- научить грамматически правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между;
- отработать навык строить небольшие рассказы (закрепить умение грамматически правильно соединять слова в предложения, предложения в тексты)
- фонетически верно произносить звуки: ж, ш, з, щ, ц (проконтролировать правильность выдоха при артикуляции звуков)
-развивать у детей умение координировать речь с движениями, верно распределяя дыхание во время движения;
- расширять и систематизировать знания детей о местах обитания насекомых, их особенностях, вызвать желание у детей активно изучать насекомых, их поведение и места обитания, природу.
- словесные: загадывание загадок, вопросы к детям, уточнение, поощрение, рассказывание.
Этап занятия | Задачи ( с обозначением обр.области) | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организационный | | Игровая ситуация « Письмо из Царства насекомых» | |
Воспитатель достает письмо и зачитывает его. -Ребята, посмотрите, к нам в группу пришло письмо! Давайте, я вам его сейчас прочитаю: «Дорогие ребята, приглашаем вас в гости. Обещаем, что ваше путешествие будет очень интересным и необычным. Жители волшебного Царства насекомых» -Ребята, вы слышали когда-нибудь о Царстве насекомых -А где же оно находится? Но чтобы попасть в это Царство нужно пройти испытание, отгадав загадки. | Дети встают вокруг воспитателя, произвольно отвечают на вопросы. |
Деятельностный | Формировать умение отгадывать описательные загадки. Научить детей правильно выбирать карточку изображением насекомого, соответствующую ответу на загадку. Обогатить словарный запас, используя в речи названия насекомых. | Дидактическая игра« Загадки» | Верно отгадывают загадки, объясняют ответ, сопоставляя признаки насекомых. Правильно выбирают нужную карточку соответственно ответу. Активно используют в речи названия насекомых. |
На столе воспитателя разложены карточки с изображением насекомых. Воспитатель загадывает загадки: 1. Сок цветов душистых пьёт, Дарит нам и воск, и мёд. Людям всем она мила, А зовут её… (пчела). 2. Всех жучков она милей, Спинка алая у ней. На спинке кружочки – Чёрненькие точки. (божья коровка) 3 Он строитель настоящий, Деловитый работящий. Под сосной в лесу густом Из хвоинок строит дом. (муравей) 4. Она ярка, красива, Изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок, Пьёт хоботком душистый сок. (бабочка) 5 Хоть я мал, да удал, Очень многих покусал. Песню звонкую пою, Ночью спать вам не даю. (комар) 6 Этот маленький скрипач Изумрудный носит плащ. Он и в спорте чемпион, Ловко прыгать может он. (кузнечик) 7. Заберётся на пенёк И зажжёт свой огонёк. Светит нам ночной порой, Чтоб нашли мы путь домой. (светлячок) 8 Я - мохнатый червячок Полосатый бочок. Скоро бабочкою стану, Закружусь я над поляной. (гусеница) 9 Кто-то сплел корзиночку Тонкой паутиночкой, Это не игрушка, А для мух ловушка. (паук) 10. Он большой, мохнатый, Жилет носит полосатый. В норке под землёй живёт И нектар цветочный пьёт. (шмель) 11. Съела бабушкин платок. Съела дедушкин носок. Хочет шарфик съесть у Толи. Нет вреднее серой. (моли). 12. Любит солнечный денёк Беззаботный (мотылёк). 13. Любит ползать, не спеша, Тихо листьями шурша. Не способна бегать прытко А зовут её… (улитка). 14 Он за печкою живет, Тихо песенку поет. Про то, что за окном темно, О том, что спать пора давно. (сверчок) -Молодцы. А кто знает как назвать все наши отгадки одним словом? (насекомые). - Верно. И муравей, и бабочка, и божья коровка, и кузнечик - насекомые. Называются они так потому, что у них словно глубокими насечками тело разделено на несколько частей. | Дети делятся на 2 группы. Дети по очереди из каждой группы отгадывают загадки, подходят к столу воспитателя и выбирают карточку в соответствии с ответом, затем раскладывают их за своими столами. Хором отвечают |
Дидактическая игра «Звуки насекомых» |
| Способствовать умению определять звуки насекомых. Научить фонетически верно произносить звуки: ж, ш, з, щ, ц. Проконтролировать правильность выдоха при артикуляции звуков. | - Вы успешно прошли испытание. Произнесите заклинание: Быстро, быстро покружились, С волшебством мы подружились, Хлопнули в ладоши и остановились, В Царстве насекомых все мы очутились. - Вот мы и на прекрасной лесной поляне. А как здесь тихо. Давайте сядем поудобнее, закроем глаза и послушаем звуки природы. Включается аудиозапись – голоса насекомых. - На что похожи звуки, которые вы слышите? Кто может издавать такие звуки. | Дети встают и произносят слова Садятся на свои места и слушают звуки насекомых Определяют звуки насекомых, вместе с воспитателем произносят их громко. | Проговаривают текст в движении, не задыхаясь. Определяют такие звуки как: жужжание жука (звук Ж), мухи (звук З), шмеля (звук Ш), осы, стрекот кузнечика (звук Ц), звон комара и т.д. Фонетически верно произносят звуки: ж, ш, щ, з, ц; правильно выдыхают при артикуляции звуков. |
Физкультминутка |
| | Поднимайте плечики, Движения по смыслу слов Прыгайте кузнечики, Прыг – скок, прыг – скок. Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко, Надо оттолкнуться одной ногой и мягко Прыгай на носках легко. приземлиться на другую. | Дети выполняют движения в соответствии с текстом | Координируют речь с движениями, правильно распределяют дыхание во время движения. |
Дидактическая игра « Где чей домик?» |
| Расширять знания детей о местах обитания насекомых. Сформировать умение грамматически правильно использовать в речи предлоги в, на, между, под. Развить умение строить небольшие рассказы (закрепить умение грамматически правильно соединять слова в предложения, предложения в тексты) Активизировать в речи названия насекомых. Побудить детей активно изучать насекомых, их поведение и места обитания, природу. | Вывешивается плакат с изображением лесной поляны, на которой видны муравейник, паутина, цветы, улей, полено. -В Царстве насекомых случилась беда: жители перепутали домики и просят нас помочь им. Нужно найти картинку с изображением насекомого, живущего в том или ином домике, прикрепить при помощи магнита и рассказать, кто это, где живёт, как передвигается. Муравей – В муравейнике Пчела – В улье Шмель – В земляной норке, В трещинке Гусеница – На растении, В коконе, Между листьями Паук – На паутине Бабочка – На растениях Божья коровка – На растениях, Под листочками Кузнечики – Между зарослями травы - Молодцы. Все насекомые говорят вам «спасибо» и предлагают поиграть вам в следующую игру. | Дети рассматривают плакат. Из каждой группы дети по очереди выбирают нужные карточки и крепят при помощи магнита на плакат. | Знают о местах обитания насекомых. Грамматически правильно используют в речи предлоги в, на, между, под. Правильно соединяют слова в предложения, предложения в рассказы. Активно используют в речи названия насекомых. Сформировано желание изучать насекомых,их поведение и места обитания, в целом природу |
Дидактическая игра «А мы по лесу гуляли» |
| | «А мы по лесу гуляли, Много нового узнали. Встанем, глубоко вздохнём, Упражнения начнём. Руки в стороны, вперёд, Развели руки в стороны, вперёд А потом наоборот. | Дети выполняют движения в соответствии с текстом. | Верно распределяют дыхание во время движения. |
Дидактическое упражнение «Четвёртый лишний» |
| Развить умение строить небольшие рассказы (закрепить умение грамматически правильно соединять слова в предложения, предложения в тексты) Активизировать в речи названия насекомых. Способствовать выбору правильного ответа. Научить объяснять свой ответ. | - Назовите лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее. - заяц, ёж, лиса, шмель -цапля, паук, скворец, сорока - бабочка, стрекоза, енот, пчела - кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук - муравей, муха, пчела, майский жук - стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка. - муха, таракан, комар, моль | Дети по очереди из каждой группы решают поставленную задачу, обосновывая свои ответы. | Грамматически верно строят небольшие рассказы (правильно соединяют слова в предложения, предложения в тексты) Активно используют в речи названия насекомых. Умеют выбирать правильный ответ. Умеют должным образом обосновать свой ответ. |
Заключительный | | | |
Мы сегодня так много узнали. Вам понравилось? Мы замечательно погуляли по лесной поляне и увидели много разных насекомых! Но нам, ребята пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова: Мы сейчас покружимся, С волшебством подружимся, Раз, два, три, четыре, пять Возвратимся в детский сад, | Дети произвольно отвечают на вопрос воспитателя, делятся впечатлениями. Выполняют действия с воспитателем со словами. |