Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении
Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье представлен опыт работы дошкольного учрежденияс детьми с ограниченными возможностями здоровья, описаны методы, формы и приемы детско-взрослого взаимодействия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении»
Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
в дошкольном образовательном учреждении
Потылицына О.М., воспитатель МБДОУ № 271
Инклюзивное образование считается сегодня в числе приоритетных. Право на получение образования всеми детьми независимо от ограниченных возможностей их здоровья законодательно закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273.
Известный русский психолог Л.С. Выготский писал: «Необходимо создать такую систему обучения, которой удалось бы органично увязать специальное обучение с обучением детей, имеющих нормальное развитие». В нашем детском саду воспитываются дети с ОВЗ, имеющие нарушения речи. Педагогическая диагностика таких воспитанников показывает недостаточный уровень сформированности не только речевого развития, но также крупной и мелкой моторики, дыхательного и речевого аппарата, а также психического развития.
Наше дошкольное учреждение является детским садом общеразвивающего вида. Но с каждым годом детей с ОВЗ становится больше. В связи с этим было принято решение ввести в штат ставку воспитателя по работе с детьми с ОВЗ.
На начальном этапе рабочей группой педагогов была разработана Адаптированная образовательная программа [1], на основании которой выстраивается индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка.
Индивидуальный маршрут – это специально организованное образовательное пространство, включающее педагогические технологии, методической обеспечение, кадровые ресурсы, развивающую предметную среду. Осуществляется по следующим направлениям:
практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
формирование правильного произношения;
развитие навыка связной речи;
развитие мелкой и крупной моторики;
подготовка к обучению грамоте;
психическое развитие.
Дети включены в различные формы обучения: подгрупповые, индивидуальные. При формировании групп учитывается возраст детей, индивидуальный темп деятельности, а также речевые нарушения. Состав подгруппы меняется в зависимости от индивидуальных успехов каждого ребенка, все остальное время занимают индивидуальные занятия с детьми, которые организованны по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов.
Педагогическая деятельность проектируется в соответствии с комплексно-тематическим планированием возрастной группы, которую посещает воспитанник. Выстраиваем образовательный процесс, применяя инновационные технологии: здоровьесберегающие, социо-игровые приемы, проблемные ситуации, ИКТ, мнемотехнику, пиктографию.
В основе взаимодействия с детьми руководствуемся деятельностным подходом: решаем разные, но взаимосвязанные задачи, охватывающие, фонематическую, грамматическую стороны речевого развития. Приемы мнемотехники и пиктографии применяем для активизации словарного запаса, развития памяти, воображения, словесно-логического мышления.
Работа не ограничивается применением данных технологий. Особое внимание уделяется здоровьесбережению дошкольников. Активно применяем двигательный режим, динамические паузы, различного вида гимнастики (пальчиковая, дыхательная, артикуляционная, зрительная), самомассаж, приемы логоритмики и т.д.
Считаем, что педагогическое сопровождение – это комплекс мероприятий, обеспечивающий равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства [2].
Библиографический список
Адаптированная образовательная программа МБДОУ № 271 http://mbdou271.mmc24421.cross-edu.ru/p9aa1.html.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".