1 | Ребятки, послушайте, пожалуйста, стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!» Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса. - Кто догадался, о каком времени года идет речь? Как вы догадались? А что значат слова багрец и золото? | Прослушивание стихотворения, ответы на вопросы по тексту. | Умение анализировать стихотворение, выделять главное. Активизировать речь детей словами: багрец и золото. |
2 | - Правильно. Но не только поэты любили описывать это прекрасное время года, но и художники и музыканты. Вот мы сейчас и посмотрим картину об осени, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. Художник назвал свою картину «Золотая осень». Давайте полюбуемся ею. А я включу «осеннюю» музыку, её написал композитор Петр Ильич Чайковский. (Фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года») - Радостно или грустно звучала эта музыка? - Да, в музыке слышится светлая, лёгкая печаль. Мелодия звучала нежно и светло. А какое настроение у вас появляется после прослушивания музыки? Вот так композитор чувствовал золотую осень. Посмотрите теперь на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень. Как он смог выразить свои чувства красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски грустные? (ответы детей) - Да, радость художник передал тёплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но, в то же время и лёгкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем. - Давайте внимательно рассмотрим картину. Посмотрите, в левой части картины, близко к нам, на переднем плане художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья? ( Березки) - Расскажите о них. Какие они? - А ещё дальше, на дальнем плане, видна группа берёзок. Такую группу березок называют «берёзовая роща». Художник нарисовал чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев - ведь деревья далеко, поэтому он расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане. - А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано? (Речка.) - Да, речка. Перед нами она широкая, темно – синяя, а дальше, становится все уже, все светлее, вдали она голубеет и белеет. А дальше, на излучине речки стоит одинокая берёзка, яркая, как «свечка». Справа от неё хоровод зелено – коричневых деревьев. А что изобразил художник на дальнем плане, там, где начинается небо? Да, там, на горе мы видим зелёную пашню, несколько домиков, а дальше – стена берёзок и лес. А какого цвета небо? (Небо голубое, с лёгкими белыми облаками.) - А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Да, мы видим тени от деревьев, значит солнышко есть. Солнышко «зажгло» золотом листву, жёлто – оранжевым светом! Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось. - Что вам хочется сделать, глядя на эту картину? | Дети слушают музыку, рассматривают картину. Дети отвечают на вопросы воспитателя по содержанию музыки. Дети рассматривают картину, отвечают на вопросы полным предложением. Рассматривают более детально картину, что на переднем плане, что на заднем плане. Анализируют замысел художника, художественные приемы. Отвечают на вопросы по картине. | Умение видеть красоту картины и воспринимать музыкальное произведение. Умение анализировать музыкальное произведение используя слова: радостно, грустно, восхищённое, спокойное. Умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением. Активизация словаря детей словами: теплые, холодные тона, передний план, задний план, осень золотая, березовая роща. Обогащение словаря детей словами: увядающая трава, пышные кроны деревьев, излучина речки, зеленая пашня. Умение отвечать на вопросы воспитателя полным развернутым предложением, рассказывая об увиденном. |
3 | Мне тоже хочется пройтись по осенним красотам, золотисто-багряным березовым рощам. Вдохнуть свежий воздух, почувствовать дуновение легкого ветерка, послушать шум реки. Давайте с вами ребятки сейчас встанем, пройдемся по лесу под звуки музыки и соберем осенние листья (Звучит музыка Пол Маориата «Токкато»). Дети, вот мы с вами собрали осенние листочки, а теперь давайте их сложим в корзину, они нам еще пригодятся. - А сейчас поиграем в игру: «Какая осень». Вставайте в полукругом, я буду показывать вам осенние картины (показ презентации с осенними картинами), а вы будите мне говорить, какая осень на них изображена. Например: солнечная, радостная, веселая. Еще какая? | Дети собирают осенние листья под звуки музыки. Дети рассматривают слайды и называют описательные прилагательные | Эстетическое восприятие окружающей действитель-ности, умение действовать сообща Активизация словаря: дождливая, унылая, золотая, солнечная, радостная, веселая и т. д.) |
4 | Молодцы, ребятки! Сегодня мы послушали музыку, стихи об осени, посмотрели картину художника И. И. Левитана «Золотая осень». Нам было радостно и немножко грустно. Мы вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке. Музыка, картина и стихи подарили нам эти воспомина-ния, эту радость и лёгкую грусть. А сейчас мы с вами вместе как художники, попро-буем изобразить золотую осень с помощью осенних листьев и создадим осенний коллаж. | Коллективное изготовление осеннего коллажа | Умение детей создавать совместные работы. Умение детей делать коллаж, располагая детали по всему листу, подбирать детали по цвету и форме. |