Просмотр содержимого документа
«Первый раз - в детский сад»
ПЕРВЫЙ РАЗ — В ДЕТСКИЙ САД
рекомендации родителям самых маленьких дошколят
Козьминых Ольга Васильевна
воспитатель первой категории,
МАДОУ «Детский сад № 135» г Перми.
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ
В последние годы родители вновь стали отдавать детей в детский сад в раннем возрасте, начиная с 18 месяцев, поэтому в детских садах опять стали открываться группы для малышей. И главным условием для родителей при поступлении ребенка в детский сад является создание в ДОУ условий для благоприятной адаптации малыша к садику. Каждая мама и каждый папа хотят, чтобы этот процесс прошел без особых трудностей. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в безопасности и защищенности (что обеспечивается присутствием матери или близких людей). Ребенок впервые остается в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений, в том числе навыков общения со взрослыми и другими детьми, которые его теперь окружают. А малыш раню, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться. Нужна помощь взрослых: родителей и воспитателей. Как же сделать этот процесс менее болезненным?
Адаптация.
Как вообще происходит адаптация и что это такое?
Адаптация — это приспособление организма и психики (психосоматика) к новой обстановке, а для ребенка детский садик является новым, еще неизвестным пространством, со своим окружением и новыми отношениями. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты (поэтому дети раннего возраста часто болеют).
Есть еще одно важное обстоятельство, про которое нельзя забывать — один ребенок чувствует себя в садике как рыба в воде, для другого же тот же сад превращается в «комнату ужасов», а все из-за индивидуальных особенностей.
Адаптация бывает тяжелая и легкая. Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет — (в данном случае болезнь нередко связана с нежеланием ребенка идти в детский сад). Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют. Если родителям пустить ситуацию на самотек, это может перерасти в серьезные нервные заболевания и расстройства.
Легкая адаптация — противоположная той, что была описана выше. В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно (это происходит приблизительно в течение месяца), ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации «срывы» все же возможны.
Для того чтобы, Ваш малыш быстрее и легче адаптировался к новым условиям, необходимо соблюдать несколько правил, которые помогут Вам и вашему ребёнку получать радость от посещения дошкольного учреждения. Вот некоторые из них:
1. Убедитесь в собственной уверенности, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности "садовского» воспитания. Любые ваши колебания он использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
2. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например, «Детский сад- это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих малышей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все сможешь рассмотреть, потрогать, поиграть с этими вещами. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было там интересного, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, приготовить "радостную коробку", выучить имена воспитателей и правила детского сада".
3. Поговорите с ребенком о правилах поведения в детском саду. Расскажите, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать, например, "Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и Анна Николаевна нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы — воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить.
4. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, услуги другим детям.
5. Знаете ли вы, что чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
6. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
7. Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом.
Важно помнить, что ребёнок всё легче и быстрее усваивает в игре, в том числе и новые правила поведения, поэтому мы предлагаем вам несколько игр, которые помогут малышу быстрее адаптироваться к новым условиям. Данные игры можно проводить и дома.
Заика
Цель: снятие напряжение, создание положительных эмоций.
Эта игра напоминает всем известную детскую игру «Колечко». Пусть ребенок зажимает в кулачке любой маленький предмет: камешек, фантик, пуговицу, а взрослый отгадывает, что спрятал малыш. Можно и наоборот, взрослый прячет, ребенок отгадывает.
«Кулачок на кулачок».
Игры с бумагой и карандашами: «Обведи ручку», «Укрась «руку» браслетом, часами, колечками», «Веселое солнышко».
Игры с игрушкой (куклой, мишкой): «Покружимся с мишкой», «Покормим куклу кашей», «Уложим мишку спать».
Игры с солнечным зайчиком.
Данная игра не потребует у Вас дополнительного оборудования, кроме зеркальца, с помощью которого вы будете пускать солнечных зайчиков. Пусть малыш ловит их ручками, пусть солнечные зайчики ласкают ему щечки, ушки, ножки. Игра даёт положительные эмоции, которые так необходимы ребенку в период адаптации в детском саду.