Происходящее в настоящее время реформирование дошкольного образования определяет позиции педагогов и родителей в педагогическом процессе. Проанализировав современные нормативные и концептуальные документы об образовании, мы пришли к выводу, что проблема повышения психолого-педагогической культуры родителей является актуальной, так как родитель признан полноправным субъектом педагогического процесса. Конвенция о правах ребенка ст.27: «Родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка». Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и занимают определяющую позицию в воспитательном процессе. Поэтому родители должны обладать определенным уровнем психолого-педагогической культуры, для становления которой необходимо как «семейное самообразование, так и непосредственное содействие педагогов образовательных учреждений» [9]. В концепции дошкольного образования (от 17 июня 1989 года) и ФГОС ДО заявлено, что «важным условием преемственности образования является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при любом обучении ребенка. Эффективность обучения детей культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания напрямую зависит от отношения семьи и дошкольного учреждения. Теоретические аспекты исследования проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей представлены в работах Е.П.Арнаутовой, Т.И.Бабаевой, Т.А.Березиной, Ю.М.Тонковой, Л.В.Коломийченко и других. Гармоничное развитие ребенка младшего дошкольного возраста без активного участия его родителей в образовательном процессе детского сада практически невозможно. Методы эффективного взаимодействия детского сада с семьей раскрыты в работах таких авторов как Е.П. Арнаутова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Т.А. Куликова, Л.В. Коломийченко и других. Важным фактором, влияющим на данное взаимодействие, являются ожидания, как педагогов, так и родителей по отношению друг к другу. Сформированность культурно-гигиенических навыков у ребенка зависит от многих факторов, среди которых огромное значение имеет семейное воспитание, общение с близкими взрослыми. Семья – первый социальный институт, в который включается ребенок в процессе социализации. Семейное воспитание с раннего возраста направляет сознание, чувства, волю ребенка. В общении с родителями дети приобретают свой первый жизненный опыт, элементарные знания и представления об окружающем, отношение к различным аспектам действительности. Развитие у ребенка навыков самообслуживания часто сопровождается типичными ошибками, которые допускают взрослые. Первая из них заключается в том, что родители не поддерживают стремление ребенка к познанию нового, не придавая этому серьезного значения. Вторая состоит в том, что задача формирования культурно-гигиенических навыков перекладывается на детский сад. Часто эти ошибки сочетаются. На наш взгляд, на практике недостаточно внимания уделяется развитию навыков самообслуживания, поскольку родителям проще самим выполнять за ребенка процедуры умывания, одевания, раздевания, кормления и так далее. Возможно, это связано с недостаточным уровнем психолого-педагогической культуры родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков и отсутствием методически разработанного плана работы в данном направлении для педагогов. В результате анализа данных анкетирования родителей было установлено, что 55 % родителей не в полной мере довольны уровнем взаимодействия детского сада с семьями воспитанников по вопросам формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. По результатам анкет не нашлось ни одного родителя, который бы не нуждался в помощи педагога. Проведенный анализ актуализирует разработку проекта по повышению психолого-педагогической культуры родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА Название проекта: Формирование культурно-гигиенических навыков младшего дошкольного возраста. Вид проекта: просветительский, среднесрочный. Участники: Воспитатели 2-младшей группы Колчанова О.А., Дудина Л.А, педагог-психолог Кирилюк У.С., медицинский работник Карымова Е.В., родители детей 2-младшей группы, (возможно участие детей). Цель проекта: Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах обучения детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания. Задачи: 1. Провести анкетирование родителей на выявление уровня знаний об обучении ребенка культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания. 2. Познакомить родителей с понятием культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, способствовать взаимодействию родителей с детьми в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков. 3. Разработать цикл мероприятий, посвященных повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Этапы и механизмы реализации: Проект будет реализован в МАДОУ «Детский сад № 412» г. Перми в младшей группе. Общее количество воспитанников – 26 человек. Проект состоит их трех этапов: подготовительный (декабрь), основной (январь–апрель), заключительный (май). |