kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через рисование в нетрадиционной технике»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка, является одним из важнейших средств познания окружающего  мира. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через рисование в нетрадиционной технике»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Мулымская средняя общеобразовательная школа










План самообразования


«Развитие творческих способностей детей

дошкольного возраста через рисование

в нетрадиционной технике»

















Составила:

Прокопович Ирина Григорьевна

Воспитатель

1 квалификационной категории







п. Мулымья 2020г.


Актуальность темы

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка, является одним из важнейших средств познания окружающего мира. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

- вызвать у детей эмоциональный отклик к окружающему миру;

- сформировать у них изобразительные навыки и умения;

- способствовать развитию творческих способностей.

Проблема творчества в истории педагогики всегда была одной из актуальных. Творческие личности нужны во все времена. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Современное общество диктует потребность в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать свои мысли, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Поэтому развитие творчества, формирование творческой личности - одна из главных задач современного дошкольного образования.

Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста.Использованиенетрадиционных техник рисования способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение. Как правило, дети часто копируют предлагаемый им образец, а нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами, инструментами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Однако у детей старшего дошкольного возраста еще  не достаточно сформированы графические навыки и умения, что  мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей  исчезает желание рисовать. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьётся ребенок, как будет развиваться его фантазия. В связи с этим, возникла необходимость облегчить рисование с целью создания ситуации успеха у детей, формирования устойчивой мотивации к рисованию. Результат рисования нетрадиционными техниками обычно очень эффективный и не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксу и получать забавный рисунок.Нетрадиционное рисование развивает эстетическое восприятие, фантазию, творческую самостоятельность, дает возможность использовать детям хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, позволяет дошкольникам заниматься рисованием не навязчиво, а с удовольствием; это возможность для детей пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Определению цели и задач темы самообразования способствовали идеи авторов А.В. Никитиной, Г. Н.Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

Цель:

Создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

-Знакомить детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.

-Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами.

-Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.

-Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.




Новизна

Проблема развития творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приёмов обучения рисованием нетрадиционными техниками.

Создание предметно-развивающей среды

Для успешной реализации работы в данном направлении создана предметно-развивающая среда: организован центр изотворчества, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета и фактуры, картон, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски акварельные, гуашь, кисти тонкие и толстые, шаблоны и трафареты, стаканчики, салфетки, зубные щётки, поролоновые губки, свечи, листья, ватные палочки, перья, штампы различных форм и размеров, трубочки для коктейля, клей ПВА, пластилин.

Методическое обеспечение.

1 .Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

2. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

3. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.



Описание плана работы

Работа по теме«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через рисование в нетрадиционной технике» рассчитана на период с 1 сентября 2020 г. по 31 мая 2021 г. иносит творческий характер.

По количеству участников –подгруппа детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.



  1. Подготовительный этан (сентябрь 2020 г.)

II. Основнойэтап (октябрь 2020 г. – апрель 2021 г.)

III. Заключительный этап(май 2021 г.)

Подготовительный этап решает задачи организационного характера:

  • диагностика уровня развития творческих способностей детей;

  • определение цели и задач;

  • изучение методической литературы;

  • анализ многообразия художественных техник рисования, выявление подходящих для детей старшего дошкольного возраста;

  • создание предметно-развивающей среды;

  • разработка перспективного плана работы(см. Приложение 1).

Основной этап предполагает совместную деятельность с детьми:

  • реализация перспективного плана работы по рисованию нетрадиционными техниками;

  • проведение НОД, сотворчество со взрослым;

  • наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми;

  • экспериментирование с изобразительными материалами;

  • коллективное творчество;

  • выставки детских рисунков, участие в конкурсах различного уровня;

  • консультации для родителей. 

Заключительный этап:

  • разработка методических рекомендаций по диагностика развития творческих способностей детей(см.Приложение 2);

  • использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста;

  • обобщение опыта работы по данной теме на педсовете (проведение мастер-класса)

Ожидаемые результаты.

  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования.

  • Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами.

  • Умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования.

  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.







Практическая значимость

  • Участие в конкурсах детских рисунков на муниципальном и областном уровне.

  • Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития творческих способностей дошкольников.

  • Оказание помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное развитие».



Список литературы.

1.Г.Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"

2.Е.Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.

3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».

5.Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное образование, «Учимся играя”.

6.Марина Озерова «О детском рисовании».

















Приложение 2.


Диагностика уровня творческого развития.

Задание на дорисовывание пяти кругов.

Детям выдаются альбомные листы бумаги с нарисованными на них кругами одинаковой величины (диаметром 5 см). Предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их так, чтобы получилось красиво. Задания должны в совокупности изображенных образов, имеющих общую основу (круг), отразить уровень богатства впечатлений, сложность творческого процесса, уровень развития воображения.

Выполнение этого задания оценивается по следующим критериям:

1. Продуктивность - количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет количество баллов, полученное ребенком. Так, если в образы оформились все пять кругов, то выставляется оценка 5, если 4, то 4, и т. д. Все баллы суммируются. Общее число баллов позволит определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы в целом.

2.Разработанность образа - этот критерий определяет полноту и разнообразие выделенных ребёнком и переданных в рисунке признаков, деталей изображаемых предметов и оценивается по трёхбалльной шкале.

1 балл - дорисовывание с передачей одного признака (либо дорисовывание, либо закрашивание);

2 балла - дорисовывание с передачей нескольких (2-3) признаков;

3 балла - дорисовывание с передачей более трех признаков.

К общему баллу может быть добавлен 1 балл, если переданы детали, наиболее ярко характеризующие образ.

3.Оригинальность:

Оценка «3» — высокий уровень — ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов .

Оценка «2» — средний уровень — ставится тем детям, которые наделили образным значением все или почти все круги, но допустили практически буквальное повторение.

Оценка «1» — низкий балл — ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

4.Качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания), использование цвета в дорисовывании и раскрашивании изображений может быть оценено по 3-балльной системе.

1 балл — использование при закрашивании 1—2 цветов;

2 балла — использование в рисунках в целом 3—4 цветов;

3 балла — использование при передаче образов более 4 цветов, выразительное решение в целом.

Подсчитывается общее количество баллов, полученное каждым ребенком, всеми детьми группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делится на количество детей в ней).











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Прокопович Ирина Григорьевна

Дата: 29.03.2021

Номер свидетельства: 577036

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "План по самообразованию в подготовительной группе"
    ["seo_title"] => string(54) "plan_po_samoobrazovaniiu_v_podghotovitiel_noi_ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "426810"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1504104841"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства