Просмотр содержимого документа
««Педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ»»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 86»
Сообщение из опыта работы
«Педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ»
в рамка педагогического совета
«Оптимизация образовательного процесса, ориентированного на качественное развитие детей разных образовательных
возможностей и способностей»
Подготовила:
Ивонина Зоя Валерьевна
воспитатель высшей кв. категории
2018г
После введения федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) проблема работы с детьми с ОВЗ стала особенно актуальными. Ключевым принципом в ФГОС ДО является поддержка разнообразия каждого ребенка, в том числе и ребенка с ОВЗ.
Так как, наиболее важным периодам развития детей с ОВЗ являются младший дошкольный возраст, то осуществление инклюзивного подхода для детей с ОВЗ начинается уже с 3 лет. Особо стоит отметить такой сложный дефект развития у детей, посещающих наш детский сад, как ТНР, ЗРР. Нашу группу посещает ребенок с диагнозом ТНР (тяжелое нарушение речи).
При организации инклюзивного образования, в нашем ДОУ, созданы особые условия и обеспечено грамотное с точки зрения коррекционной педагогики сопровождение. На данном этапе инклюзивного подхода первичной становится задача выявления индивидуальных образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Для этого в детском саду функционирует психолого-медико- педагогический консилиум в состав которого входят: старший воспитатель, воспитатель к которому в группу был интегрирован ребенок, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель и инструктор по физкультуре. Данный консилиум позволяет составить индивидуальный образовательный маршрут каждого ребѐнка с ОВЗ и избежать изолированную коррекцию отдельных параметров, отсутствие единства в достижении целей. Полученные данные фиксируются в таблицу.
В группе имеются дидактические игры разнообразного содержания, различные настольно-печатные игры, уголки, подобрана картотека специальных игр на формирование социальных навыков детей. В процессе занятий, бесед, стараемся использовать вопросы (ситуации), способствующие словесно - логическому мышлению. Используем в своей работе игры: «Артикуляционная гимнастика в картинках», игры на формирование речевого дыхания (на поддувание, попевки, фонетические распевки). Используем игры с прищепками (по методу Кандибур Г.Р.), «Звездочет» (на проговаривание) и др.
Посредством праздников, тематических бесед на занятиях и в повседневной жизни мы воспитываем уважение и терпимость здоровых детей к детям с особенностями в развитии. Чтобы способствовать развитию воображения детей, привлекаем «особых» детей к освоению театрализованной деятельности. Эта работа ведется совместно с музыкальным руководителем Малиновской Ю.В. Ребенок участвует в праздниках, где исполняет роли и рассказывает стихи.
Инструктор по физкультуре Трифонова Е.В. использует такие виды здоровьесберегающих технологий как: стретчинг, подвижные и спортивные игры, дыхательная гимнастика по системе йоги и А.Н.Стрельниковой, пальчиковую гимнастику, релаксацию. Также применяет технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка. В спортивных развлечениях, наряду со всеми детьми, «особый» ребенок участвует в различных играх, эстафетах, что дает возможность почувствовать свою успешность и оценить свои силы в выполнении тех или иных заданий.
Мы предоставляем детям возможность к проявлению творчества. В течение года проводятся выставки, вернисажи, такие как «Дары осени», «Поделки из бросового материала», «Новогодние игрушки», «Подарки мамам», «Подарки папам», где также участвуют дети с ОВЗ.
Организация совместной жизнедеятельности детей в группе инклюзивного образования прослеживается во всех режимных моментах. Дошкольники не являются пассивными наблюдателями, а активно учувствуют в дежурстве по группе, подготовке к занятиям и т.д.
Узкие специалисты проводят как групповые, так и индивидуальные занятия. При этом основополагающим принципом является соблюдение интересов детей. Педагог, отвечающий за сопровождение ребенка с ОВЗ, решает каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для воспитанника. Так ребенку предоставляем право развиваться в своем персональном темпе, он получает дополнительную помощь на индивидуальных занятиях со специалистами в соответствии со своей проблемой.
Основное внимание при работе с «особым» ребенком уделяется индивидуальным занятиям с учителем-логопедом Климовой О.Г.
Мы находятся в постоянном контакте с родителями воспитанника, объясняем им стратегию и тактику воспитательно-образовательного процесса. Согласно Закону РФ «Об образовании» родители являются первыми педагогами, а следовательно, должны стать полноценными и полноправными участниками в образовательной деятельности собственного малыша. Мы даем родителям еженедельные рекомендации, консультируем. Оксана Геннадьевна показывает способы (приемы) помощи при артикуляционных упражнениях, звукопроизношении.
Единство детского сада и семьи – ключ к успеху в инклюзивном образовании. Так в рамках инклюзивного подхода были организованы и проведены родительское собрание «Кто такой особый ребѐнок», консультации узких специалистов по запросу.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что комплексный подход к обучению детей с ОВЗ с участием специалистов, родителей, и с использованием интегративной среды позволяет им более полно раскрыть свой потенциал, приобрести необходимые знания и социальные навыки, успешно включиться в среду обычных сверстников, получить равные стартовые возможности и подготовится к самостоятельной жизни в будущем.