkolnogo-obrazovanija-kontseptsija-doshkolnogo-vospitanija.html

  10. Майер А.А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада./Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. – М.: - Сфера, - 2012 – 128 с.

  11. Пастухова И.О Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ с семьей. – М. – Сфера, 2007 – 48 с.

  12. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.).  — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.

  13. Тренинг для родителей. Овада А. – URL: http://www.maam.ru/detskijsad/trening-dlja-roditelei-na-poroge-shkoly.html

  14. Федеральный государственный образовательный стандарт (утвержден 17.10.2013). – URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

  15. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012). – URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1646176

  16. Я – компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников/ Под ред. Л.В. Коломийченко. – М.: Сфера, 2013. – с.128.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Колчанова Ольга Александровна

Дата: 30.09.2017

Номер свидетельства: 430323


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства