План самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через рисование в нетрадиционной технике»
План самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через рисование в нетрадиционной технике»
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка, является одним из важнейших средств познания окружающего мира. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через рисование в нетрадиционной технике»»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Мулымская средняя общеобразовательная школа
План самообразования
«Развитие творческих способностей детей
дошкольного возраста через рисование
в нетрадиционной технике»
Составила:
Прокопович Ирина Григорьевна
Воспитатель
1 квалификационной категории
п. Мулымья 2020г.
Актуальность темы
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка, является одним из важнейших средств познания окружающего мира. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
- вызвать у детей эмоциональный отклик к окружающему миру;
- сформировать у них изобразительные навыки и умения;
- способствовать развитию творческих способностей.
Проблема творчества в истории педагогики всегда была одной из актуальных. Творческие личности нужны во все времена. В процессе творчества ребёнокразвивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Современное общество диктует потребность в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать свои мысли, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Поэтому развитие творчества, формирование творческой личности - одна из главных задач современного дошкольного образования.
Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованиюс детьми дошкольного возраста.Использованиенетрадиционных техник рисования способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение. Как правило, дети часто копируют предлагаемый им образец, а нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами, инструментами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Однако у детей старшего дошкольного возраста еще не достаточно сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьётся ребенок, как будет развиваться его фантазия. В связи с этим, возникла необходимость облегчить рисование с целью создания ситуации успеха у детей, формирования устойчивой мотивации к рисованию. Результат рисования нетрадиционными техниками обычно очень эффективный и не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксу и получать забавный рисунок.Нетрадиционное рисование развивает эстетическое восприятие, фантазию, творческую самостоятельность, дает возможность использовать детям хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, позволяет дошкольникам заниматься рисованием не навязчиво, а с удовольствием; это возможность для детей пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Определению цели и задач темы самообразования способствовали идеи авторов А.В. Никитиной, Г. Н.Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
Цель:
Создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
-Знакомить детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
-Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами.
-Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
-Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.
Новизна
Проблема развития творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приёмов обучениярисованием нетрадиционными техниками.
Создание предметно-развивающей среды
Для успешной реализации работы в данном направлении создана предметно-развивающая среда: организован центр изотворчества, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета и фактуры, картон, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски акварельные, гуашь, кисти тонкие и толстые, шаблоны и трафареты, стаканчики, салфетки, зубные щётки, поролоновые губки, свечи, листья, ватные палочки, перья, штампы различных форм и размеров, трубочки для коктейля, клей ПВА, пластилин.
Методическое обеспечение.
1 .Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
2. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
3. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
Описание плана работы
Работа по теме«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через рисование в нетрадиционной технике» рассчитана на период с 1 сентября 2020 г. по 31 мая 2021 г. иносит творческий характер.
По количеству участников –подгруппа детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
Подготовительный этан (сентябрь 2020 г.)
II. Основнойэтап (октябрь 2020 г. – апрель 2021 г.)
III. Заключительный этап(май 2021 г.)
Подготовительный этап решает задачи организационного характера:
диагностика уровня развития творческих способностей детей;
определение цели и задач;
изучение методической литературы;
анализ многообразия художественных техник рисования, выявление подходящих для детей старшего дошкольного возраста;
создание предметно-развивающей среды;
разработка перспективного плана работы(см. Приложение 1).
Основной этап предполагает совместную деятельность с детьми:
реализация перспективного плана работы по рисованию нетрадиционными техниками;
проведение НОД, сотворчество со взрослым;
наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми;
экспериментирование с изобразительными материалами;
коллективное творчество;
выставки детских рисунков, участие в конкурсах различного уровня;
консультации для родителей.
Заключительный этап:
разработка методических рекомендаций по диагностика развития творческих способностей детей(см.Приложение 2);
использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста;
обобщение опыта работы по данной теме на педсовете (проведение мастер-класса)
Ожидаемые результаты.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования.
Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Практическая значимость
Участие в конкурсах детских рисунков на муниципальном и областном уровне.
Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития творческих способностей дошкольников.
Оказание помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное развитие».
Список литературы.
1.Г.Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"
2.Е.Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.
3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».
4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».
5.Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное образование, «Учимся играя”.
6.Марина Озерова «О детском рисовании».
Приложение 2.
Диагностика уровня творческого развития.
Задание на дорисовывание пяти кругов.
Детям выдаются альбомные листы бумаги с нарисованными на них кругами одинаковой величины (диаметром 5 см). Предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их так, чтобы получилось красиво. Задания должны в совокупности изображенных образов, имеющих общую основу (круг), отразить уровень богатства впечатлений, сложность творческого процесса, уровень развития воображения.
Выполнение этого задания оценивается по следующим критериям:
1. Продуктивность - количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет количество баллов, полученное ребенком. Так, если в образы оформились все пять кругов, то выставляется оценка 5, если 4, то 4, и т. д. Все баллы суммируются. Общее число баллов позволит определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы в целом.
2.Разработанность образа - этот критерий определяет полноту и разнообразие выделенных ребёнком и переданных в рисунке признаков, деталей изображаемых предметов и оценивается по трёхбалльной шкале.
1 балл - дорисовывание с передачей одного признака (либо дорисовывание, либо закрашивание);
2 балла - дорисовывание с передачей нескольких (2-3) признаков;
3 балла - дорисовывание с передачей более трех признаков.
К общему баллу может быть добавлен 1 балл, если переданы детали, наиболее ярко характеризующие образ.
3.Оригинальность:
Оценка «3» — высокий уровень — ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов .
Оценка «2» — средний уровень — ставится тем детям, которые наделили образным значением все или почти все круги, но допустили практически буквальное повторение.
Оценка «1» — низкий балл — ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.
4.Качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания), использование цвета в дорисовывании и раскрашивании изображений может быть оценено по 3-балльной системе.
1 балл — использование при закрашивании 1—2 цветов;
2 балла — использование в рисунках в целом 3—4 цветов;
3 балла — использование при передаче образов более 4 цветов, выразительное решение в целом.
Подсчитывается общее количество баллов, полученное каждым ребенком, всеми детьми группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делится на количество детей в ней).