Педсовет на тему: «Детское экспериментирование – как основа поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Педсовет на тему: «Детское экспериментирование – как основа поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
педагогический совет: "Детское экспериментирование - как основа поисково-исследовательской деятельности детей дршкольного возраста" предполагает совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области экспериментирования, систематизацию и обобщение знаний воспитателей по данной проблеме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педсовет на тему: «Детское экспериментирование – как основа поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ № 2
тема: «Детское экспериментирование – как основа поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Экспериментирование в младшем дошкольном возрасте.
2. Экспериментирование в среднем дошкольном возрасте.
3. Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте.
4. Смотр уголков экспериментирования по группам (итоги).
5. Разное.
ХОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:
Что я слышу. — забываю.
Что я вижу — я помню.
Что я делаю — я помню.
Конфуций
Хочется начать наш педсовет с цитаты К.Е. Тимирязева «Люди, научившееся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
В дошкольном детстве ребенок постоянно развивается - играет он или занимается, читает или рисует. Одним из видов деятельности при котором ребенок развивается, является – экспериментирование. Что такое экспериментирование? Это когда ребенок лично сам, а не с чьих-то слов, приходит к выводу того или иного явления. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.п. Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка.
Цель экспериментальной деятельности. Углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Решая задачи познавательного характера: педагог имеет возможность использовать экспериментирование не только в структуре занятий по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой, но и в продуктивных видах деятельности; предполагает проблемные задачи (необязательно реальные), направленные на формирование потребности решать их опытным путем.
Чтобы повысить интерес, педагогу предлагается ставить вопросы, побуждающие детей сравнивать свойства материалов или предметов (глина и пластилин), устанавливать причинно-следственные связи (снег и лед), выдвигать предположения, делать выводы; совместно обсуждает предположения, помогает обобщать полученные результаты. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.
- наблюдение – непременная составная часть любого эксперимента.
- трудовые действия – без выполнения их эксперимент не бывает.
- развитие речи – умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
- изобразительная деятельность – развитие изобразительных способностей способствует более точному отображению результата эксперимента и наоборот, чем глубже исполнитель изучит объект, тем точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности.
- элементарные математические представления – во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.
Особенности детского экспериментирования.
Детское экспериментирование свободно от обязательности.
Не следует жестко регламентировать продолжительность опыта.
Не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана.
Дети не могут работать, не разговаривая.
Нужно учитывать индивидуальные различия детей.
Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов.
Ребенок имеет право на ошибку.
Воспитатель должен уметь применить адекватные способы вовлечения детей в работу:
работа руками детей;
дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам;
совместная работа воспитателя и детей;
помощь воспитателя детям;
работа воспитателя по указанию детей.
Соблюдение правил безопасности.
Способ введения ребенка в целостный педагогический процесс.
Анализ результатов и формулирование выводов.
Одной из задач учебно-воспитательной работы в нашем детском саду является совершенствование работы педагогического коллектива, направленной на развитие экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста, с целью развития их интеллектуальных способностей, познавательного интереса, творческой инициативы. Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи. Но в зависимости от своего возраста юные исследователи в ходе эксперимента ведут себя по-разному. А вот как это происходит, какие эксперименты проводят в том или ином возрасте, как вообще происходит экспериментальная деятельность, об этом и расскажут наши воспитатели.
Итак, начнем:
- экспериментирование в младшем дошкольном возрасте.
-экспериментирование в среднем дошкольном возрасте.
-экспериментирование в старшем дошкольном возрасте.
Мы сегодня с вами увидели, как экспериментируют дети, а мне хочется вам показать некоторые виды экспериментирования с разными материалами.
Опыт №1 «Стакан на гармошке»
Поставь рядом два стакана, накрой их листом бумаги. А теперь на середину листа попробуй поставить третий стакан. Стакан не держится – бумага прогнулась под его тяжестью. Что делать? Сложи листок «гармошкой» и снова накрой им стаканы. Теперь, поставь третий стакан сверху. Он держится! Его вес распределяется по обоим стаканам благодаря «гармошке», которая намного прочнее, чем обычный лист бумаги.
Опыт № 2
Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.
Воспитатель: Воздух давит на картон и удерживает его на месте. Поэтому вода остается в перевернутом стакане.
Опыт № 3
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт №4 Цель: Показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Оборудование:
1. Чайная ложка молотого перца.
2. Чайная ложка соли.
3. Бумажное полотенце.
4. Воздушный шарик.
5. Шерстяной свитер.
Опыт: Расстелим на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов
Опыт № 5 «Свеча на воде»
Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по - иному. Поэтому экспериментируйте везде: в игре, на занятиях, на прогулке, в процессе режимных моментов.
Смотр уголков экспериментальной деятельности
В нашем детском саду создаются максимальные условия для обогащения детей новыми знаниями и впечатлениями. Воспитатели всех групп проводят с детьми опыты и эксперименты, включают элементы экспериментирования в режимные моменты и непосредственную образовательную деятельность. Детское экспериментирование быстро и активно развивается в детском саду.
Также в нашем детском саду, согласно годовому плану работы и в рамках подготовки к педагогическому совету проходил смотр уголков экспериментирования. И вот что из этого получилось. Прошу просмотреть фотографии и оценить, с вашей точки зрения, уголки экспериментирования во всех возрастных группах.
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:
1. Продолжать создавать в детском саду психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.
Ответственные: воспитатели /в течение года
2. Пересмотреть календарное планирование в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание детскому экспериментированию в ОУД, в реж. моментах, самост. деят.
Ответственные: воспитатели /в течение года
3. Разработать план по внедрению метода проектов в воспитательно-образовательный процесс с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности, и представить на методическом объединении (мл. гр. 1-2 раза в год, средние гр. и старшие1 раз в 6 мес.)
Ответственные : методист, воспитатели детского сада
5. Оформить общий фотоколлаж «Растим любознательных» с целью информирования родителей воспитанников о работе педагогического коллектива.
Ответственные : творческая группа / до 5 декабря 2014 года.
В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач.
Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.
Рефлексия.
Составление синквейнов.
Чтобы обобщить материал нашего мастер –класса я предлагаю вам составить синквейн. Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.
Схема синквейна
1 строка –существительное –ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;
2 строка-два прилагательных –описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;
3 строка –три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;
4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;
5 строка –ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятие.
Пример:
Книга
Мудрая, вечная
Учит. Лечит. Ведет
Всю жизнь сопровождает
Радость.
Что нужно делать
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
8. Создавайте ситуацию успешности
Чего нельзя делать
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
4. Нельзя запрещать без объяснения.
5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
8. Дети бывают импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним